представительства за рубежом доверенность может быть выдана самим Правительством (заместителем Председателя Правительства).
. § 5. Порядок установления содержания норм иностранного права и последствия неправильного применения этих норм
1. Наряду со ст. 1191 ГК РФ аналогичные положения по вопросам применения норм иностранного права содержатся в ГПК РФ и в АПК РФ. Согласно ГПК РФ 2002 г. суд при разрешении дел в соответствии с федеральным законом или международным договором «применяет нормы иностранного права» (и. 5 ст. 11). Более развернутое правило
| по этому вопросу содержится в п. 5 ст. 13 АПК 2002 г., где говорится,,что нормы иностранного права применяются, во-первых, в соответствии с международным договором, во-вторых, федеральным законом, в-третьих, соглашением сторон, заключенным в соответствии с международным договором или законом.
Таким образом, иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в стране, где это право действует.
Суд применяет не только иностранные законы, но и обычаи, и судебную практику иностранных государств в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах.
|
|
Согласно положениям действующего российского законодательства, при применении норм иностранного права суд устанавливает содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве.
В целях установления содержания норм иностранного права суд
;• может обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением в Министерство юстиции Российской Федерации и иным компетентным органам или организациям в Российской Федерации и
| за границей либо привлечь экспертов..
Функции по обмену правовой информацией с иностранными государствами Министерства юстиции РФ предусмотрены Положением об этом министерстве, утвержденным Указом Президента РФ от 2 ав-
| густа 1999 г. № 954. Под иными компетентными органами обычно понимается Министерство иностранных дел РФ, российские консульства в иностранных государствах. В судебной практике других государств широко применяется обращение к экспертам, прежде всего тех стран, о применении права которых идет речь. Чаше всего заинтересо-
|; ванные стороны представляют подробные заключения о соответствующих нормах иностранного права. Возможность привлечения экспертов, установленная нашим законодательством, отражает специфику применения именно иностранного права, поскольку для установления содержания российского права экспертиза не назначается (судья обязан знать нормы российского права). Согласно правилам российского законодательства, лица, участвующие в деле, могут представлять документы; подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм.
|
|
По требованиям, связанным с осуществлением сторонами предпринимательской и иной экономической деятельности, обязанность доказывания содержания норм иностранного нрава может быть возложена судом на стороны (ст. 1191 ГК РФ, ст. 14 АПК РФ 2002 г.). Это означает, что суд может обязать стороны представить текст иностранного закона, данные о его толковании в соответствующем государстве и т.п. Как отмечалось в литературе (В.П. Звеков, Н.И. Марышева), закрепление в законодательстве такого подхода к определению бремени «доказывания» содержания норм иностранного права будет положительно воспринято судебной практикой.
Говоря об установлении содержания иностранного права, следует также обратить внимание на то, что Россия участвует в ряде международных договоров, содержащих правила о взаимном предоставлении информации о праве.
Важную роль для практики применения права иностранных государств в разных областях международного частного права призвана сыграть Европейская конвенция об информации относительно иностранного законодательства, заключенная в Лондоне 7 июня 1968 г. (Лондонская конвенция 1968 г.). Для России действует с 13 мая 1991 г.
Механизм получения информации об иностранном праве, которую могут использовать только суды, состоит в следующем: в государствах-участниках назначаются национальные органы, в обязанности которых входит выполнение функций, связанных с обменом такой информацией. Каждое из государств-участников должно сообщить Генеральному секретарю Совета Европы название и адрес соответствующих органов. Таким органом в России является Министерство юстиции РФ.
Кроме России в Лондонской конвенции 1968 г. участвуют еше 39 государств: Австрия, Азербайджан, Албания, Беларуссия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Грет я, Грузия, Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Коста-Рика, Латвия,
§ 5. Порядок установления содержания норм иностранного нрава
Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Эстония, Югославия. Информация передается безвозмездно. Следует обратить внимание на то, что согласно ст. 8 Конвенции полученная судом информация не является для суда обязательной.
В Минской конвенции 1993 г. и Кишиневской конвенции 2002 г. содержится договоренность об обмене информацией между центральными учреждениями юстиции сторон о действующем (действовавшем) на их территории внутреннем законодательстве и о практике его
[ применения учреждениями юстиции. Аналогичные правила предусмотрены Московским соглашением 1992 г.
Положение о взаимном предоставлении информации о праве со-
| держится в двусторонних соглашениях о правовой помощи РФ со странами СНГ, а также с Латвией 1993 г., Литвой 1992 г., Эстонией 1992 г., Финляндией 1978 г., Грецией 1981 г., Аргентиной 2000 г.
I (в последнем договоре специально говорится об информации по вопросам международного частного права) и другими странами.
2. Нарушение или неправильное применение соответствующей ма-
SJ териалъной нормы иностранного закона влечет за собой отмену или ' изменение решения в кассационном порядке, поскольку одним из оснований для этого является нарушение или неправильное применение (норм материального права (п. 1 ст. 362 ГПК), а также в порядке надзора, если основаниями для отмены являются существенные нарушения норм материального права (ст. 377 ГПК РФ). В этих же случаях счи-, таются нарушенными нормы материального права и в арбитражном процессе.
|
|
Если установить содержание иностранного права, несмотря на все попытки, в разумные сроки не удается, суду приходится применять | российское право.
В литературе (М.Г. Розенберг) отмечалась необходимость исходить из того, что применение в законе термина «разумные сроки» означает, что в отношении данной категории споров установлено исклю-|'чение из правила о сроках рассмотрения дел и принятия решения "судом первой инстанции (ст. 152 АПК и ст. 154 ГПК). Ясно, что невоз-*чможно уложиться в сроки, предусмотренные этими статьями (один месяц со дня вынесения определения государственного арбитражного Г суда о назначении дела к судебному разбирательству или соответственно два месяца со дня поступления заявления в суд общей юрисдикции), когда суду необходимо обращаться за содействием и разъяснением в соответствующие органы или организации в целях установления содержания норм иностранного права. § 6. Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи
1. Функции суда как органа власти каждого государства обычно ограничиваются пределами территории данного государства. Поэтому для осуществления процессуальных действий за рубежом суду одного государства необходимо обратиться за содействием к судебным органам другого государства (вручить повестку о вызове в суд, допросить свидетелей, проживающих за границей, собрать доказательства и совершить иное действие процессуального характера). Под судебным поручением в международной практике понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства. Развитие международного сотрудничества привело к тому, что наряду с исполнением судебных поручений стало применяться более широкое понятие оказания правовой помощи, под которым в области международного частного права стало пониматься не только исполнение судебных поручений, но и содействие в получении информации об иностранном праве, о чем говорилось в предыдущем параграфе.
|
|
В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами ГПК РФ и АПКРФ.
Согласно ст. 407 ГПК 2002 г. суды в Российской Федерации исполняют, переданные им в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключений экспертов, осмотр на месте и др.).
Поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если исполнение поручения:
• может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает ее безопасности;
• не входит в компетенцию суда.
Исполнение поручений иностранных судов производится в порядке, установленном российским правом, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
§ 6. Выполнение судебных поручений и оказание иных видов правовой помощи 521
Суды в Российской Федерации могут обращаться в иностранные суды с поручениями о совершении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений судов в Российской Федерации с иностранными судами определяется международным договором Российской Федерации или федеральным законом,
Арбитражно-процессуальное законодательство определяет, что арбитражный суд исполняет переданные ему в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, поручения иностранных судов и компетентных органов иностранных государств по выполнению отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотр [•, на месте и др.).
Поручение иностранного суда или компетентного органа ино-| странного государства не подлежит исполнению, если:
• исполнение поручения нарушает основополагающие принципы I российского права или иным образом противоречит публичному по-I рядку Российской Федерации;
• исполнение поручения не относится к компетенции арбитраж-I ного суда в Российской Федерации;
• не установлена подлинность документа, содержащего поруче-|. ние о выполнении процессуальных действий.
Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, установленном АПК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Арбитражные суды могут в порядке, установленном международным договором Российской Федерации или федеральным законом, обращаться к иностранным судам или компетентным органам ино-I странных государств с поручениями о выполнении отдельных процес-| суальных действий (ст. 256 АПК).
2. В соответствии с Минской конвенцией 1993 г. и Кишиневской конвенцией 2002 г. компетентные учреждения юстиции государств-участников сносятся друг с другом через свои центральные органы, если только этими конвенцйямим не установлен иной по-| рядок сношений. Протокол к Минской конвенции, который был, Подписан в Москве 28 марта 1997 г., предусмотрел, что компетент-"ные учреждения юстиции государств-участников могут сноситься 1друг с другом не только через центральные, но и через территори-| аэтьные и другие органы, если только этой Конвенцией не установ-I лен иной способ сношений. Стороны определяют перечень своих i центральных, территориальных и других органов, уполномоченныхна осуществление непосредственных сношений, о чем уведомляют депозтария.
В Минской конвенции 1993 г., так же как и в Кишиневской кон-венци 2002 г., подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, Экспертов.