Этиологические факторы органических психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Гипердинамический синдром: этиология, клиника, лечение

Предрасполагающие факторы

Семья:

Наличие у многих членов семьи соматических симптомов (генетический компонент?).

Недостаточное вербальное выражение эмоциональных проблем, включая конфликт.

“Обусловленные взаимоотношения” с ребенком.

Недоверие к медицине.

Наличие в анамнезе родителей соматоформного расстройства, тревоги или депрессии.

Трудности в установлении поведенческих ограничений для детей.

Ребенок:

Факторы темперамента, включая добросовестность, эмоциональную лабильность, ранимость и чувство собственной неполноценности.

Жестокое эмоциональное отношение к ребенку в прошлом.

Низкий коэффициент умственного развития.

Трудности в коммуникабельности.

Провоцирующие патогенные факторы

Ребенок:

Тревога, депрессия.

Стрессовые воздействия разных типов – явные и скрытые.

Соматические заболевания.

Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Низкая успеваемость в школе и когнитивная недостаточность.

Низкая самооценка.

Родители:

Жизненная ситуация/кризисные события.

Поддерживающие факторы

Ребенок,* родитель и специалист:

Текущие трудности семейных взаимоотношений.

*Трудные ситуации разрешаются с помощью симптоматики.

Семейная модель тяжелого заболевания.

Текущее психическое заболевание у родителей, в особенности тревога и соматизированное расстройство.

*Школьные проблемы.

Модели болезни и избегания конфликта.

Получение выгоды от роли больного.

Поведение специалиста, которое подкрепляет тревожные расстройства и роль больного.

Факторы, связанные с жалобами соматического характера

Гиперкинетическое расстройство поведения (гипердинамический синдром) [F90] является относительно частым нарушением развития (от 3 до 8 % всех детей). Соотношение мальчиков и девочек 5:1. Характерны чрезвычайная активность, подвижность, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала. Начатое дело, как правило, не завершается; при хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки, не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Предполагается, что в основе расстройства лежит минимальная мозговая дисфункция, однако отчетливых признаков психоорганического синдрома почти никогда не отмечается. В большей части случаев поведение нормализуется в возрасте 12—20 лет, однако для предотвращения формирования стойких психопатических асоциальных черт следует начать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании (строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом). Кроме психотерапии, используются и психотропные средства. Широко используются ноотропные средства — пирацетам, пантогам, фенибут, энцефабол. У большинства пациентов отмечается парадоксальное улучшение поведения на фоне применения психостимулирующих средств (сиднокарб, кофеин, производные фенамина, стимулирующие антидепрессанты — имипрамин и сиднофен). При применении производных фенамина изредка наблюдаются временная задержка роста и снижение массы тела, возможно формирование зависимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: