Методическая разработка в 1 классе по предмету «Беседы об изобразительном искусстве»
На тему: «Скульптура как вид искусства. Классификация скульптуры – круглая, барельеф, горельеф»
преподавателя МБУ ДО «НДХШ» Парфелюк С.Е.
Тема урока: «Скульптура как вид искусства. Классификация скульптуры - круглая, барельеф, горельеф»
1.Цель урока: расширить знания учащихся о скульптуре, как самостоятельном жанре искусства.
2.Задачи урока: познакомить учащихся со скульптурой, историей развития скульптуры.
Ход урока:
1. Организационный момент 3 – 5 минут.
2. Объяснение нового материалла 10 – 15 минут (комбинированная форма занятия с использованием
мультимедийных средств).
3.Закрепление изученного материала 5 – 10 минут, практической работой, зрительным тестом.
4.Итог урока 1 -2 минут.
*Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
*Сообщение темы урока: «Скульптура как вид искусства. Классификация скульптуры - круглая, барельеф, горельеф».
Скульптура – это искусство, которое без колебаний можно назвать изобразительным: она действительно изображает людей, животных, различные предметы. Главное выразительное средство – объемная форма и она делается из твердых и долговечных материалов – камня, металла, дерева.
Ника Самофракийская. Конец 4в. до н.э., Э. Фальконе. Памятник Петру 1 в С. Петербурге, Тайная вечеря рельеф центрального алтаря собора в Толедо. 1498-1504г.г. Чтобы выполнить статую или скульптурную группу, нужно много времени и много труда, даже немало просто физической силы, особенно при вырубании скульптуры из камня. Зато она, долговечна, и многие скульптурные произведения, пережив не века, а тысячелетия, до сих пор продолжают нас волновать и восхищать, как например, голова древнеегипетской царицы Нефертити.
Выразительные средства скульптуры по сравнению с графикой и, особенно с живописью очень ограниченны: скульптор не может включить в композицию окружающую среду, передать глубину пространства, всё должно быть выражено самими фигурами – обобщённостью или разработанностью их форм, движением материала, фактурой.
Круглая скульптура – отображает, объект как он есть, объёмно, с реальными впадинами, выступами. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, то есть восприятие с любой точки зрения. Мирон «Дискобол».
Рельеф представляет собой изображение объёмной формы, частично выступающей над плоскостью. Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурной формы которое едва выступает, над плоскостью называют – барельефом. «Фидий и ученики. Посейдон, Аполлон, Артемида. «Парфенон.
Скульптурное изображение, выступающее, над плоскостью более половины своего объема называется – горельеф. «Харбавилесский триптих «Деталь. 10в.
Самым традиционным типом памятника является 1 фигура или групповая композиция, установленная на постаменте. Объединенной общей идеей и, как правило, посвященной историческим событиям. Микеланджело. «Давид». Микеланджело. Гробница Джулиано Медичи. Флоренция. Фрагмент.
Подведение итога урока. Вопросы к учащимся: - Скульптура как вид искусства? Из чего делают скульптуру? Насколько долговечна скульптура? Что изображает круглая скульптура? Что такое барельеф? Что такое горельеф?
Литература: А. С. Щипанов «Юным любителям кисти и резца» Москва «Просвещение»1981.,
Н. А. Дмитриева «Краткая история искусств» выпуск 1, 2. Москва «Искусство»1986.,
В. С. Кузин «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах» Москва «Просвещение»1984.,
2016г.