Задание для контрольной работы

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Методические указания по выполнению контрольной работы

по направлению подготовки 38.04.01 Экономика

Магистерская программа – Экономика и управление финансами

Квалификация (степень) – «Магистр»

 

 

 

 

Факультет: Институт подготовки государственных и муниципальных служащих
Категория обучающихся:   магистры
Курсы: 1-й (очная форма обучения)
  1-й (заочная форма обучения)

 

Рязань 2015


 

Рецензент:

Е. А. Буранова, кандидат экономических наук, доцент (Академия ФСИН России).

 

 

  Б43 Белова Т.Н. Макроэкономическая статистика: методические указания по выполнению контрольной работы. – Рязань: Академия ФСИН России, 2014. – 13 с.   Методические указания по выполнению контрольной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины. Обсуждены и одобрены на заседании кафедры экономики и менеджмента апреля 2010 г., протокол № 6.

Начальник обеспечивающей кафедры

кандидат экономических наук, доцент Г. М. Калашников

 

 

 

Введение

 

Проблема статистического сопровождения социально-экономических процессов. Происходящих в стране является одной из важнейших как для экономики народного хозяйства в целом, так и для деятельности всех хозяйствующих субъектов. Данные экономической статистики позволяют обеспечить систематической количественное описание всех основных сторон экономических процессов в частности и экономики в целом. Вследствие этого, предметом макроэкономическойстатистики являются социальные и экономические процессы с позиции их экономического анализа, выявления закономерностей этих процессов, протекающих на макроуровне.

Макроэкономическая статистика не является обособленным направлением и тесно связана с другими разделами экономики и статистики. Ее особенностью является ее комплексный, системный подход к изучению экономики. Это, в свою очередь, предполагает разработку системы показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности. Системный характер социально-экономической статистики выражается в согласованности между различными показателями, используемыми для описания и анализа различных, но взаимосвязанных аспектов социально-экономических процессов.

Исходя из этого, цель изучения дисциплины (модуля) «Макроэкономическая статистика» является выявления закономерностей этих социально-экономических процессов, протекающих на макроуровне, на основе количественного анализа статистических данных.

Основными задачами макроэкономической статистики является систематизированное и систематическое описание и анализ следующих экономических процессов и явлений:

1) население, его размещение, занятость и безработица;

2) экономические ресурсы страны;

3) результаты производства в экономике в целом и отдельных отраслей в частности;

4) распределение доходов;

5) инфляция и факторы, влияющие на нее;

6) уровень жизни населения;

7) инвестиционные процессы;

8) внешнеэкономические связи;

9) качественные характеристики развития экономики – производительность труда, эффективность использования всех видов ресурсов;

10) межстрановые сравнения.

Кроме уже вышеназванных дифференцированных задач, макроэкономическая статистика решает и общие задачи, присущие всем направлениям и разделам экономической науки.

Прежде всего, это предоставление информации руководителям всех иерархий управления с целью принятия грамотных решений, связанных с формированием экономической политики, разработкой различных государственных программ и мер по их реализации.

Выполнение контрольной работы является необходимым условием освоения рабочей программы данного курса, сочетая в себе как теоретические вопросы, так и практические задания, их иллюстрирующие.

 

Задание для контрольной работы

Контрольная работа включает в себя теоретическую часть (25 вопросов по учебному курсу) и практическую часть (решение задачи с исходными данными по вариантам).

Теоретическая часть

Для выбора вопроса теоретической части необходимо воспользоваться таблицей 1, а выбора варианта для решения практической задачи − таблицей 2.

 

Таблица 1

Номер вопроса теоретической части

Начальная буква фамилии Последняя цифра зачетной книжки
1-2 3-4 5-6 7-8 9-0
АБВГДЕ          
ЖЗИКЛ          
МНОПР          
СТУФХЦЧ          
ШЩЭЮЯ          

 

Например, студент Иванов И.Н., имеющий зачетную книжку с номером 48926, выбирает вопрос 8. Каждый вопрос должен сопровождаться данным официальной статистики[1] в правильно оформленных таблицах и диаграммах за ряд лет.

Теоретические вопросы для контрольных работ

1. Сущность концепции производства. Теория равновесия как основа национального счетоводства.

2. Понятие системы национальных счетов, ее состав. Общие принципы построения системы национальных счетов.

3. Классификация системы национальных счетов. Балансирующие статьи счетов. Сводные счета внутренней экономики и их взаимосвязь между показателями СНС.

4. Система показателей результатов экономической деятельности и методика их расчета в системе национальных счетов. ВВП – как главный показатель системы национальных счетов.

5. Методы исчисления ВВП и национального дохода: производственный, распределительный и метод конечного использования. Дефлятор ВВП.

6. Валовой национальный доход, чистый национальный доход, валовой располагаемый доход.

7. Роль доходов в рыночной экономике и в системе национальных счетов. Статистика доходов.

8. Статистика численности и состава населения. Категория постоянного и наличного населения.

9. Методика изучения состава населения по полу, возрасту, национальности, семейному положению. Статистика населения.

10. Статистическое изучение естественного и механического движения населения. Показатели браков и разводов.

11. Система показателей доходов населения. Показатели уровня дифференциации доходов населения.

12. Социально-экономическая сущность инфляции. Статистика инфляции.

13. Баланс денежных доходов и расходов населения. Показатели статистики бедности.

14. Социально-экономическое значение статистического изучения потребления. Статистика потребления.

15. Система показателей потребления продуктов питания населением. Показатели потребления непродовольственных товаров.

16. Система цен и тарифов, применяемых в системе национальных счетов. Статистические методы изучения системы цен и тарифов. Исчисление средних цен.

17. Изучение динамики цен и тарифов и их структуры. Виды цен и тарифов, используемых для оценки продукции и услуг в различных отраслях экономики. Потребительская корзина.

18. Индекс потребительских цен. Индексы цен Лайспейреса, Пааше и Фишера. Различие между ними и их взаимосвязь.

19. Задачи статистического изучения рынка труда. Понятие трудовых ресурсов.

20. Понятие экономически активного населения и анализ уровня и динамики безработицы. Экономически неактивное население.

21. Источники информации о трудовых ресурсах. Показатели занятости и безработицы населения. Классификация по статусу в занятости.

22. Национальное богатство и ее состав. Классификация и группировки, применяемые при изучении национального богатства в рамках системы национальных счетов.

23. Активы и пассивы государства при изучении национального богатства. Методы учета национального богатства.

24. Статистическое изучение объема, структуры, динамики национального имущества. Стоимостная и реальная формы учета национального богатства.

25. Статистика основного капитала и оборотных фондов в национальном богатстве.

 

Практическая часть

Содержание практической части является решение задачи, суть которой состоит в анализе статистических данных по макроэкономическим показателям российской экономики в динамике за ряд лет.

Таблица 2

Номер задания при выполнении практической части

Начальная буква фамилии Последняя цифра зачетной книжки
1-2 3-4 5-6 7-8 9-0
АБВГДЕЖЗИ          
КЛМНОПРС          
ТУФХЦЧШЩЭЮЯ          

 

Исходные данные: Публикации Росстата на сайте http://www.gks.ru/:

· «Российский статистический ежегодник»;

· «Россия в цифрах»;

· «Россия и страны мира»;

Цель и содержание работы.

По каждому заданию необходимо сделать анализ данных с использованием различных инструментов экономического анализа: группировки, вычисления средних, рангов, а также рисунков. В большинстве случаев данные представлены в динамике за ряд лет. Необходимо проследить тенденции и выявить закономерности изменения показателей. Социально-экономические явления могут быть неоднородны – в этом случае следует выявить его состав. Возможны также сопоставления разнородных данных, представленных в разных изданиях.

Работа носит творческий характер. Исследователь ставит цель и выполняет ее с использованием знаний теории и практики макроэкономического анализа и статистики, навыков применения компьютерных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: