Правовое регулирование иностранных инвестиций. Богатырев А. Г. Инвестиционное право

§ 1. Обиаге положения. § 2. Международно-правовое и внутреннее регулирова­ние. § 3. Определение режима иностранных инвестиций и правовые гарантии для них. § 4. Иностранные инвестиции в свободных экономических зонах.

ЛИТЕРАТУРА

Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М., 1992; Доронина Н.Г., Семилю-тина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., 1993; Правовое регулирование иностранных инвестиций в Рос­сии: Сб. статей / Под ред. А.Г. Светланова. М., 1995; Коссак В.М. Иностран­ные инвестиции в Украине (гражданско-правовой аспект). Львов, 1996; Богу­славский ММ. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996; Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М., 1997; Нешатаева Т. Иностранные предприниматели в России. Судебно-арбитражная практика. М., 1998; Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «свободная экономичес­кая зона» // Государство и право. 1997. № 5. С. 115—121; Сафиуллин Д.Н., Пронина М.Г. Правовые вопросы инвестиционного сотрудничеств стран Со­дружества Независимых Государств // Вестник ВАС. 1997. № 6. С. 116—120; Шебанова НА. Правовой режим иностранных инвесторов на территории СНГ // Законодательство. 1997. № 1; Кирин А. Правовые основы отношений государства и инвесторов. М., 1998; Международное частное право: Сб. доку­ментов / Сост. К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. М., 1997. С. 592-658; Междуна­родно-правовые основы иностранных инвестиций в России: Сб. нормат. актов и документов. М., 1995; Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Сб. нормат. актов. М., 1995; Правовой режим россий­ских инвестиций за рубежом: Сб. нормат. актов. М., 1997.

Новая литература. Звеков В.П. Международное частное право. Курс лекций. М., 1999. С. 252—271; Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М., 2000. Т. 2. С. 147—165; Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2000. С. 271-297; Международное частное право. Учебник / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 175—203, Гаврилов В.В. Международное частное право. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 193—226; Доронина Н.Г. Комментарий к Закону об иностранных инвести­циях. М., 2000; Белов А.П. Международное предпринимательское право. М-. 2001. С. 174—197; Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и ми­ровой опыт (сравнительно-правовой комментарий). М., 2001; Вершинин А.1 •

§ 1. Общие положения

Внешнеэкономическое право. М., 2001. С. 200—213; Кирин А.В., БакатинД.В., Ворошилова А.В. Регулирование иностранных инвестиций в экономически развитых странах. М., 2001; May ленов И.С. Государственное управление и правовое регулирование в сфере иностранных инвестиций в Республике Казахстан. Алматы, 2000; Фархутдинов ИЗ. Иностранные инвестиции и меж­дународное право. Уфа, 2001; Крупко С.И. Инвестиционные споры между го­сударством и инвестором: Учебно-практическое пособие. М., 2002; Асос-ковА.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном ком­мерческом обороте. М., 2003; Силкин В.В. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. М., 2003; Семеусов ВА. Иностранные инвестиции и право в России. Иркутск, 2003; Крамаренко А. Порядок государственной регистрации коммерческих организаций с ино­странными инвестициями // Право и экономика. 1999. № 10. С. 12—19; Кучер А.Н., Никитин Ad.С. Новый режим иностранных инвестиций // Законо­дательство. 1999. № 11; Кувшинов В. Иностранный инвестор // Закон. 1999. № 12. С. 29—37; Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Россий­ской Федерации // Хозяйство и право. 2000. № 10. С. 36—49; Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций. М., 2001; Нешатаева Т.Н. Иностранные инвестиции в Российской Федерации: право­вое регулировние и судебная практика // Вестник ВАС. 2001. Специальное приложение к № 7. С. 28—44; Павлова Н.В. Международные стандарты защи­ты иностранных инвестиций в свободных экономических зонах // Вестник ВАС. 2001. Специальное приложение к № 7. С. 50—53; Силкин В. Коммента­рий к Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // Хозяйство и право. 2000. № 2. С. 3—20; Доронина Н.Г. Регули­рование иностранных инвестиций (вопросы унификации) // Проблемы меж­дународного частного права / Под ред. Н.И. Марышевой. М., 2000. С. 120— 145; Гейвандов Я.А. Иностранные инвестиции в банковской системе России (проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практи­ки) // Государство и право. 2003. № 1. С. 63—74; Вишняков В.Г. Особые эконо­мические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 19-28.

Общие положения

1. Проблематика правового регулирования иностранных инвести­ций далеко выходит за пределы международного частного права, даже при самом широком понимании частноправовых отношений с ино­странным элементом, характерным для российской доктрины. Тради­ционно в отечественных курсах и учебниках рассматриваются вопросы определения самого понятия и форм иностранных капиталовложений как объекта правоотношений, в том числе и гражданско-правового ха-Рактера, защиты вещных прав в этой области, определения правового статуса субъектов — предприятий с иностранными инвестициями как субъектов отношений (см. гл. 5), договорных отношений (гл. 9), гаран­тий прав инвесторов, порядка рассмотрения инвестиционных споров

(гл. 18 и 19).

В настоящей главе сделана попытка обратить внимание на основ­ные понятия, характерные для правового регулирования иностранных

инвестиций.

2. Обычно под иностранными инвестициями понимаются матери­альные и нематериальные ценности юридических и физических лиц одного государства, которые вывезены из этого государства на терри­торию другого государства с целью извлечения прибыли. Само слово «инвестиция» (англ. — investment) означает «капиталовложение». Со­гласно российскому законодательству, под иностранными инвестиция­ми понимается вложение иностранного капитала в объект предприни­мательской деятельности на территории РФ (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, имеющие де­нежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуаль­ной деятельности, а также услуги и информация). Из наиболее широ­кого понимания иностранных инвестиций исходят двусторонние со­глашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенные Россией с другими странами. Приведем в качестве примера определе­ние, которое дается в Соглашении России с Японией от 13 ноября 1998 г., вступившем в силу в 2000 г. Под инвестицией в этом договоре понимаются капиталовложения инвесторов одной страны на террито­рии другой. Речь идет о любом виде имущественных ценностей, вклю­чая права в отношении движимого и недвижимого имущества, акции и другие формы участия в компаниях, «право требования по денеж­ным средствам или любому выполнению договора, имеющему финан­совую ценность, связанное с капиталовложениями», права на интел­лектуальную собственность и «концессионные права, включая права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов» (ст. 1). В Типовом соглашении, одобренном Правительством РФ постановлением от 9 июня 2001 г., в отношении последней категории дается более полное определение. В нем говорится о правах на осуществление предприни­мательской деятельности, предоставляемых на основе закона или до­говора, включая, в частности, права, связанные с разведкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.

Наиболее часто в юридической литературе проводится деление на прямые и портфельные инвестиции. Под прямыми инвестициями по­нимаются инвестиции, дающие возможность инвестору осуществлять контроль над предприятием. Портфельные инвестиции отличаются от прямых тем, что инвестор, приобретая активы в форме ценных бума!

§ 1. Общие положения

лпя извлечения прибыли (акции, облигации), получив тем самым нрава на извлечение прибыли, не имеет возможности осуществить уп­равленческий контроль над предприятием. Таково общее понимание. Закон об иностранных инвестициях 1999 г. под прямыми иностранны­ми инвестициями понимает приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на тер­ритории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищест­ва или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды фи-пиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.

В последнем случае имеются в виду сделки, касающиеся конкрет­ного вида дорогостоящего оборудования с длительным сроком окупа­емости. В качестве инвестора в этих отношениях выступает лизинго­датель, который финансирует закупку оборудования и остается собст­венником оборудования, до истечения срока его окупаемости.

Развитие лизинга в инвестиционной деятельности в России при­звано привлечь дополнительные инвестиции в экономику. Закон о лизинге 1998 г. относит к основным формам лизинга и международ­ный лизинг в соответствии с Оттавской конвенцией о междуна­родном финансовом лизинге, участницей которой является Россия (см. гл. 9).

3. В качестве иностранных инвесторов законодательство РФ пони­мает иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих за рубежом, международные организации и иностранные государства.

Привлекая иностранные инвестиции, каждое государство стремит­ся эффективно использовать в экономике иностранные финансовые ресурсы, новые технологии, передовой управленческий опыт, ино­странное оборудование и т.п. Эти преимущества общеизвестны. Мень­ше внимания обращается на возможные отрицательные последствия. На практике известны случаи, когда установление контроля над оте­чественным предприятием приводило к перепрофилированию его "традиционного^производства, вело к прекращению выпуска продук­ции, конкурирующей с продукцией инвестора. На территории госу-Дарства-реципиента создавались филиалы иностранной фирмы или иредприятие с участием этой фирмы, которое производило товар, пользующийся повышенным спросом на отечественном рынке, а затем оно самоликвидировалось с целью продвижения на рынок ана­логичного товара иностранного происхождения.

Для преодоления такого рода негативных последствий имеется правовая возможность введения ограничений для допуска инвести­ций в определенные отрасли, использования положений антимоно­польного законодательства, принятия законодательных актов о недо­пущении недобросовестной конкуренции, а также использования со­ответствующих положений гражданских кодексов о недобросовестной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: