Порядок установления содержания норм иностранного нрава

представительства за рубежом доверенность может быть выдана самим Правительством (заместителем Председателя Правительства).

. § 5. Порядок установления содержания норм иностранного права и последствия неправильного применения этих норм

1. Наряду со ст. 1191 ГК РФ аналогичные положения по вопросам применения норм иностранного права содержатся в ГПК РФ и в АПК РФ. Согласно ГПК РФ 2002 г. суд при разрешении дел в соответствии с федеральным законом или международным договором «применяет нормы иностранного права» (и. 5 ст. 11). Более развернутое правило

| по этому вопросу содержится в п. 5 ст. 13 АПК 2002 г., где говорится,,что нормы иностранного права применяются, во-первых, в соответст­вии с международным договором, во-вторых, федеральным законом, в-третьих, соглашением сторон, заключенным в соответствии с меж­дународным договором или законом.

Таким образом, иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в стране, где это право действует.

Суд применяет не только иностранные законы, но и обычаи, и су­дебную практику иностранных государств в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах.

Согласно положениям действующего российского законодательст­ва, при применении норм иностранного права суд устанавливает со­держание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.

В целях установления содержания норм иностранного права суд

;• может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяс­нением в Министерство юстиции Российской Федерации и иным компетентным органам или организациям в Российской Федерации и

| за границей либо привлечь экспертов..

Функции по обмену правовой информацией с иностранными госу­дарствами Министерства юстиции РФ предусмотрены Положением об этом министерстве, утвержденным Указом Президента РФ от 2 ав-

| густа 1999 г. № 954. Под иными компетентными органами обычно понимается Министерство иностранных дел РФ, российские консуль­ства в иностранных государствах. В судебной практике других госу­дарств широко применяется обращение к экспертам, прежде всего тех стран, о применении права которых идет речь. Чаше всего заинтересо-

|; ванные стороны представляют подробные заключения о соответству­ющих нормах иностранного права. Возможность привлечения экспертов, установленная нашим за­конодательством, отражает специфику применения именно ино­странного права, поскольку для установления содержания россий­ского права экспертиза не назначается (судья обязан знать нормы российского права). Согласно правилам российского законодатель­ства, лица, участвующие в деле, могут представлять документы; под­тверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.

По требованиям, связанным с осуществлением сторонами пред­принимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания содержания норм иностранного нрава может быть возло­жена судом на стороны (ст. 1191 ГК РФ, ст. 14 АПК РФ 2002 г.). Это означает, что суд может обязать стороны представить текст иностран­ного закона, данные о его толковании в соответствующем государстве и т.п. Как отмечалось в литературе (В.П. Звеков, Н.И. Марышева), закрепление в законодательстве такого подхода к определению бреме­ни «доказывания» содержания норм иностранного права будет поло­жительно воспринято судебной практикой.

Говоря об установлении содержания иностранного права, следует также обратить внимание на то, что Россия участвует в ряде междуна­родных договоров, содержащих правила о взаимном предоставлении информации о праве.

Важную роль для практики применения права иностранных госу­дарств в разных областях международного частного права призвана сыграть Европейская конвенция об информации относительно ино­странного законодательства, заключенная в Лондоне 7 июня 1968 г. (Лондонская конвенция 1968 г.). Для России действует с 13 мая 1991 г.

Механизм получения информации об иностранном праве, которую могут использовать только суды, состоит в следующем: в государст­вах-участниках назначаются национальные органы, в обязанности которых входит выполнение функций, связанных с обменом такой ин­формацией. Каждое из государств-участников должно сообщить Гене­ральному секретарю Совета Европы название и адрес соответствую­щих органов. Таким органом в России является Министерство юсти­ции РФ.

Кроме России в Лондонской конвенции 1968 г. участвуют еше 39 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Беларуссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Грет я, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Коста-Рика, Латвия,

§ 5. Порядок установления содержания норм иностранного нрава

Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Тур­ция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Югославия. Информация передается безвозмездно. Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 8 Конвенции полученная судом информация не является для суда обязательной.

В Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. содержится договоренность об обмене информацией между централь­ными учреждениями юстиции сторон о действующем (действовав­шем) на их территории внутреннем законодательстве и о практике его

[ применения учреждениями юстиции. Аналогичные правила предус­мотрены Московским соглашением 1992 г.

