Тема2: Методология научно-педагогического исследования (6 часов)

Цель: овладение умением осуществлять научное исследование на примере магистерской диссертации; одновременное развитие умения работать самостоятельно в условиях кейс-метода.

Изучение данной темы происходит на основе выполнения кейса.

Если магистранты еще не работали с данной методикой, то они могут познакомиться со статьей А.Зобова. (Приложение1.)

Кейс: «Обоснование темы магистерской диссертации»

«Выпускница одного из факультетов ВлГУ неожиданно позвонила своему бывшему научному руководителю и попросила о встрече, мотивируя это тем, что ей срочно необходима помощь, так как она поступила в магистратуру и нужно срочно представить обоснование темы магистерской диссертации. Конечно, можно найти какие-то материалы в Интернете, но студентка считает ниже своего достоинства представлять чужие материалы. Она привыкла все делать самостоятельно и в этом случае хотела бы действительно разобраться с тем, что такое обоснование темы и что собой представляет методологические аппарат исследования. Оказалось, что научный руководитель находится в заграничной командировке и в электронном письме дал ей некоторые рекомендации о том, что лучше всего начать с изучения одного из учебных пособий, например Краевского В.В. «Общие основы педагогики». Сроки сдачи материалов приближались и студентке пришлось действовать самостоятельно».

Вопросы к кейсу:

Как осуществляется выбор темы исследования?

Чем определяется актуальность исследования?

Что такое область исследования, объект и предмет исследования?

Какие характеристики исследования входят в методологический аппарат и что собой представляют?

Цель и задачи исследования и чем определяется их формулировка?

В результате выполнения кейса каждый магистрант представляет письменный отчет, включающий краткие ответы на поставленные вопросы и текст обоснования своей магистерской диссертации. Обоснование темы должно включать актуальность исследования, объект и предмет, проблему исследования, цель и задачи исследования, примерный план исследования.

Для поиска ответов на предложенные вопросы магистрант может обратиться к следующей литературе:

Основная

1. Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К⁰», 2008 – 300с.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004

3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие. - М.: Академия,2005

4. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2006

5. Краевский В.В. общие основы педагогики: учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

6. Кукушкин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: - Ростов н/Д: Издательский центр МарТ», 2006 – 224 с.

7. Новиков А.М. Методология художественной деятельности. - М.: Эгвес, 2008.- 72 с.

8. Новиков А.М. Основания педагогики. Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. - М.: Эгвес, 2010.- 208с.

9. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Эгвес, 2008.- 136с.

10. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. - М.:Либроком, 2009.- 280с.

11. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002

12. Сластенин В.А. И др. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов: под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

13. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 2005

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. Изд. 2, перер. и доп. 2002

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004

3. Куликэн Х. Методы исследований // Психология: комплексный подход / Под ред. М.Айзенка. Минск: Новое знание, 2002, с. 667-730

4. Солсо Р.Л., Джонсон Х.Х., Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001

5. Основы научных исследований: теория и практика/под ред. В.А. Тихонова, М., 2006

Электронные рессурсы

1. Министерство образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

2. Федеральное агентство по образованию http://www.ed.gov.ru

3. http://www.gnpbu.ru/katalog/kat_0.htm - ГНПБ - каталог интернет-ресурсов. Каталог библиотеки им. К.Д. Ушинского и ссылок в Интернет

4. http://www.pedlib.ru/ - педагогическая библиотека. Книги и статьи. Литература по педагогике и ее прикладным отраслям.

5. http://www.informika.ru/windows/magaz/higher/ - "Высшее образование в России". Научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ.

6. http://www.dvgu.ru/umu/didjest/spisjour.htm - дайджест по страницам педагогических журналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: