Принципы проведения занятий. Раздел программы деятельности психолога

Раздел программы деятельности психолога

По развитию толерантности

«Радуга доброты»

Для учащихся 5-9 классов

Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями

Здоровья (нарушением интеллекта)

На 2017-2018 учебный год

 

Составитель:

Кияшко Е.В.

педагог-психолог

МБОУ «С(К)ОШ № 57

г. Челябинска»

 

 

г. Челябинск, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными целями психологических занятий по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся.

«Толерантность» (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям). Толерантность, с точки зрения А.Г.Асмолова и Г.У. Солдатовой, это уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к еди­нообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. По мнению А.Г.Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение.

В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) (МБОУ «С(К)ОШ № 57 г.Челябинска») учатся дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) из разных социальных и культурных слоев, разные по национальности, материальному положению, что может создать потенциально конфликтную среду, поэтому педагогически целесообразно заниматься воспитанием толерантности черт толерантной личности, открытой восприятию других людей, способной уважать человеческое достоинство и индивидуальность. Педагог-психолог проводит свои занятия в рамках общешкольной программы развития толерантности.

Задачи психологического раздела программы:

ü воспитывать гуманное отношение к людям и ко всему живому;

ü развивать умение слушать и слышать других людей;

ü научить детей принятию и пониманию богатого многообразия культур разных народов;

ü формировать способности предупреждать конфликты и разрешать их ненасильственными методами.

Формы работы соответствуют возрастным особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а так же конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных тем:

ü проведение теоретически-практических занятий;

ü проблемно-игровые ситуации;

ü беседы;

ü показ слайдов;

ü диагностическое исследование;

ü выпуск памяток-буклетов.

Принципы проведения занятий

ü Принцип добровольности: учащиеся добровольно изъявляют желание присутствовать на занятии.

ü Принцип доступности: информация выстроена на доступном и понятном уровне.

ü Принцип наглядности: используются тематические презентации, слайд-шоу, памятки-буклеты, фильмы и отрывки из художественных фильмов.

ü Принцип опоры на целостное развитие личности: он означает, что нельзя рассматривать отдельно тот или иной симптом негативного интереса (проявления) от целостной личности.

ü Принцип активности всех сторон: вовлечены участники воспитательно-образовательного процесса: классные руководители, учителя- предметники. учителя-логопеды, социальный педагог, педагог-психолог и обучающиеся 5-9 классов.

Данный раздел программы состоит из 5 занятий, по одному для каждого класса, (5-9) которые проводятся к Международному Дню Толерантности 16 ноября, на каждое из которых, приглашаются учащиеся одного класса. Продолжительность одного занятия 40 минут. Такое количество занятий объясняется тем, что педагог-психолог включает свои занятия в общешкольную программу развития толерантности в соответствии с принципом активности всех сторон (см. принципы проведения занятий).

Программа рассчитана:

5 класс – 1 час; 6 класс – 1 час; 7 класс – 1 час; 8 класс – 1 час; 9 класс – 1 час.

Все занятия построены в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья среднего и старшего школьного возраста, уровня их умений и навыков.

Ожидаемые результаты:

· воспитание гуманного отношения к окружающим;

· обогащение опыта толерантного взаимодействия.

Эффективность реализации программы определяется с помощью методики В.В. Бойко «Диагностика общей коммуникативной толерантности». См. приложение 1.

Цель диагностики: определение толерантных и интолерантных установок личности.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п/п Тема Цель Кол-во часов Классы
1. «Понятие о толерантности»   Ознакомление учащихся с понятием толерантность, развитие способности понимать себя и других людей. Знакомство обучающихся с Международным днем толерантности (16 ноября)    
2. «Мир вокруг тебя»   Формирование доброты, гуманного отношения к животным и всей природе.    
3. «Мы – разные» Получение знаний о многочисленных сообществах людей, как носителях различных культур.    
4. «Мы – вместе» Формирование уважения и сочувствия к людям с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание у детей чуткости и ответственности.    
5. «Вот что значит настоящий, верный друг»   Развитие осознанного отношения к дружескому общению    

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. – М.: 1998.

2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005. – 120с.

3. Засыпкина Н.Н. Воспитание толерантности у обучающихся. // Практика административной работы в школе–2014г,–№3.–С. 37-40.

4. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования/Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 136 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: