double arrow

Скульптура. Статуи богов и богинь, царей и цариц – излюбленные у египтян

Статуи богов и богинь, царей и цариц – излюбленные у египтян. Все они обычно однообразны по стилю: сидят «в оцепенинии».

- Колоссы Мемнона - это две огромные статуи фараона Аменхотепа ІІІ, две фигуры, одна сделана из цельной глыбы неотесанного камня, вторая – из пяти кусков. По греческой легенде - это памятники героя Илиона - Мемнона, пришедшего на помощь Приаму и бившегося с Ахиллесом, хотя эти статуи были сделаны за 600 лет до Троянской войны. Мемнон – сын Тифона и Эос (богиня зари); его убил Ахиллес. Зевс обратил его прах в черных ястребов, которые дрались над его могилой. Мать Эос вложила его голос в статую, и на Заре статуя издавала жалобные звуки. На эту тему было написано слово о Памятнике как Поющем Идоле

У подножия этих колоссальных статуй было 72 надписи, среди них - Царь Истины, сын Солнца, Аменхотеп, много возлюбленный Амон-Ра, воздвиг эти изваяния в честь своего отца Амона. В небольших статуэтках проявлялся глубокий реализм: «Пивовар», «Писец».

- два скульптурных изображения – бюста: голова Нефертити в разные периоды времени

На иллюстрации – 1 фото незаконченной скульптуры молодой Нефертити (внизу, справа), и 4 фото ее скульптуры в зрелом возрасте.

- скульптурный бюст Эхнатона - новые человечные образы, семейные сцены

- статуэтки в гробнице Тутанхамона

- четыре 20 метровые статуи Рамзеса II у входа в храм в Абу-Симбел, фараон изображен сидящим на троне, в чем выражалась идея власти и силы.

- огромные статуи и храм мертвых в Мединет – Абу (Рамзес III)

Сходство статуи с умершим, чтоб душа нашла тело после смерти. В гробницу фараона у фараона или вельможи клали статуи слуг, у них были живые, индивидуальные позы.

Вставная новелла: Две тайны Нефертити - «красивейшей и счастливейшей царица Египта»

Популярность древнеегипетской царицы велика и в наши дни. Портреты и гипсовые бюсты можно увидеть в квартирах многих семей на пяти континентах. Золотые талисманы с ее профилем выпускаются миллионными тиражами. Сохранить в народной молве обаяние и быть эталоном земной красоты более трех тысяч лет — это на грани чуда.

В 1912 году близ арабского местечка Амарна в развалинах города Ахетатон проводил раскопки немецкий археолог Л.Борхардт. Лопаты наткнулись на обвалившуюся крышу мастерской ваятеля. Внутри царил хаос, следы погрома были явными. Среди мусора и вековой пыли осторожные руки археологов разыскали раскрашенную известковую голову женщины в высоком фараонском венце синего цвета. Древним скульптором точно схвачены черты утонченного лица и его выражение — смесь горделивости, приветливости и собственного достоинства, лебединая шея, миндалевидные глаза, полные мистической мечтательности и непередаваемого очарования.

Если другие царицы Египта прошли перед учеными, словно бледные тени, то Нефертити предстала из плоти и крови со всеми своими страстями и страданиями. И если приглядеться, то в ее портрете за сдержанностью улыбки можно увидеть и мудрость женщины, способной заглянуть вперед и понять все грани переменчивой судьбы...

Нефертити совсем и не египтянка. Да, она была египетской царицей, а происходила из месопотамского государства Митанни, страны ариев — яростных солнцепоклонников. В те стародавние времена браки правителей заключались не по симпатиям, а по политическим соображениям. И 15-летнюю принцессу по имени Тадучепа в обмен на тонну украшений из золота, серебра и слоновой кости привезли в египетский город Фивы. Там она и получила новое имя Нефертити («Красавица грядет»). Привезли и... отдали в гарем фараона Аменхотепа III. Аменхотеп IV получил иноземную красавицу по наследству и женился на ней по любви, но не сразу. Это науке известно достоверно по расшифрованным иероглифам. Влияние ее на молодого фараона после свадьбы было таково, что тот распустил огромный гарем отца и объявил жену своей соправительницей. Когда он принимал иноземных послов и заключал важные договоры, то клялся духом бога Солнца и своей любовью к жене.

В одном папирусе, возраст которого от эпохи Эхнатона ближе к нам примерно на 400 лет, записана сказка с поучением о семье мудрого фараона, где Нефертити украшена эпитетами типа «любимица Солнца» и «всех умиротворяющая своим милосердием». Повествовалось об образцовом семейном счастье до гробовой доски.

Заступы археологов извлекли и реальные свидетельства уважения этого легендарного мужа к своей жене. В 1965 году американский историк Р.Смит сфотографировал 16 тысяч обломков стен храма Атона, построенного Эхнатоном и разрушенного потом жрецами, противниками его реформ. Компьютеру по фотографиям удалось соединить осколки в единую картину. И было установлено, что в настенных иероглифических надписях Нефертити упоминается 564 раза, а ее муж и повелитель только 320 раз. Факт невероятный для истории Древнего Египта! Однако поспешим заверить, что это не единственный подобный пример. Раскопки в Амарне дали обилие каменных плит, где царь и царица изображались вместе как неразлучная пара. Взятые в совокупности, они были символами взаимного уважения и общих государственных забот. Супруги вместе встречали знатных гостей, вместе молились диску Солнца, вместе раздавали подарки своим подданным.

Эхнатон прославился в истории удивительной религиозной реформой. Суть реформы Эхнатона в том, что он, открыто вступив в борьбу с кланом жрецов старого бога Амона, объявил новую государственную религию и единого бога — культ солнечного диска Атона.

Многие египтологи склонны считать, что столь крутой идеологический поворот не мог произойти без прямого влияния принцессы из Митанни. Она была не только верной женой и матерью, но советником и боевой подругой в реформах.

Раскопки в Амарне помогли археологам убедиться, что царь и царица проповедовали новую религию вместе и со страстью, и с вдохновением пророков. На всех фресках и рельефах, где фараон обращается к солнечному богу Атону, присутствует Нефертити с простертыми руками. Кстати, новая вера отличалась от старой простотой и скромностью ритуалов, она была напоена радостью и любовью к жизни.

Да, счастливое семейство в истории Египта было и совместно правило им почти 15 лет.

Иероглифические надписи той эпохи восхваляют не только миловидность царицы, но и ее божественную способность внушать к себе уважение. Нефертити называют «прекрасною ликом», «владычицей приятностей», «умиротворяющей небо и землю сладостным голосом и добротой». Однако самые красочные слова и похвалы со стороны современников бледнеют рядом со свидетельствами самого Эхнатона. Они увековечены колонками иероглифов на скалах вокруг нового города. Он называет жену «усладой его сердца» и желает ей — великой царице и жене — «жить вечно-вековечно».

Период правления фараона-реформатора назван примечательным по силе откровенности, с какой художники и скульпторы отобразили глубокие человеческие связи, соединяющие членов царствующей семьи. Запечатлена интимная сердцевина — любовь царя и царицы. И эти сердечные отношения были тогда, так сказать, обнародованы в десятках и сотнях рисунков и барельефов. Но Нефертити — это великая царица и нежная супруга. Художники смогли донести до нас через века и тысячелетия человеческую теплоту, царившую в семье. На одной из фресок есть чрезвычайно смелая и откровенная картина из интимной жизни этой семьи. Эхнатон нежно обнимает и целует в губы Нефертити. Такое впервые встречается не только в Египте, но и вообще в истории искусств.

После решительных реформ жрецы старого культа ушли в глухое подполье и дождались своего момента. Как только Эхнатон умер в возрасте 29 лет, они возводят на престол мужа старшей дочери Нефертити и разрушают Ахетатон. Столицей снова становятся Фивы. Имена Эхнатона и Нефертити сбиваются с камней, замарываются на папирусах, чтобы они не дошли до потомков.

Но… Первый гром среди ясного неба разразился еще в 1931 году, когда в Амарне французы нашли таблички с иероглифами, на которых имя Нефер-Нефер-Атон кто-то тщательно соскреб, а вот имя Эхнатона осталось нетронутым. Это не было похоже на работу жрецов. Чуть позже англичане обнаружили на месте летнего дворца Нефертити каменную стелу, где ее имя с титулами фараонши сбито, а вставка, сделанная, кстати, наспех, означает имя ее старшей дочери.

Как раскрутить эти загадки с надписями и змейками? Ведь стало совершенно ясно, что в данном случае «очернителями» работали не жрецы, а торопливые слуги самого Эхнатона. И сделано это было, безусловно, в годы его правления.

По собранным данным, египтологи пришли к убеждению, что в счастливом доме произошла семейная драма. Разобраться во всем этом помогли новые данные и углубленные исследования египтологов.

Нефертити родила Эхнатону 6 дочерей, но она не смогла родить ему сына, наследника. Действительно, вскоре нашлись источники, доказывающие, что на легендарную красавицу легла опала фараона. За несколько лет до смерти Эхнатона семья распалась. Нефертити удалили из дворца жить отдельно на загородной вилле и воспитывать мальчика, выбранного в мужья ее дочери, — будущего фараона Тутанхамона. Царица разделила участь многих близких фараону людей, стала жертвой его изменчивого характера.

Имя жены фараона изменилось. Знатоки иероглифического письма вдруг увидели, что пожелание фараона «жить вечно-вековечно» начало относиться к другой женщине, имя которой было короче, чем у Нефертити. Звали ее — Кийа.

В 1957 году был исследован сосуд с изображением головы молодой женщины. Он был найден французами еще до первой мировой войны в одном из тайников Царской долины. При более внимательном рассмотрении египтологи установили, что тут — портрет Кийа. Лицо юное, широкое, невозмутимое. Ноздри раздутые, брови густые. Ничего загадочного. Обаяние молодости есть, а вот мудрости и одухотворенности красоты явно маловато...

Найденные каменные рельефы показали, что Эхнатон в последние годы своего правления в Ахетатоне сделал Кийа вторым (младшим) фараоном — венценосным сотоварищем по трону.

Что касается Нефертити, то она прожила в опале до воцарения Тутанхамона, не отказавшись в глубине души от единого Бога — Солнца. Она умерла в 37 лет в Фивах, проклинаемая жрецами за ересь. Имя ее они не включили в летописи. Захоронения Нефертити не найдено. Это означает, что оно было скромным. Но образ красивой царицы с ее нежной и страстной душой не потерялся в потоке безжалостного времени.

В заключение нельзя не привести второй загадочный феномен Нефертити. Для многих египтологов он оказался не менее неожиданным, чем открытие имени ее соперницы. Французские и немецкие химики задумали провести анализ синей краски, которой окрашен венец знаменитого скульптурного портрета царицы. Яркий тон не померк за три тысячелетия. Рассматривая поверхность столь умело окрашенного венца, ученые смогли убедиться, что на верхний слой в нескольких местах нанесена ретушь...

Город неистового солнцепоклонника Эхнатона жрецы разрушали с фанатической яростью и безжалостностью. После смерти Эхнатона и торжества старой религии далеко не все египтяне отказались от культа Атона — солнечного диска. Скорее всего, как думают ученые, сторонники единобожия посещали разрушенный город и сделали в руинах нечто вроде часовни, выбрав для тайных встреч мастерскую. Такие собрания единоверцев могли длиться там десятилетиями. Солнцепоклонники и заделали новым слоем эмали те места скульптуры царицы, которые были повреждены рухнувшим потолком.

Казалось бы, тут выяснение лишь малозначительной детали. Ан нет! Любой факт, добытый из темных глубин прошлых эпох, важен для истории Египта, закрытой от нас еще огромным количеством тайн. Данный же случай с открытием ретуши привносит в судьбу Нефертити существенное дополнение — ее популярность в народе не угасла с уходом с исторической арены фараона-реформатора. Сторонники единобожия не испугались гнева алчных жрецов и в поклонении царице выразили приверженность новой идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: