Вопрос 26 Расстройства интеллекта

 

Эмоциональный интеллект – умения устанавливать отношения, связи между людьми.

Нарушение интеллекта (слабоумие) – стойкое или прогрессирующее ослабление всех сторон познавательной деятельности (памяти, мышления, высших эмоций и т.д.).

Формы слабоумия:

1. Олигофрения - наследственно обусловленные врожденные или приобретенные до 3 лет формы задержки развития интеллекта.

2. Деменция – распад хорошо развитого прежде интеллекта, его деградация под влиянием разных факторов и процессов.

Классификация:

1. Легка (дебильность): встречается в большинстве случаев (от 75 до 89%). IQ От 50 до 69

· Нарушаются ощущения и восприятие. Ощущения формируются замедленно, с большим кол-вом особенностей и недостатков, а это оказывает влияние на все психическое развитие. Восприятие замедленно, его объём сужен: если ребенку предложить на короткое время пейзажную картинку, то он не сможет воспринять эту картинку в целом. Он не может понять выражение лиц, перспективу, перекрытие объекта из-за их удаленности. То затрудняет его ориентирование на местности.

Восприятие недеференцированно – неспособность различать сходные предметы при попытке их узнать (часы и компас, кошма и белка – одно и то же). Ребенку легче отнести предмет к категории рода, чем к категории вида.

Инактивность восприятия – отсутствие стремления рассмотреть, разобраться в деталях предмета, картинки.

Нарушается константность восприятия (затруднено восприятие величины предмета по мере его удаления).

Восприятие осязание нарушено, что создает затруднение в трудовом обучении.

Кинестетическое восприятие нарушена, что приводит к плохой координации движения. Не дифференцированность мышечных ощущений.

Различение звуков идет замедленно, с затруднениями.

Нарушен мотивационный компонент восприятия, т.е. личностное отношение, поэтом нарушена познавательная активность.

· Расстройства внимания. Концентрирует внимание с трудом, внимание неустойчиво. Произвольное внимание с трудом вырабатывается. Уменьшен объем внимания. Тугоподвижность внимания. Нарушено распределения внимания.

· Расстройства мышления.

Снижен уровень обобщения (конкретное мышление). Не могут объяснить смысл пословиц.

Нарушение динамики мыслительно деятельности. Тугоподвижность (застреваемость, излишняя детализация, затруднение перехода между идеями) и лабильность (чередование адекватных и неадекватных ответов) мышления

Нарушение мотивационного компонента мышления. Мышление поверхностное, незавершенное.

Разноплановость мышления

Нарушена критичность мышления. Ребенок не видит своих ошибок.

· Нарушения речи. Проявляется в косноязычии, ограничении речи несколькими словами, немоты. Развитие речи запаздывает. Фонетические искажение, ограниченность лексикона. Недостаточное понимание слов (используют слова-клички). Слово как средство общения используются не в поной мере. Активных лексикон ограничен и перегружен штампами. Фразы бедные, односложные, свои мысли оформляются с трудом. Не могут передать содержание прочитанного и услышанного. В более тяжелых случаях есть признаки речевого недоразвития.

· Память.

Дети все усваивают медленно, после многих повторений. Все быстро забывают, а то, что не забыли, не могут использовать на практике. Опосредованная память нарушена у всех. Отсталые дети запоминают случайные признаки предметов в случайном сочетании. Нарушен мотивационный компонент памяти. Дети не способны целенаправленно заучивать и припоминать.

· Чувства

Чувства незрелы и недостаточно дифференцированы. Тонкие оттенки чувств им недоступны, испытывают либо удовольствие, либо неудовольствие. Инертность переживаний, дети застревают на каких-то незначительных событиях.

· Расстройства воли

Несамостоятельность, недостаток инициативы, умение руководить своими действиями, неумение действовать в связи с отдаленными целями, неумение преодолевать препятствия и противостоять искушениям. При желании что-то скрыть или получить пищевое удовлетворение проявляются противоположные качества, появляется безудержность и неодолимость отдельных желаний. Эти дети легко внушаемы, некритично воспринимают советы других людей, их легко убедить обидеть кого-то или что-то сломать. При этом они могут быть упрямыми и бессмысленно сопротивляться каким-то разумным доводам. Эти контрасты объясняются незрелостью личность, недоразвитием духовных потребностей.

· Психомоторика. Недоразвита, темп двигательных функций замедлен и непродуктивен, движения недостаточно целесообразны и последовательны. Это проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости, угловатости.

· Трудовые навыки. При благоприятных обстоятельствах способны овладеть профессией, которая не требует особых умственных способностей. Они неспособны воспитывать детей и быть в браке, но могут жить самостоятельно и обеспечивать себя.

2. Умеренная.

Встречается в 10% от всех умственно отсталых. IQ от 35 до 49.

A. Статические и моторные функции.

Нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, это мешает формированию движений бега и прыжков. С трудом воспроизводят заданные движения или позы. При попытке воспроизвести возникают синкинезии.

Б. Внимание нарушено у всех. С трудом привлекаются, легко отвлекаются.

В. Ощущения и восприятие. Часто имеются врожденные пороки развития.

Дети не умеют пользоваться зрением и слухом для ориентировки. Предметы и явления воспринимаются только в общих чертах. Нет активности для получения знаний о данном предмете, поэтому они не умеют искать необходимые сведения, сравнивать. Это приводит к хаотической, нецеленаправленной деятельности. Им требуется постоянное руководство.

Г. Мышление конкретное, тугоподвижное, непоследовательное. Страдает даже наглядное мышление. Образование отвлеченных понятий либо недоступно, либо ограничено элементарными группами. Различия установить они могут, но только на конкретных предметах. Оперировать отвлеченными понятиями – не могут. Не могут анализировать, переносить, целенаправленно искать. Составить рассказ по сюжету элементарной картинке не могут, называют отдельные предметы, изображенные на картинке. Суждения бедны, и, как правило, это повторение услышанных советов и рекомендаций.

Д. Речь запаздывает на 3-5 лет. Развиваются понимание, использование речи, но окончательное усвоение невозможно. Речь почти лишена модуляций, выражено косноязычие.

Е. Память. Объем мал, но к подростковому возрасту может достигнуть уровня легко отсталых детей. Долговременная память совершенствуется лучше, чем кратковременная. Нарушено произвольное запоминание, при воспроизведении материала возникают искажения. Страдает логическая и механическая память.

Ж. Эмоционально-волевые. Независимое проживание невозможно. Эти люди могут быть активными, устанавливать социальные контакты, учавствовать в социальных мероприятиях, если это организованно воспитателем. Наиболее типичные особенности личности – отсутствие инициативной самостоятельности, косность (неподвижность) психики, склонность к подражанию других, сочетание внушаемости с неготивизмом, неустойчивость в деятельности, инертность, тугоподвижность. Чувствительны к оценке другими людьми.

Могут быть добродушны и приветливы, или дисфоричны, злобны, агрессивны, или упрямы, ленивы, или вялы и бездеятельны. У многим проявляются извращения влечений, в т.ч. расторможенность сексуальности. Склонны к импульсивным поступкам.

Могут работать при постоянном наблюдении, самостоятельная трудовая деятельность недоступна.

3. Тяжелая (выраженная имбецильность)

Встречает в 4%. IQ от 20 до 34.

А. Двигательная сфера. Грубое недоразвитие, даже при отсутствии параличей и парезов. Нарушение и слабость статических, моторных функций, координации, точности, темпа движений. Движения замедленны, неуклюжи. Обслуживать себя не могут. Дифференцированные движения рук и пальцев у многих невозможны.

Б. Внимание. Либо не привлекается совсем, либо малоустойчиво.

В. Чувства. Часто встречаются ВПР органов чувств, функциональные расстройства анализаторов. Цвета путают.

Восприятие отличается глобальностью и поверхностностью. Незнакомые явления не вызывают ориентировочной деятельности. Недифференцированность восприятия приводит к отсутствию анализа, сравнения. Деятельность беспорядочна и неосмысленна.

Г. Мышление бессистемно. Хар-ся отсутствием смысловых связей или их слабостью. Элементарные обобщения только в исключительных случаях. Передать сюжет простой картинки не могут. Некоторые овладевают порядковым счетом, с помощью наглядного материала могут провести элементарные математические операции.

Д. Речь недоразвита. Появление ее очень запаздывает. Сохранение услышанных интонаций, повторение. Чужую речь понимают приблизительно, примитивно. Интонацию, жесты и мимику улавливают. Понимают отдельные слова, связанные с основным потребностями. Самостоятельная устная речь состоит из отдельных слов, коротких предложений. Многие вместо речи используют нечленораздельные звуки или жесты.

Е. Память. Малый объем, искажение при воспроизведении материала.

Типичные черты личности: хаотичное стремление ко всему в пределах видимости или отсутствие влечений. Тугоподвижность эмоциональных реакций

4. Глубокая

1%, IQ менее 20.

Отсутствуют элементарные процессы мышления. Недержания кала и мочи. Ограничены в движении. О себе заботиться не могут, нуждаются в постоянном надзоре. Понимание и использование речи ограничено пониманием простых команд, нечленораздельные звуки речи. Наиболее тяжелые не плачут, не смеются и никого не узнают. Внимание не привлекается. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Играть не умеют. Из эмоций наблюдаются аффектов гнева, стремление к нанесению себе повреждений. Часто проявляется сексуальное возбуждение, безудержный онанизм. Часто сопутствуют тяжелые соматические и неврологические нарушения, расстройства зрения и слуха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: