Взаимосвязь прогнозов национальной экономики с политикой, стратегией и тактикой государственного управления

.Способность государства проводить самостоятельную стратегию во всех сферах экономики делает последнюю более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям.

Стратегическое государственное управление занимает ключевое место в системе управления социально-экономическим развитием страны. В современном мировом сообществе конкурентоспособным может быть только государство с развитой системой государственного стратегического управления. Только стратегическое управление может обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны в заданном направлении, выход из кризисных ситуаций.

Цели государственного стратегического управления должны быть увязаны с функциями государственного управления в разных сферах: общественно-политические, социальные, экономические, организационные и др.Стратегические цели и задачи государственного управления обнародуются, закрепляются в программах, концепциях и других нормативных правовых документах

Тактическое (оперативное) планирование - планирование отдельных операций и ресурсов для их осуществления на пути реализации установленных стратегических целей. Тактическое планирование осуществляется в краткосрочном и среднесрочном периодах.

Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются в целом по Российской Федерации, секторам экономики, регионам.

Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются раз в пять лет на десятилетний период. На их базе разрабатываются среднесрочные прогнозы на период от трех до пяти лет. Эти прогнозы ежегодно корректируются. Краткосрочные прогнозы разрабатываются каждый год.

Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации содержат оценку уровня и характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития; оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ; определение показателей базового и целевого вариантов прогноза; основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде; основные направления территориального развития в перспективе.

 

13. Основные процедуры планирования и их взаимосвязь между собой: прогнозирование, программирование и проектирование.

Планирование - представляет собой процесс разработки и практического осущ планов определяющих будущее состоянии экономической системы путей способов и средств их достижения.

Основная задача это структурная перестройка и модернизация экономики.

Виды планирования:

0. Директированое планирование- процесс разработки и принятия планов на государственном уровне, которые имеют силу юридического закона несущего адресный характер и обязательность исполнения; (экономической основой директивного планирования является наличие одного собственника, то есть государство)

0. Индикативное планирование это механизм координации интересов гос-ва и самостоятельно хозяйствующих субъектов сочетающих гос регулирование с рыночным саморегулированием (оно основывается на разработке основы системы индикаторов соц эконом развития и включает определение общенациональных и корпоративных приоритетов, целеполагание, прогнозирования, бюджетирование и др процедуры согласования решения на различных уровнях).

Индикативный план - представляет собой комплексный план действий, где отображены целевые ориентиры и параметры социально-экономического развития территории.

Подходы, механизмы и порядок их достижений;

Объём привлекаемых материальных и финансовых ресурсов для их реализации и разработаны на основании согласовании интересов всех сторон.

 

0. Стратегическое планирование - определение цели и приоритетов по наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны или регионов на длительную и среднесрочную перспективы согласуются с одновременным формированием механизма их реализации.

Разработка стратегического плана связано с выбором определенной стратегии, которое представляет собой общий план действий на длительную перспективу.

Прогнозирование есть вид предвидения, основанный на научных методах. В градостроительном контексте под прогнози­рованием понимаются только те виды планирования, результаты которых подпадают под определение «прогноз» и не являются ни проектами, ни программами в их общепринятых смыслах. Это в основном долгосрочные разработки развития города, в которых речь идет не о детальных решениях, но о стратегии развития, его основных приоритетах, возможных вариантах (стратегиче­ский вариантный прогноз).

Программирование - обозначение разного рода планов, оперирующих с выявлением и распределением ресурсов дня ре­шения определенных целей, для достижения которых необходима мобилизация средств из разных источников и координация большого числа участников. Разрабатываются на средние сроки. В отличие от прогноза, основанного на экстраполяции настояще­го в будущее, программа ориентирована на миссию и ведет нас от представления о будущем к образу действий в настоящем.

Проектирование есть наиболее конкретный и определен­ный вид планирования. По определению, понятие «проект» тре­бует однозначного представления трех вещей: во-первых, точные параметры проектируемого объекта; во-вторых, расчет необхо­димых средств и ресурсов; в-третьих, сроки осуществления. Как правило, такое однозначное представление возможно, когда речь идет о реальных объектах градостроительства и об их реализации в относительное близкие сроки.

Прогнозирование тесно связано с планированием, является необходимой предпосылкой плановых расчетов.

Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях между собой и представляют последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап — разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом.

 

ИЛИ

Имеются различные признаки классификации планирования по видам, срокам, формам и другим признакам. С точки зрения обязательности принятия и выполнения плановых заданий оно подразделяется на директивное и индикативное планирование. Директивное планирование характеризуется обязательным принятием и выполнением плановых заданий, установленных вышестоящей организацией для подчиненных ей предприятий. Директивное планирование пронизывало все уровни системы социалистического централизованного планирования (предприятия, отрасли, регионы, экономику в целом), сковывало инициативу предприятий. В рыночной экономике директивное планирование используется на уровне предприятий при разработке их текущих планов.

Индикативное планирование - это форма государственного регулирования производства через регулирование цен и тарифов, ставок налогов, банковских процентных ставок за кредит, минимального уровня заработной платы и других показателей. Задания индикативного плана называются индикаторами. Индикаторы — это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами государственного управления. В составе индикативного плана могут быть и обязательные задания, но их число весьма ограничено. Поэтому в целом план носит направляющий, рекомендательный характер. Применительно к предприятиям (организациям) индикативное планирование чаще применяется при разработке перспективных планов.

Необходимо различать перспективное планирование, прогнозирование, стратегическое планирование, тактическое планирование и бизнес-планирование, которые взаимосвязаны, образуют единую систему и в то же время выполняют различные функции и могут применяться самостоятельно. Как уже отмечалось выше, перспективное планирование основано на прогнозировании. Прогнозирование является базисом, фундаментом перспективного планирования и в отличие от него основано на предвидении, построенном на экономико-математическом, вероятностном и в то же время научно обоснованном анализе перспектив развития предприятия в обозримом будущем.

Стратегическое планирование ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения, определяет основные направления развития предприятия (организации) и, что особенно важно, формирует миссию предприятия, направленную на реализацию его общей цели. Миссия детализирует статус предприятия (организации) и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Тактическое планирование в отличие от перспективного и стратегического планирования охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и направлено на реализацию выполнения этих планов, которые конкретизируются в комплексных планов социально-экономического развития предприятия.

14. Система плановых и прогнозных макроэкономических показателей.

Суть макроэкономического планирования заключается не в разработке и доведении многочисленных показателей для выполнения, а в научной постановке целей будущего развития и выработке действенных средств и возможностей для их реального достижения. Общегосударственное индикативное планирование направлено на сочетание всех факторов производства и поддержания сбалансированности натурально-вещественных и финансово-ценовых потоков, обеспечения рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей и задач, что находит отражение в соответствующих плановых документах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: