определённо-личные (не прош.вр. я,мы,ты,вы); неопределённо-личные (3л.мн.ч., прош.в.мн.ч.: они, кто-то); обобщённо-личные (все, любой: пословицы, афоризмы); безличные (состояние природы, человека) назывные (есть только подлежащее). | Небо люблю с журавлями. В дверь постучали. Встречают по одёжке. Светает. Пахнет снегом. Вот мой дом. Зима. |
Предложения
нераспространённые (нет второст.чл); распространённые (есть второст. чл.); полные (есть все члены, необходимые для понимания предложения вне контекста); неполные (пропущенный член предложения легко восстанавливается по контексту или речевой ситуации) | Наступила осень. Вечереет. Весело сияет месяц над селом. Все пошли на зелёный сигнал светофора. Я – на красный. (пошёл) |
Осложнённые предложения:
с однородными членами; с обращениями; с вводными словами; с обособленными членами. | И ум, и красота, и сила блекнут перед сердечной добротой. Тебе, о Родина, слагаю я стихи. Конечно, учиться трудно. Паутинка, зацепившаясяза ветку, блестит на солнце. |
Задание В6.
Сложное предложение.
|
|
Знания и умения.
Опорный конспект.
Выполнение заданий.
Знания:
- понятие сложного предложения;
- способы связи простых предложений в составе сложного;
- виды сложных предложений;
- типы придаточных в сложноподчинённых предложениях;
- способы соподчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Умения:
- находить сложные предложения;
- определять вид сложного предложения по способу связи простых предложений в его составе;
- определять типы придаточных в сложноподчинённых предложениях;
- определять вид соподчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Опорный конспект.
Виды сложных предложений.
Сложное предложение | ||
Сложносочинённое (ССП) | Сложноподчинённое (СПП) | Бессоюзное (БСП) |
Типы придаточных в СПП
Типы придаточных | ||
Определительное | Изъяснительное | Обстоятельственное |
Придаточное определительное:
[то], (что) [тот], (который,кто) [такой],(когда,куда,где) | l [Мы шли по тропинке], (которая вела к роднику). l [Да, есть слова], (что жгут, как пламя). l [В том саду,(где мы встретились), цвела сирень]. |
Придаточное изъяснительное
[глагол ],(что,как) [глагол ],(чтобы,ли) мысли, речи, чувства. | [Я хочу ],(чтобы люди жили в мире и согласии). [Никто не знает ],(где и с чего начинается Урал). [Меня спросили ],(готов ли я к уроку). |
Придаточное обстоятельственное:
образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки, следствия, сравнительное. | [Надо жить так], (как велит совесть). [Речка так сверкает], (что глазам больно). (Где любовь да совет), [там и горя нет]. (Лишь только стемнело),[ все вокруг стихло]. [Жить легко], (если любишь и веришь). [Дороги наши разошлись], (оттого что цели были разные). (Чтобы не заблудиться), [я вернулся на тропинку]. [Ночь была светла], (хотя луны не было). [Кругом было тихо-тихо], (так что слышен был малейший шорох). [Я таю сам], (как тает снег). |
|
|
СПП с несколькими придаточными
Последовательное подчинение [ ],(),(). Параллельное подчинение (),[ ],(). Однородное подчинение [ ],(),(). | [Моряки знают],(что море прекрасно только тогда), (когда у него есть берег). (Когда взошло солнце),[я увидел],(как одуванчики раскрывают свои ладошки). [Я встал рано утром],(когда солнце еще не палило) и (с моря еще веяло свежестью). |
При подготовке к экзамену можно использовать новый образовательный ресурс – открытый сегмент федерального банка тестовых заданий ЕГЭ,
Сайт: www. fipi. Ru
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