§ 1. Обиаге положения. § 2. Международно-правовое и внутреннее регулирование. § 3. Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них. § 4. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах.
ЛИТЕРАТУРА
Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992; Доронина Н.Г., Семилю-тина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., 1993; Правовое регулирование иностранных инвестиций в России: Сб. статей / Под ред. А.Г. Светланова. М., 1995; Коссак В.М. Иностранные инвестиции в Украине (гражданско-правовой аспект). Львов, 1996; Богуславский ММ. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996; Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М., 1997; Нешатаева Т. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М., 1998; Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономическая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 115—121; Сафиуллин Д.Н., Пронина М.Г. Правовые вопросы инвестиционного сотрудничеств стран Содружества Независимых Государств // Вестник ВАС. 1997. № 6. С. 116—120; Шебанова НА. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ // Законодательство. 1997. № 1; Кирин А. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М., 1998; Международное частное право: Сб. документов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1997. С. 592-658; Международно-правовые основы иностранных инвестиций в России: Сб. нормат. актов и документов. М., 1995; Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Сб. нормат. актов. М., 1995; Правовой режим российских инвестиций за рубежом: Сб. нормат. актов. М., 1997.
|
|
Новая литература. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999. С. 252—271; Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М., 2000. Т. 2. С. 147—165; Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 271-297; Международное частное право. Учебник / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 175—203, Гаврилов В.В. Международное частное право. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 193—226; Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвестициях. М., 2000; Белов А.П. Международное предпринимательское право. М-. 2001. С. 174—197; Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2001; Вершинин А.1 •
§ 1. Общие положения
Внешнеэкономическое право. М., 2001. С. 200—213; Кирин А.В., БакатинД.В., Ворошилова А.В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. М., 2001; May ленов И.С. Государственное управление и правовое регулирование в сфере иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Алматы, 2000; Фархутдинов ИЗ. Иностранные инвестиции и международное право. Уфа, 2001; Крупко С.И. Инвестиционные споры между государством и инвестором: Учебно-практическое пособие. М., 2002; Асос-ковА.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М., 2003; Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М., 2003; Семеусов ВА. Иностранные инвестиции и право в России. Иркутск, 2003; Крамаренко А. Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями // Право и экономика. 1999. № 10. С. 12—19; Кучер А.Н., Никитин Ad.С. Новый режим иностранных инвестиций // Законодательство. 1999. № 11; Кувшинов В. Иностранный инвестор // Закон. 1999. № 12. С. 29—37; Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. № 10. С. 36—49; Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. М., 2001; Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: правовое регулировние и судебная практика // Вестник ВАС. 2001. Специальное приложение к № 7. С. 28—44; Павлова Н.В. Международные стандарты защиты иностранных инвестиций в свободных экономических зонах // Вестник ВАС. 2001. Специальное приложение к № 7. С. 50—53; Силкин В. Комментарий к Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 3—20; Доронина Н.Г. Регулирование иностранных инвестиций (вопросы унификации) // Проблемы международного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 120— 145; Гейвандов Я.А. Иностранные инвестиции в банковской системе России (проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики) // Государство и право. 2003. № 1. С. 63—74; Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 19-28.
|
|
Общие положения
1. Проблематика правового регулирования иностранных инвестиций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с иностранным элементом, характерным для российской доктрины. Традиционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового ха-Рактера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов — предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений (см. гл. 5), договорных отношений (гл. 9), гарантий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров
(гл. 18 и 19).
В настоящей главе сделана попытка обратить внимание на основные понятия, характерные для правового регулирования иностранных
инвестиций.
2. Обычно под иностранными инвестициями понимаются материальные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на территорию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово «инвестиция» (англ. — investment) означает «капиталовложение». Согласно российскому законодательству, под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги и информация). Из наиболее широкого понимания иностранных инвестиций исходят двусторонние соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Россией с другими странами. Приведем в качестве примера определение, которое дается в Соглашении России с Японией от 13 ноября 1998 г., вступившем в силу в 2000 г. Под инвестицией в этом договоре понимаются капиталовложения инвесторов одной страны на территории другой. Речь идет о любом виде имущественных ценностей, включая права в отношении движимого и недвижимого имущества, акции и другие формы участия в компаниях, «право требования по денежным средствам или любому выполнению договора, имеющему финансовую ценность, связанное с капиталовложениями», права на интеллектуальную собственность и «концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов» (ст. 1). В Типовом соглашении, одобренном Правительством РФ постановлением от 9 июня 2001 г., в отношении последней категории дается более полное определение. В нем говорится о правах на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемых на основе закона или договора, включая, в частности, права, связанные с разведкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
|
|
Наиболее часто в юридической литературе проводится деление на прямые и портфельные инвестиции. Под прямыми инвестициями понимаются инвестиции, дающие возможность инвестору осуществлять контроль над предприятием. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что инвестор, приобретая активы в форме ценных бума!
§ 1. Общие положения
лпя извлечения прибыли (акции, облигации), получив тем самым нрава на извлечение прибыли, не имеет возможности осуществить управленческий контроль над предприятием. Таково общее понимание. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. под прямыми иностранными инвестициями понимает приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды фи-пиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.
|
|
В последнем случае имеются в виду сделки, касающиеся конкретного вида дорогостоящего оборудования с длительным сроком окупаемости. В качестве инвестора в этих отношениях выступает лизингодатель, который финансирует закупку оборудования и остается собственником оборудования, до истечения срока его окупаемости.
Развитие лизинга в инвестиционной деятельности в России призвано привлечь дополнительные инвестиции в экономику. Закон о лизинге 1998 г. относит к основным формам лизинга и международный лизинг в соответствии с Оттавской конвенцией о международном финансовом лизинге, участницей которой является Россия (см. гл. 9).
3. В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ понимает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.
Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремится эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, иностранное оборудование и т.п. Эти преимущества общеизвестны. Меньше внимания обращается на возможные отрицательные последствия. На практике известны случаи, когда установление контроля над отечественным предприятием приводило к перепрофилированию его "традиционного^производства, вело к прекращению выпуска продукции, конкурирующей с продукцией инвестора. На территории госу-Дарства-реципиента создавались филиалы иностранной фирмы или иредприятие с участием этой фирмы, которое производило товар, пользующийся повышенным спросом на отечественном рынке, а затем оно самоликвидировалось с целью продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения.
Для преодоления такого рода негативных последствий имеется правовая возможность введения ограничений для допуска инвестиций в определенные отрасли, использования положений антимонопольного законодательства, принятия законодательных актов о недопущении недобросовестной конкуренции, а также использования соответствующих положений гражданских кодексов о недобросовестной конкуренции.