Положение о взаимном предоставлении информации о праве со-

| держится в двусторонних соглашениях о правовой помощи РФ со странами СНГ, а также с Латвией 1993 г., Литвой 1992 г., Эстонией 1992 г., Финляндией 1978 г., Грецией 1981 г., Аргентиной 2000 г.

I (в последнем договоре специально говорится об информации по во­просам международного частного права) и другими странами.

2. Нарушение или неправильное применение соответствующей ма-

SJ териалъной нормы иностранного закона влечет за собой отмену или ' изменение решения в кассационном порядке, поскольку одним из осно­ваний для этого является нарушение или неправильное применение (норм материального права (п. 1 ст. 362 ГПК), а также в порядке надзо­ра, если основаниями для отмены являются существенные нарушения норм материального права (ст. 377 ГПК РФ). В этих же случаях счи-, таются нарушенными нормы материального права и в арбитражном процессе.

Если установить содержание иностранного права, несмотря на все попытки, в разумные сроки не удается, суду приходится применять | российское право.

В литературе (М.Г. Розенберг) отмечалась необходимость исхо­дить из того, что применение в законе термина «разумные сроки» оз­начает, что в отношении данной категории споров установлено исклю-|'чение из правила о сроках рассмотрения дел и принятия решения "судом первой инстанции (ст. 152 АПК и ст. 154 ГПК). Ясно, что невоз-*чможно уложиться в сроки, предусмотренные этими статьями (один месяц со дня вынесения определения государственного арбитражного Г суда о назначении дела к судебному разбирательству или соответст­венно два месяца со дня поступления заявления в суд общей юрисдик­ции), когда суду необходимо обращаться за содействием и разъясне­нием в соответствующие органы или организации в целях установле­ния содержания норм иностранного права. § 6. Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи

1. Функции суда как органа власти каждого государства обычно ограничиваются пределами территории данного государства. Поэтому для осуществления процессуальных действий за рубежом суду одного государства необходимо обратиться за содействием к судебным орга­нам другого государства (вручить повестку о вызове в суд, допросить свидетелей, проживающих за границей, собрать доказательства и со­вершить иное действие процессуального характера). Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производ­стве процессуальных действий на территории этого другого государ­ства. Развитие международного сотрудничества привело к тому, что наряду с исполнением судебных поручений стало применяться более широкое понятие оказания правовой помощи, под которым в области международного частного права стало пониматься не только исполне­ние судебных поручений, но и содействие в получении информации об иностранном праве, о чем говорилось в предыдущем параграфе.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений ино­странных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положения­ми указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПКРФ.

Согласно ст. 407 ГПК 2002 г. суды в Российской Федерации ис­полняют, переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, пору­чения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объ­яснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.).

Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессу­альных действий не подлежит исполнению, если исполнение пору­чения:

• может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает ее безопасности;

• не входит в компетенцию суда.

Исполнение поручений иностранных судов производится в поряд­ке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

§ 6. Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи 521

Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных дейст­вий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностран­ными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом,

Арбитражно-процессуальное законодательство определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установлен­ном международным договором Российской Федерации или феде­ральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств по выполнению отдельных процес­суальных действий (вручение повесток и других документов, полу­чение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр [•, на месте и др.).

Поручение иностранного суда или компетентного органа ино-| странного государства не подлежит исполнению, если:

• исполнение поручения нарушает основополагающие принципы I российского права или иным образом противоречит публичному по-I рядку Российской Федерации;

• исполнение поручения не относится к компетенции арбитраж-I ного суда в Российской Федерации;

• не установлена подлинность документа, содержащего поруче-|. ние о выполнении процессуальных действий.

Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении от­дельных процессуальных действий производится в порядке, установ­ленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным дого­вором Российской Федерации.

Арбитражные суды могут в порядке, установленном международ­ным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам ино-I странных государств с поручениями о выполнении отдельных процес-| суальных действий (ст. 256 АПК).

2. В соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишинев­ской конвенцией 2002 г. компетентные учреждения юстиции госу­дарств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этими конвенцйямим не установлен иной по-| рядок сношений. Протокол к Минской конвенции, который был, Подписан в Москве 28 марта 1997 г., предусмотрел, что компетент-"ные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься 1друг с другом не только через центральные, но и через территори-| аэтьные и другие органы, если только этой Конвенцией не установ-I лен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих i центральных, территориальных и других органов, уполномоченныхна осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозтария.

В Минской конвенции 1993 г., так же как и в Кишиневской кон-венци 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающие­ся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, граждан­ских истцов и ответчиков, их представителей, Экспертов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: