Особенность судопроизводства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части

Нормативно-правовой акт — это акт, принятый компетентным орга­ном, устанавливающий общеобязательные правила поведения неопределенного круга лиц, исполнение которого гарантируется мерами государ­ственного принуждения. Акты, не обладающие этими признаками, имеют индивидуальное значение. И тогда возникает спор о праве, вызывающий необходимость применения общего порядка гражданского судопроизводства.

Таким образом, нормативные правовые акты оспариваются в судеб­ном порядке двумя способами:

1) при разрешении исковых дел, т. е. спора о праве между конкретными
сторонами;

2) в порядке судопроизводства по делам, вытекающим из публичных
правоотношений, когда заинтересованные лица (группа лиц), объеди­нения граждан, организация, прокурор оспаривают в суде законность нормативного правового акта или его части безотносительно к кон­кретному субъекту права и к спору о защите субъективных прав и просят признать акт или его часть недействующими.

При разрешении дел, вытекающих из публичных правоотношений, необходимо учитывать подсудность данных дел. В соответствии со ст. 125 Конституции РФ оспаривание нормативных правовых актов федерального уровня, т. е. нормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, с точки зрения соответствия Конституции Российской Федерации может быть действительно исключительно в Конституционном Суде Российской Федерации и по запросам строго определенных лиц и органов. Оспаривание законности нормативных правовых актов федерального уровня, принятых иными органами, подсудно Верховному Суду Российской Федерации.

Оспаривание нормативных правовых актов, принятых в субъектах Федерации, осуществляется в краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов и верховных судах республик.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор также наделен правами оспаривания нормативно-правовых актов. Для этого он приносит протест на противоречащий закону нормативный правовой акт в орган должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд. Дела об оспаривании нормативных актов, не отнесенные к подсудным субъектам РФ и Верховного Суда РФ, рассматриваются районными судами.

Заявление об оспаривании нормативно-правового акта подается в суд по местонахождению органа государственной власти, местного само­управления или должностного лица, принявших соответствующий нормативно-правовой акт.

Возможность обжалования нормативно-правового акта не ограничена временными рамками в течение всего срока действия последнего.

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликован­ным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностилица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратить­ся в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

С заявлением о признании нормативного правового акта противореча­щим закону полностью или в части вправе также обратиться Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, орган за­конодательной (представительной) власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муни­ципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.

Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соот­ветствовать требованиям, предусмотренным ст. 131 ГПК, и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти, ор гана местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия; указание, какие права и свободы гражданина или неопределенно круга лиц нарушаются этим актом или его частью. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правовом» акта. Такие дела должны рассматриваться в месячный срок.

Специфика разрешения данной категории дел заключается в том, что суд по сути не интересуется конкретными фактами дела, а проверяет факты соответствия нормативно-правового акта закону или иному вышестоящему акту. Также суд проверяет наличие у органа, вынесшего оспариваемый акт, соответствующих полномочий, соответствие закону содержании, формы, порядка принятия и опубликования оспариваемого акта.

Отказ заявителя от своих требований не влечет прекращения производства по делу. По результатам рассмотрения дела по существу суд выносит либо решение об удовлетворении заявления и признании нормативного акта, нарушающего права и свободы заявителя, незаконным, либо решение об отказе в удовлетворении заявления.

После вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

 

Порядок судопроизводства по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественные объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Статья 254 ГПК РФ предоставляет право гражданам и организациям, считающим, что их права и свободы нарушены решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправле­ния, должностного лица, государственного или муниципального служащего, обратиться в суд. В рамках производства по одному делу можно одновременно обжаловать в суд действия нескольких государственных органов, должностных лиц или государственных служащих, а также дей­ствия органа местного самоуправления.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной вла­сти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государствен­ных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

*нарушены права и свободы гражданина;

*созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

*на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Гражданский процессуальный кодекс РФ предусматривает определен­ные особенности подсудности данной категории дел в зависимости от ха­рактера нарушений прав и свобод граждан.

Большинство жалоб на нарушение прав и свобод граждан подсудны районным судам.

Согласно ст. 26 ГПК РФ, Верховный Суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд ав­тономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции граж­данские дела:

*об оспаривании нормативных правовых актов органов государствен­ной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

* о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, меж региональных и региональных общественных объединений о ликвида­ции местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организации, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных ре­лигиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одно­го субъекта РФ.

Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жи­тельства или по местонахождению органа государственной власти, орга­на местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Отказ в разрешении на выезд из Российской Федерации й связи с тем, что заявитель осведомлен о сведениях, составляющих го­сударственную тайну, оспаривается в соответствующем Верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значе­ния, суде автономной области, суде автономного округа по месту приня­тия решения об оставлении просьбы о выезде без удовлетворения.

ГПК РФ предусматривает возможность оспаривания ненормативного правового акта не только в суд, но и вышестоящему органу.

При возможности к заявлению необходимо приложить оспариваемый ненормативно-правовой акт, однако в случае, если это невозможно, до­статочно указать сведения об оспариваемом ненормативном правовом ак­те (название, номер, дату принятия, содержание документа).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Заявление рассматривается судом в течение 10 дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, решения, действия (бездействие) кото­рых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рас­смотрению заявления.

Как и при оспаривании нормативно-правовых актов, предмет доказы­вания по данной категории дел обладает определенной спецификой. Суд проверяет соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, совершения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа или лица, которые приняли оспариваемый ненормативный правовой акт, полномочий на издание акта или совершение соответствующего действия, нарушают ли оспариваемый акт, совершение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя. При рассмотрении и разрешении дела суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

По результатам рассмотрения дела суд либо удовлетворяет заявление признает действия (бездействие) государственных или иных органов, должностных лиц незаконными, либо отказывает в удовлетворении заявления. Одновременно с удовлетворением заявления суд обязывает соответствующий орган государственной власти, местного самоуправления, государственного или муниципального служащего устранить допущенное ими нарушение прав и свобод заявителя либо созданное ими препятствие к осуществлению этих прав и свобод.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: