Рекомендации по составлению отчета по кейсу

1. Опишите проблемное поле и конкретные проблемные ситуации в сфере управления инновационной деятельностью в образовании. Ранжируйте определённые практические проблемы по степени актуальности для организации, для отрасли, для государства, для общества. Оцените проблемные ситуации с точки зрения необходимости и возможности их научного исследования. Выберите наиболее актуальную практическую проблему, подлежащую решению в ходе исследования. Оцените актуальную практическую проблему с позиций её структурированности (хорошо структурированная, слабо структурированная, не структурированная). Ответ обоснуйте.

2. Сформулируйте противоречие и определите исследовательскую проблему, отражающую определенную вами практическую проблему в образовании и соответствующую противоречию. Ответ обоснуйте.

3.Дайте характеристику и проанализируйте состояния (степени) изученности проблемы в науке.

4. Сформулируйте тему исследования. Обоснуйте (проведите доказательство) её актуальности. Проведите самооценку качества формулировки темы.

5.Опишите идею решения определённой вами исследовательской проблемы.

6. Дайте характеристику основных понятий исследования (понятийная матрица).

7.Сформулируйте цель, гипотезу и перечень необходимые для её разрешения задачи. При формулировке гипотезы используйте алгоритмы «А возможно, если в качестве условий будут Б, С, Д...», «если будут Б, С, Д, то возможно А», «А есть Б», «в А входит Б», «чтобы получить А, надо взять Б и совершить по отношению к нему действия С1, С2, СЗ».

8.Сформулируйте объёкт и предмет исследования.

9.Перечислите источники информации позволившей вам определить исследовательскую проблему, высказать гипотезу и выработать идею её решения. Оцените достаточность информации, на основании которой вы определили исследовательскую проблему, идею и гипотезу.

10. Определите основные этапы и сроки решения определённой исследовательской проблемы. Определите объём необходимых вам ресурсов, а также объём ресурсов, которыми вы располагаете. Оцените. В случае недостаточного количества ресурсов, оцените, каким образом вы будете восполнять этот недостаток. Распределите ресурсы, которыми вы располагаете по этапам исследовательских работ. Ответ обоснуйте.

11. Оцените собственную мотивационную готовность, индивидуальные креативные способности для самостоятельного осуществления научного исследования по выбранной теме.

12. Определите эмпирическую базу вашего исследования. Обоснуйте выбор базы исследования. Оцените выбранную базу количественно и качественно.

Практикум

 

I. Рассмотрите оглавление какого-либо учебника по педагогике (например: Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. - М., 1996. - С. 628-631). Можно ли использовать ту или иную структуру, предлагаемую автором учебника, для формулирования темы научно-педагогического исследования?

II. В своей книге "Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций)" Б. С. Гершунский приводит тематику приоритетных исследований в рамках комплексной программы РАО "Стратегия развития образовательных систем". Вот несколько тем из раздела "Личность в системе непрерывного образования":

 

2.1.5. Междисциплинарные проблемы индивидуализации образования.

2.1.7. Учащийся как субъект педагогического процесса.

2.2.7. Образование, культура, искусство: проблемы взаимодействия в нравственном становлении учащихся.

2.3.3. Доступность обучения как фактор отбора содержания образования. Проблемы взаимоотношений научности и доступности в обучении.

2.3.6. Общение как проблема организации обучения.

2.3.7. Мотивация и стимулирование в обучении.

3.1.13. Технологические аспекты гуманизации и гуманитаризации образовательных систем.

3.1.14. Эмоциональная сфера межличностных отношений в образовании.

Проанализируйте эти темы. Попробуйте разбить их на более мелкие темы (подтемы), которые можно использовать в качестве тем курсовых (дипломных) работ.

Дайте логическое обоснование предлагаемой вами детализации.

 

III. Проанализируйте план (А) и методологические характеристики (Б) исследования на тему "Психолого-педагогические возможности осуществления индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения биологии" (дипломная работа, выполненная на естественно-научном факультете). Определите, как взаимосвязаны элементы методологического аппарата и структура исследования. Считаете ли вы необходимым что-либо изменить в плане и методологическом обосновании исследования? Аргументируйте свою позицию.

 

А. Введение

 

Глава 1. Теоретические основы применения индивидуального подхода в современной педагогике.

1.1. Историко-педагогические аспекты проблемы индивидуального подхода.

1.2. Индивидуальный подход как основа педагогической деятельности учителя.

1.3. Особенности осуществления индивидуального подхода к слабоуспевающим школьникам.

Глава 2. Психологические основы индивидуализации обучения в работе с подростками.

2.1. Мотивация учения в среднем школьном возрасте.

2.2. Особенности познавательных процессов и их учет при организации учебной деятельности.

Глава 3. Психолого-педагогический эксперимент.

3.1. Диагностический этап экспериментальной работы.

3.2. Формирующий этап эксперимента.

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы.

Заключение

Литература

Приложения

Б. <…> Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью учитывать многие индивидуальные особенности личности в учебном процессе и ограниченной возможностью реализации этой необходимости в массовой школе из-за недостаточной разработки педагогического и методического инструментария.

Объект исследования - процесс биологического образования учащихся.

Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности учащихся и их учет в процессе обучения биологии.

Цель дипломной работы: теоретически обосновать и в опытноэкспериментальной работе проверить эффективность предлагаемой нами модели индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.

Гипотеза: индивидуальный подход может способствовать развитию познавательного интереса учащихся к биологии, улучшению качества знаний, т. е. повышению эффективности обучения детей в том случае, если:

1. Учитываются наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные особенности.

2. Учитываются возрастные закономерности и особенности психического развития подростков.

3. Индивидуальный подход осуществляется систематически на каждом уроке.

4. На уроках биологии применяется предлагаемая нами модель индивидуального подхода.

Задачи исследования:

1. Провести психолого-педагогический и методический анализ литературы по проблеме индивидуального подхода.

2. Обосновать применение индивидуального подхода к учащимся как основы педагогической деятельности.

3. Выявить психологические основания для осуществления индивидуализации обучения.

4. Разработать методику осуществления индивидуального подхода к учащимся на уроках биологии.

5. Проверить эффективность предложенной методики в отношении повышения качества знаний, формирования познавательного интереса к предмету.

6. Обосновать использование определенных методов и приемов индивидуального подхода к подросткам в ходе разработки отдельных тем курса "Биология 6-7". <…>

IV. Вам предлагается установленный в одном из педагогических исследований факт: по сравнению с 5-м классом в 9-м ребята почти столь же успешно понимают изучаемое, несколько менее успешно (потеря 0,6 балла по 10-балльной шкале) овладевают материалом ("знают") и заметно менее успешно "мыслят" (потеря 1,3 балла). Исследователь выдвинул три гипотезы, объясняющие этот факт (см.: Загвязинский, В. И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 13).

Предложите свои гипотезы, объясняющие эту ситуацию.

Сравните свою версию с реальными исследовательскими гипотезами.

V. Вам предлагаются данные, полученные в ходе опроса 652 учащихся школ Центрального района г. Тулы и 102 родителей: "Как использует свободное время школьник?"

Проанализируйте эти данные. Позволяют ли они сформулировать проблему(ы) исследования? Какие проблемы вы выделили бы как наиболее актуальные? Сформулируйте их.

Темы для индивидуальных сообщений

1. Гипотеза в науке. (См. статью "Гипотеза" в кн. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. - М., 1975. - С. 119-120).

2. Педагогические журналы и газеты как источник актуальной тематики научно-педагогических исследований.

3. Требования к введению в научную работу. (По кн.: Петров, Ю. А. Культура мышления / Ю. А. Петров. - М., 1990. - С. 97-101).

 

 

Приложение 1.

Александр Зобов

Метод изучения ситуаций (case study) в образовании:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: