Система профессионального обучения безработных граждан - это совокупность взаимодействующих нормативно-правовых актов, преемственных образовательных программ различного уровня и направленности; сети инфраструктуры для оказания населению широкого спектра профориентационных услуг; сети образовательных учреждений, реализующих образовательные программы профессионального обучения, органов управления.
В построении и выделении элементов системы особое значение приобретает системно-структурный подход. Суть: процесс создания системы включает теоретическое обоснование иерархии ее целей и задач, структуры и принципов формирования; уточнение основных понятий, относящихся к системе, педагогическое обеспечение и построение целевых программ профессионального обучения; определение критериев конкурсного отбора учебных заведений; разработку принципов построения модели управления Предложенной системой.
Главная цель системы профессионального обучения безработных граждан — обеспечение права незанятого населения на широкий спектр образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности, содействие в трудоустройстве, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.
|
|
Задача системы — оптимизировать процесс подготовки кадров с учетом социально-экономических, психолого-педагогических и организационно-управленческих факторов.
На основе сопоставительного анализа существовавших образовательных систем выделены следующие принципы построения системы:
· гибкость, многоуровневость и многофункциональность;
· учет общих тенденций развития образования;
· доступность для всех категорий незанятого населения
при одновременном приоритете для слабо защищенных
слоев;
· удовлетворение потребностей незанятого населения в
профессиональном обучении, предоставление им широкого
спектра услуг в выборе профессии, специальности, ориентация обучения на новые сферы трудовой деятельности;
· содействие трудовой активности, предпринимательству
и другим формам самозанятости;
· профориентация и психологическая поддержка населения;
· расширение самостоятельности, оптимальность управления;
· многоканальность источников финансирования, оптимизация сроков и стоимости обучения;
· тесное взаимодействие с социальными партнерами.
«Профессиональная подготовка» (согласно Закону РФ «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ. Профессиональная подготовка, как правило, не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися специальных знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы, групп работ.
|
|
В современной литературе и в законе «Об образовании» нет четкости в дифференциации понятий «профессиональная переподготовка» и «стажировка». Можно предложить следующие определения этих понятий:
«профессиональная переподготовка» — это получение
гражданами по соответствующим образовательным программам дополнительных знаний и умений, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и
присвоения им соответствующей квалификации;
«стажировка» — это формирование и закрепление на
практике профессиональных знаний и умений, полученных в
результате теоретического обучения.
Эффективное функционирование системы профессионального обучения незанятого населения требует реализации следующих условий:
· систематическое прогнозирование наиболее востребованных профессий и специальностей, предоставление информации, проведение на этой основе консультаций и профессиональной ориентации населения;
· создание инфраструктуры для осуществления профориентации и психологической поддержки населения;
· отбор на конкурсной основе учебных заведений и возможность оперативного обновления перечня профессий и
учебно-программной документации;
· разработка и использование в учебном процессе комплекта учебно-методических материалов как для обучаемых, так
и для преподавателей;
· разработка критериев эффективности обучения, систематическая оценка результатов обучения и внесение необходимых корректив в учебный процесс.
При этом должна учитываться специфика профессионального обучения безработных, заключающаяся в большом разнообразии профессий и специальностей (более 400) и форм обучения (подготовка, переподготовка, освоение смежных профессий, повышение квалификации, стажировка), в сжатых сроках обучения (до одного года), быстрых темпах обновления учебно-программной документации. Целесообразна двухуровневая система разработки нормативных правовых актов и учебно-методических документов.
На первом уровне (федеральном) принимаются основополагающие документы, определяющие стратегию формирования и развития создаваемой системы и обязательные для всех субъектов федерации. На втором уровне (субъектов федерации) принимаются соответствующие нормативно-правовые акты и документы, обязательные для данного региона. К настоящему времени в основном создана нормативная и правовая база профессионального обучения, позволяющая целенаправленно решать поставленные задачи.
Важным шагом для дальнейшего развития системы профессионального обучения принятие в 1999 г. «Концепции профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения». Суть:
· раскрыты сущность проводимой государственной политики регулирования рынка труда;
· цели и задачи профессионального обучения безработных граждан, высвобождаемых работников и незанятого населения, профориентации и психологической поддержки населения;
· изложены основные подходы к решению многогранных задач, стоящих перед службами занятости в части оказания услуг по профессиональной ориентации и профессиональному обучению безработным гражданам, высвобождаемым работникам и работодателям.
В основу Концепции положены следующие принципы:
· ориентация обучения граждан на новые сферы трудовой деятельности, социальная адаптация граждан;
· преемственность обучения и учет имеющегося образовательного потенциала и навыков трудовой деятельности;
|
|
· модульный принцип формирования содержания обу чения, многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения;
· опережающий характер обучения, способствующий сокращению периода вынужденной безработицы;
· профориентационное сопровождение учебного процесса;
· разнообразие источников финансирования и оптимизация затрат на оказание услуг по профессиональному обучению.
Концепция исходит из того, что молодежь (до 18 лет), впервые ищущая работу, должна получать профессию или специальность, как правило, в профессиональных образовательных учреждениях до начала трудовой деятельности. В этих целях служба занятости предоставляет молодежи информацию о специальностях и профессиях, пользующихся спросом на рынке труда, профессиональных образовательных учреждениях, способствует направлению на учебу.
В зависимости от ситуации на рынке труда будет формироваться различный качественный состав безработных по уровню образования и профессионально-квалификационному составу. Требуется применять вариативный подход к организации профессионального обучения. Суть:
При безработице в пределах 2% основные направления в работе с населением сводятся к следующему:
Лица, не имеющие профессии, могут проходить первичное обучение профессиям, имеющим спрос на рынке труда. Это обучение может осуществляться в учреждениях начального, среднего, высшего профессионального образования, учебно-курсовых комбинатах и непосредственно на предприятиях, в учебных центрах службы занятости.
Для безработных граждан, которым невозможно предложить подходящую работу, и лиц, не способных трудиться по прежней профессии (специальности), должна быть организована профессиональная переподготовка или обучение вторым профессиям. В этом случае переподготовку либо повышение их квалификации, обучение вторым профессиям, целесообразно проводить на предприятиях, в ПУ, на различного рода межотраслевых курсах и в центрах.
|
|
При высоком уровне безработицы система профессионального обучения должна обеспечивать частичную аккумуляцию резерва рабочей силы и противодействовать росту застойной структурной безработицы. Решение этих задач потребует установления дифференцированных сроков обучения, использования интенсивных учебных технологий.
Концепция определяет основные стратегические направления формирования системы профессионального обучения безработных и носит открытый характер. Она предполагает гибкую реакцию территориальных служб занятости на конъюнктуру рынка труда, внесение дополнений с учетом специфики регионов.
Реализация Концепции позволила:
· создать эффективную систему социальной защиты без
работных граждан путем предоставления широкого спектра
образовательных услуг, направленных на повышение их профессиональной мобильности и конкурентоспособности на
рынке труда;
· повысить эффективность трудоустройства безработных
граждан и сократить сроки безработицы;
· совершенствовать механизм взаимодействия с социальными партнерами;
· создать равные возможности занятости для различных
социальных групп населения;
· сформировать необходимые предпосылки для эффективного функционирования системы профессионального обучения безработных.
Формирование системы профессионального обучения безработных требует новых подходов к построению содержания, методов и организационных форм обучения.