В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.
Здесь требуется представить следующие принципиальные данные:
- Идеи и суть проекта;
- Месторасположение предприятия (кратко описать: адрес предприятия, характеристика здания или помещения, собственность или аренда, необходимость реконструкции, чем хорошо место для Вашего бизнеса).
- Специфика работы (сезонность, время работы (часы и дни недели), и другие особенности, связанные со сферой бизнеса или используемыми ресурсами).
- Основные факторы успеха;
- Особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;
- Функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- Примеры использования продукции;
- Технологичность;
- Универсальность;
- Соответствие продукции принятым стандартам;
Любой предпринимательский проект базируется на той продукции (услуге), которая будет предложена потребителю (покупателю) и принесет прибыль предпринимателю.
Основой основ предпринимательской деятельности является знание того, что получит покупатель за свои деньги - потребительские характеристики продукции (услуги) и их преимущества перед конкурентами.
Необходимо наглядное и убедительное представление товара или изделий (услуг), произведенных с помощью вашей технологии. В бизнес-плане дается описание по каждой продукции (услуге) отдельно.
Примерная структура раздела.
1. Наименование продукции (услуги)
2. Назначение и область применения
3. Краткое описание и основные характеристики
4. Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им.
5. Патентоспособность и авторские права
6. Наличие или необходимость лицензирования выпуска продукции
7. Степень готовности
8. Наличие сертификата качества продукции
9. Безопасность и экологичность
10. Условия поставки и упаковка
11. Гарантии и сервис
12. Эксплуатация
13. Утилизация после окончания эксплуатации
3. Исследование (анализ) рынка
Составляя данный раздел, следует учитывать следующие факторы:
· Привлекательность рынка
· Анализ внешней макросреды
· Конкурентная позиция на рынке
· Характеристика целевых сегментов
Цель данного раздела – показать, что существует объективная возможность предприятию производить и продать свой товар (услугу). Необходимо продемонстрировать, что для товара (услуги) рынок сбыта действительно существует, и что можно воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.
Привлекательность рынка может определяться:
- удельным весом отраслевого производства в общем объеме производимой продукции;
- объёмом и динамикой импорта планируемой к производству продукции;
- объёмом и динамикой инновационной продукции отрасли проектирования и т. д.
Привлекательность рынка также может оцениваться наличием программ поддержки со стороны государства и региона.
В результате анализа внешней макросреды необходимо определить наиболее благоприятные обстоятельства (возможности), которые создаваемое предприятие может использовать для создания и развития конкурентных преимуществ, а также наиболее неблагоприятные факторы (угрозы), которые могут оказать негативное воздействие на конкурентную позицию создаваемого предприятия.
Конкурентная позиция на рынке анализируется с учётом отраслевой принадлежности создаваемого предприятия и предполагаемого района его действий.
Предварительно следует выявить основных конкурентов создаваемого предприятия. Среди выявленных конкурентов необходимо выделить 3 – 4 наиболее сильных и опасных.
После формирования перечня основных прямых конкурентов следует провести оценку их потенциала.
По результатам экспертной оценки делается вывод о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентов, что отражается в Таблице 1.
Таблица 1
Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия
и основных конкурентов
Предприятие | Конкуренты | ||||
А | Б | В | … | ||
Сильные стороны | |||||
Слабые стороны |
По результатам оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия необходимо сделать выводы.
Далее необходимо провести сегментацию потенциальных потребителей товаров (услуг). Выделить и проанализировать целевой сегмент, на котором предприятие планирует концентрироваться. Рынок можно сегментировать по географическому признаку, типу покупателей, типу товаров и услуг.
План маркетинга (до 5 стр.)
Комплекс маркетинга – набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара.
Многочисленные возможности можно объединить в 4 основные группы: товар, цена, методы распространения и методы стимулирования.
Методы распространения - всевозможная деятельность, благодаря которой товар становится доступным для целевых потребителей (оптовая и розничная торговли, товародвижение и каналы распределения)
Методы стимулирования - всевозможная деятельность фирмы по распространению сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей купить его (реклама, пропаганда, личные продажи, стимулирование сбыта).
Стратегия маркетинга – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами сфере маркетинга. Она опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.
Цели маркетинга – достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально широкого выбора, достижение максимально возможного потребления, максимальное повышение качества жизни.
Необходимо обосновать цель маркетинговой деятельности предприятия, например, завоевание определенной доли рынка.
В разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет
серьезных проблем, и определен объем затрат на сбыт продукции
1.Конечные потребители. Является ли организация монополистом в выпуске данной продукции. Характер спроса (равномерный или сезонный). Особенности сегмента рынка, на которые ориентируется проект, важнейшие тенденции и ожидаемые изменения. Какие свойства продукции или дополнительные услуги делают проект предпочтительным по отношению к конкурентам.
2. Организация сбыта. Дать описание системы сбыта с указанием фирм, привлекаемых к реализации продукта.
3. Обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции. Торгово-сбытовые издержки.
4. Каких возможных действий конкурентов следует опасаться и каковы основные элементы стратегии противодействия.
5. Обоснование цены на продукцию.
Оптовая цена товара определяется исходя из сложившейся конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, а также уровня рентабельности, достаточного для поддержания стабильного финансового состояния и платежеспособности организации.
6. Расходы и доходы в случае проведения послепродажного обслуживания.
7. Программа по организации рекламы. Примерный объем затрат.
8. Программа реализации продукции. Выручка от продажи в целом и по отдельным товарам рассчитывается в соответствии с данными об объеме производства по кварталам и годам, уровне и сроках освоения проектной мощности, а также о ценах. Договоры или протоколы о намерениях реализации товара по предлагаемым ценам.
В зависимости от новизны рынка и товара различают стратегии расширения активности предприятия:
1. Стратегия глубокого внедрения на рынок («старый рынок – старый товар») предполагает минимальное расширение деятельности предприятия.
2. Стратегия разработки нового товара («старый рынок – новый товар») предполагает расширение деятельности предприятия за счёт инновационной товарной политики в пределах известного освоенного рынка.
3. Стратегия активной экспансии или стратегия диверсификации («новый рынок – новый товар») применяется в том случае, когда производственная цепочка, в которой находится предприятие, не предоставляет возможности для роста.
4. Стратегия расширения границ рынка («новый рынок – старый товар») предусматривает активизацию деятельности за счёт освоения новых рынков сбыта.
В курсовом проекте (работе) следует определить и обосновать наиболее рациональный вариант базовой маркетинговой стратегии и предложить основные направления (способы) её реализации.
Ценовая стратегия – это долго- и среднесрочные решения по установлению и изменению цен; это выбор фирмой возможной динамики изменения базовой цены товара в рыночных условиях. Ценовая стратегия должна быть увязана с базовой, конкурентной и товарными стратегиями.
Стратегии ценообразования могут быть различными для новых и традиционных товаров (товарных групп):
- стратегия «снятия сливок» предполагает продажу товара по высокой цене и ограничивает сегмент потребителей верхней части кривой спроса;
- стратегия проникновения на рынок предполагает установление низких цен с целью скорейшего завоевания большей доли рынка.
Ценовые стратегии, применяемые по отношению к традиционным товарам (товарным группам) отличаются большим разнообразием:
- стратегия высоких цен (премиального ценообразования) предусматривает установление высоких цен на длительное время на товары высокого качества;
- стратегия средних цен является наиболее типичной для большинства предприятий, заинтересованных в долгосрочной стабильности и доходности;
- стратегия низких цен применяется по отношению к массовым стандартным товарам невысокого качества и рассчитана на получение долговременной прибыли;
- стратегия целевых цен направлена на постоянство величины запланированной прибыли и рентабельности;
- стратегия неизменных цен заключается в сохранении постоянных цен в течение длительного времени;
- стратегия гибких цен используется на тех рынках, на которых заключаются индивидуальные сделки (строительство, антиквариат и пр.);
- стратегия ступенчатого снижения цен используется по отношению к товарам рыночной новизны;
- стратегия следования за лидером означает, что предприятие не является инициатором изменения цены, но реагирует на ценовые действия конкурентов, в том числе и с помощью неценовых инструментов маркетинга;
- стратегия скидок с цен направлена на стимулирование посредников и покупателей с целью увеличения товарооборота.
В курсовом проекте (работе) необходимо обеспечить текущую взаимосвязь между базовой, конкурентными и ценовыми стратегиями предприятия, обоснованными и соответствующими текущей ситуации на рынке.
Формирование эффективной системы распределения связано с решением двух основных стратегических задач:
1. Насколько интенсивным должен быть охват рынка (территории).
2. Каким образом продавать товар – непосредственно или через сбытовых посредников.
Различают три основные стратегии охвата рынка:
- стратегия интенсивного сбыта, означающая стремление максимизировать количество точек реализации товара для обеспечения его максимальной доступности;
- стратегия селективного сбыта, применяемая по отношению к товарам предварительного выбора;
- стратегия эксклюзивного сбыта, означающая стремление ограничить количество точек реализации товара; создание точек реализации, имеющих право на эксклюзивную реализацию товара.
Выбор каналов распространения рекламы осуществляется студентом самостоятельно, как и характер разрабатываемого рекламного бюджета. Начальный бюджет включает ресурсы, выделяемые на только первоначальную рекламную кампанию. Текущий бюджет включает ресурсы, выделяемые на рекламу в течение всего периода производства и реализации продукции.
Стоимость, порядок и условия использования тех или иных средств размещения рекламы определяются самостоятельно на основании действующих прейскурантов рекламных компаний.
Размер и динамика рекламного бюджета учитываются в разделе «Финансовый план».
План производства (до 5 стр.)
Раскрытие данного подраздела предполагает или краткое и лаконичное описание технологического процесса, или подробное описание технологического процесса с полной характеристикой его основных этапов, особенностей, слабых мест и т. д.
В зависимости от индивидуального задания в этом подразделе требуется предоставить информацию о требованиях, предъявляемых к производственным помещениям, о существующих вариантах размещения предприятия и о способе получения (приобретения) (строительство объектов, аренда или покупка). Кроме того, возможно потребуется представить сравнительную характеристику различных вариантов размещения или генеральный план (графическое представление размещения предприятия на определенной территории, карта-схема проезда).
Если требуется представить варианты, значит необходимо определить не менее двух альтернативных вариантов месторасположения планируемого предприятия в пределах города (улица, дом), района, области, соответствующих ряду определенных критериев (например: минимальный набор требуемых коммунальных услуг; допустимый материал стеновых конструкций и степень износа; желаемые характеристики входа в помещение и близость к автобусным остановкам; площадь и т. п.).
Решение о выборе того или иного месторасположения предприятия должно быть обосновано.
Главная задача этого раздела курсового проекта (работы) – определить потребности в оборудовании, представить условия его получения и установки.
6. Организационный план (2-3 стр.)
В разделе необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Сведения о предприятии. Статус, уставный капитал, состав организации, финансовое положение.
2. Форма собственности предприятия. По товариществам указываются условия создания и партнерства; по акционерным обществам - состав основных акционеров и принадлежащие им доли.
3. Организационная структура и структура управления предприятия (состав и соотношение основных производственных единиц и служб, работников)
4. Численность работающих, их качественные характеристики и затраты на оплату труда.
7. Финансовый план (до 5 стр.)
Задача финансового раздела бизнес-плана – подтверждение возможностей предприятия по реализации намеченных планов по исполнению им проекта и его возможности по возврату запрашиваемых кредитов и/или инвестиций.
В финансовый раздел бизнес-плана рекомендуется включить:
1 - план себестоимости;
2 -расчет потоков наличности;
3 -указание общего объема инвестирования, источников и форм его получения;
4 -анализ экономической эффективности проекта.
Финансовый план осуществления проекта построен на 3 года (1-й год – поквартально).
План по себестоимости
План по себестоимости (по статьям калькуляции)
Таблица 1
№ п/п | Статьи калькуляции | Наименование изделия (услуги) | Расходы на 1 изделие (руб.) | 1-й год | 2-й год | 3-й год | |||||||||
Всего за год | Расходы по кварталам (руб.) | ||||||||||||||
Выпуск изделий (шт.) | Расходы (руб.) (гр.7+8+9+10) | I | II | III | IV | гр.4 х Кi (руб.) | гр.4 х Кi (руб.) | ||||||||
гр.4хКi | гр.4хКi | гр.4хКi | гр.4хКi | ||||||||||||
Сырье и материалы за вычетом отходов | А1 | a 1 | |||||||||||||
А2 | a 2 | ||||||||||||||
Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций | А1 | b1 | |||||||||||||
А2 | b2 | ||||||||||||||
Топливо и энергия на технологические цели | А1 | c1 | |||||||||||||
А2 | c2 | ||||||||||||||
ИТОГО прямых материальных затрат (стр.1+2+3) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Заработная плата основная и дополнительная производственных рабочих | А1 | з1 | |||||||||||||
А2 | з2 | ||||||||||||||
Налоги и отчисления на социальные нужды (стр.5 х %е)e=30% | А1 | e1 | |||||||||||||
А2 | e2 | ||||||||||||||
ИТОГО заработной платы прямой с отчислениями (стр.5+6) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (в т.ч.амортизационные отчисления) | А1 | f1 | |||||||||||||
А2 | f2 | ||||||||||||||
Цеховые расходы (i х (стр.4+7+8) | А1 | i1 | |||||||||||||
А2 | i2 | ||||||||||||||
Общезаводские расходы (l х (стр4+7+8) | А1 | l1 | |||||||||||||
А2 | l2 | ||||||||||||||
ИТОГО расходов на обслуживание производства и управление (стр.8+9+10) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Прочие производственные расходы (m х (стр.4+7+8) | А1 | m1 | |||||||||||||
А2 | m2 | ||||||||||||||
Производственная себестоимость товарной продукции (стр.4+7+11+12) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Внепроизводственные (коммерческие) расходы (n х стр.13) | А1 | n1 | |||||||||||||
А2 | n2 | ||||||||||||||
Полная себестоимость товарной продукции(стр.13+14) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
НДС (%р х (стр.15-4) p=18% | А1 | p1 | |||||||||||||
А2 | p2 | ||||||||||||||
Акцизы и аналогичные обязательные платежи от реализации выпускаемой продукции (ф х стр.15) | А1 | ф1 | |||||||||||||
А2 | ф2 | ||||||||||||||
Цена (выручка от реализации продукции) * | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Финансовый результат (прибыль общая предприятия) (стр.18-15-16-17) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
Погашение основного долга и выплата процентов за кредит | А1 | r 1 | |||||||||||||
А2 | r2 | ||||||||||||||
Налог на прибыль (%s х стр.19) s=20% | А1 | s1 | |||||||||||||
А2 | s2 | ||||||||||||||
Чистая прибыль (стр. 19-20 - 21) | А1 | ||||||||||||||
А2 | |||||||||||||||
** Заполняется по каждому виду продукции или по типовым представителям