Алгоритмы выполнения самостоятельной работы

 

Как составить план.

План — это перечень вопросов, рассматриваемых в изучаемом произведении (статье).

Простой план

1. Внимательно прочитай изучаемый материал.

2. Раздели его основные смысловые части и выдели в каждой главную мысль.

3. Озаглавь каждую часть (пункты плана).

Сложный план

1. Внимательно прочитай изучаемый материал.

2. Раздели его на основные смысловые части и озаглавь их (пункты плана).

3. Раздели на смысловые части содержание каждого пункта и тоже озаглавь их (подпункты плана).

4. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них общее содержание изучаемого материала, не нарушена ли последовательность. Графическая форма записи сложного плана выглядит примерно так:

o I

o II

§ 1:

§ а);

§ б);

§ в)

§ 2

§ 3:

§ а);

§ б)

o III

Как составить тезисы.

Тезисы — это сжато сформулированные основные положения источника (или части его). Тезисы включают не только перечень основных вопросов, но и краткое изложение основного содержания.

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения: эта «подсказка» поможет тебе в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или подчеркиванием).

3. Определи главную мысль каждой части (можно ее подчеркнуть).

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте (цитату).

5. Тезисы пронумеруй — это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. При записи отделяй строкой один тезис от другого — это облегчит последующую работу с ними.

 

 

Составление логических схем.

1. Просмотрите материалы лекций, учебника и выпишите на отдельные листы заголовки разделов, а также подразделов.

2. Внимательно изучите каждый раздел, выписывая основные понятия и категории, встречающиеся в тексте.

3. Ещё раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и категориями внутри разделов и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия и категории.

4. Найдите наиболее общие категории и понятия, объединяющие всё содержание текста. Возможно, что это объединяющее понятие заключено в заголовках.

5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия и категории с учётом взаимосвязи между ними.

Если удалось найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы может получиться иерархическая структура («дерево»).

Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы, хронологические последовательности.

6. Сверьте полученную логическую структуру, прочтите текст ещё раз, при необходимости уточните её.

Решение познавательных задач

 

1. Внимательно прочти условие задачи и вопросы к ней.

2. Обдумай данные в тексте условия и определи, что они дают для ответа на вопрос.

3. Выясни, каких данных не хватает в условии, и вспомни, что ты знаешь по теме задачи.

4. Подумай, что из этого может помочь решению.

5. Свое решение обязательно докажи.

6. Проверь, является ли твое решение ответом, полон ли твой ответ, нет ли в нем лишнего.

 

Правила составления синквейна.

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: