Механизмы протекания общественных процессов, в том числе и революций

Давайте посмотрим на эти процессы как бы со стороны, с Луны, например.

Что бы люди ни делали (просто передвигались, работали, наблюдали, развлекались... даже просто мыслили) всё это есть движение сознательных материальных объектов. Но, конечно, качественно всё это различные виды движения. И все эти движения объединяет то, что они совершаются после осознания чего-то вне себя, либо своих чувств, мыслей... после чего у человека формируются осознанные потребности, осознаются возможности по удовлетворению потребностей и далее следует движение (действие) с целью удовлетворения этих осознанных потребностей.

И только после понимания причин поступков людей (каждого человека) можно будет понять почему произошли маленькие и большие действия малых и больших групп людей вплоть до масштабных общественных процессов; понять как они складываются.

Ф.Энгельс писал: "... история делается таким образом, что конечный результат всегда получается от столкновения множества отдельных воль, причем каждая из этих воль становится тем, что она есть, опять-таки благодаря массе особых жизненных обстоятельств. Таким образом, имеется бесконечное количество перекрещивающихся сил, бесконечная группа параллелограммов сил, и из этого перекрещивания выходит одна равнодействующая - историческое событие. Этот результат можно опять-таки рассматривать как продукт одной силы, действующей как целое, бессознательно и безвольно. Ведь то, чего хочет один, встречает противодействие со стороны всякого другого, и в конечном результате появляется нечто такое, чего никто не хотел. Таким образом, история, как она шла до сих пор, протекает подобно природному процессу и подчинена, в сущности, тем же самым законам движения. Но из того обстоятельства, что воли отдельных людей, каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете экономические, обстоятельства (или его собственные, личные, или общесоциальные), что эти воли достигают не того, чего они хотят, но сливаются в нечто среднее, в одну общую равнодействующую,- из этого все же не следует заключать, что эти воли равны нулю. Наоборот, каждая воля участвует в равнодействующей и постольку включена в нее". (изд. 2, т. 37, стр. 394-396)

Для наглядности каждую силу, волю можно представить себе стрелкой, длинна которой пропорциональна этой силе. Тогда равнодействующая будет самой большой стрелой, направлением в будущее (по времени) и параллельной ей (действовать в том же направлении) будут далеко не все стрелы.

Равнодействующей (самой большой стрелой) может быть и революция, и переворот.., и просто какие-то изменения в обществе. Но, чтобы понять что получилось, нужны критерии определения того и другого.

А критериями могут быть только интересы людей, их отношения, и прежде всего - отношения экономические: если в принципе всё осталось по-прежнему (хозяйственные связи, отношения собственности, новая власть действует как и раньше в интересах аналогичных собственников..., т.е. поменялись только имена...) - то это - переворот. А если новая власть стала действовать в интересах принципиально новых собственников, то это - революция.

Осмысливая сказанное, повторим, что с Луны видны различные действия (движения) людей: ходят, ездят, едят, спят.... воруют, воюют, дружат...., производят продукты труда, в т.ч. и товары, обменивают их, изобретают; многие личности организовывают производства..., управляют многими людьми, кто то стал управлять определённым сообществом на определённой территории и т.д.

И каждый человек, совершая то или иное действие (перечисленные и множество других), совершает его вследствие образовавшейся у него цели. Цель - причина, действие - следствие. И только так. Но цель то у него может возникнуть только после осознания своих возможностей (сейчас не важно может ли он достичь свою цель на самом деле). Ведь ясно, что если человек не видит возможности достичь свою цель, то и ничего не будет делать (в данный момент) для её достижения: не пойдёт сейчас воровать, не будет предлагать никому не нужный товар. Человек не может стать капиталистом, если у него нет денег...

И только когда он осознаёт, что сможет возглавить определённый круг людей, он постарается это сделать. И когда он осознаёт, что на такой то должности он сможет брать взятки, а мораль и законы ему не преграда, он постарается получить эту должность. И т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: