Сценарный подход в прогнозировании и его назначение

Сценарное прогнозирование является одним из наиболее эффективных инструментов предвидения тенденций и вариантов развития тех или иных социально-экономических явлений. Прогнозные сценарии включают в себя прогнозные модели, описывающие вероятные направления развития с учетом воздействия основных факторов прогнозного окружения и комплекс действий управленческого характера, направленный на минимизацию последствий кризисных ситуаций и повышение эффективности функционирования социально-экономических систем.

На основе сценариев появляется возможность более полного и точного определения перспектив развития предпринимательских структур в сложившейся экономической ситуации с учетом неоднородности воздействия различных факторов. Прогнозные сценарии позволяют заблаговременно предвидеть опасности, возникающие при неэффективном управленческом воздействии, неблагоприятном развитии макроэкономической ситуации, а также в условиях возникающих форс-мажорных явлений.

Особенность сценарного прогнозирования является возможность использования различных методов при построении сценариев, как экспертных, так и формализованных. Использование методов сценарного прогнозирования позволяет разработать наиболее вероятные направления развития ситуации, например пессимистический, реалистический и оптимистический сценарии с построением комплекса соответствующих управленческих действий, направленных на стратегическое развитие, когда это представляется возможным (благоприятные макроэкономическая и природно-климатическая обстановки) и свести ожидаемые потери к минимуму в тех случаях, когда они неизбежны (форс-мажорные ситуации). Зачастую прогнозные сценарии создаются по предельным позициям факторов прогнозного окружения, тем самым моделируя состояние управляемой системы в условиях экстремальных изменений внешней среды.

 

16. Классификация макроэкономических планов и прогнозов.

16. 1. По степени определенности параметров планирования (неопределенности плановой деятельности) выделяют: детерминированные планы (разрабатываются и действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации); вероятностные (стохастические) планы (разрабатываются и действуют в условиях неопределенности среды и нехватки полной и достоверной информации).

2. По временной ориентации идей планирования различают: реактивные планы

(закрепляют достижения прошлого и предусматривают меры по обеспечению устойчивости функционирования объекта в будущем без существенного изменения параметров и пропорций развития); инактивные планы (обеспечивают инерционность развития объекта на основе экстраполяции существующих тенденций и пропорций, рассматривают существующие условия как достаточно хорошие или приемлемые); преактивные планы(предусматриваютсущественные изменения в деятельности объекта на основе использования современных технологий, техники, организации).

3. По горизонту планирования выделяют: долгосрочные планы (обосновывают вероятностные параметры развития на период от 10 до 25 лет); среднесрочные планы (конкретизируют ориентиры, определенные долгосрочным планом, и характеризуются укрупненными количественными показателями функционирования объекта на период от 3 до 5 лет); краткосрочные планы (описывают развитие объекта планирования по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок от 1 (обычно годичные планы) до 2 лет (конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству; обеспечивают управленческие действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей)).

4. По методам реализации различают: директивные планы (утверждаются высшим органом управления объекта планирования и обязательны для выполнения (они имеют количественную и качественную определенность)); индикативные (рекомендательные) планы (включают ряд показателей индикаторов (абсолютных или относительных), служащих своеобразными пороговыми значениями и формирующими ориентиры экономического развития и могут варьироваться в зависимости от условий).

5. По степени охвата сфер деятельности выделяют: общие планы (охватывают все сферы деятельности); частные планы (охватывают только конкретные сферы деятельности).

6. По масштабности планирования различают: общегосударственные планы (включают федеральный бюджет, федеральные целевые программы, федеральные инвестиционные проекты и т. д.); региональные планы (включают региональные бюджеты, целевые региональные программы по наиболее приоритетным направлениям развития региона, региональные инвестиционные проекты и т. д.); корпоративные планы (планы отдельных хозяйствующих субъектов и их объединений исходя из специфики деятельности, целей и ресурсных возможностей развития); внутрифирменные планы (планы структурных единицпредприятий с учетом специфики, функций и задач, решаемых каждым подразделением в достижении целей предприятия, формировании корпоративной культуры); индивидуальные планы (планы отдельных сотрудников предприятия по самосовершенствованию, повышению профессиональных знаний и умений, адаптивности личных интересов к задачам, решаемым коллективом).

7. По масштабности целей различают: стратегические планы (предусматривают решение масштабных задач); тактические планы (направленны на решение более частных задач).

Можно выделить следующие признаки классификации и виды прогнозов.

1) По цели разработкипрогнозы делятся на поисковые и целевые прогнозы.

2) По периоду упреждения (временному горизонту)выделяют оперативные прогнозы(основаны на предположении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте, как количественных, так и качественных; они разрабатываются на срок до одного месяца и содержат только количественные показатели); краткосрочные прогнозы(основаны на предположении, что на протяжении прогнозируемой перспективы не ожидается существенных количественных изменений объекта исследования; они разрабатываются на срок до одного года и содержащие общие количественные показатели); среднесрочные прогнозы(охватывают перспективу между кратко-и долгосрочными прогнозами с преобладанием количественных изменений над качественными; они разрабатываются на срок 1-5 лет и содержащие как количественные, так и общие качественные оценки); долгосрочные прогнозы(ориентированы на перспективу, на протяжении которой ожидаются существенные не только количественные, но и качественные изменения объекта исследования; они разрабатываются на период 5-15 лет и содержащие общие количественные и общие качественные показатели); дальнесрочные прогнозы(охватывают перспективу, в течение которой ожидаются столь значительные качественные изменения, что можно говорить лишь о самых общих перспективах развития исследуемого явления или процесса; они разрабатываются на период свыше 20 лет и содержат общие качественные характеристики).

3) По содержанию прогнозы выделяют экономические прогнозы(предоставляют информацию о развитии любого экономического показателя); демографические прогнозы(охватывают движение населения и воспроизводство трудовых ресурсов, уровень и структуру занятости населения и т.д.; социальные прогнозы(представляют информацию об уровне и качестве жизни населения); экологические прогнозы(дают информацию об изменении экологической ситуации в стране, регионе, городе и пр.); научно-технические прогнозы(рассматривают достижения научно-технического прогресса); прогнозы природных ресурсов(содержат информацию о потребностях общества в природных ресурсах и о возможностях их использования, охватывает все виды общественного воспроизводства и природную среду).

4) По методам разработки(процедуре)прогнозы делятся интуитивные (качественные) прогнозы(опираются на информацию, полученную по оценкам экспертов); формализованные (количественные) прогнозы(основываются на фактической информации об объекте и являются результатом экстраполяции (интерполяции) выявленных тенденций или моделей).

5) По масштабности объекта прогнозированиявыделяют: макроэкономические прогнозы(объектом прогнозирования выступает хозяйство страны в целом); структурные прогнозы(объектом прогнозирования выступают межрегиональные, межотраслевые и прочие взаимосвязи); прогнозы развития отраслевых комплексов(объектом прогнозирования выступают межотраслевые комплексы (интеграционные структуры, характеризующиеся взаимодействием различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределения продукта)); региональные прогнозы(объектом прогнозирования выступает регион); прогноз первичных звеньев экономики(объект прогнозирования выступает предприятие, фирма); глобальные прогнозы(объектом прогнозирования является мир в целом, крупные мировые регионы (макрорегионы)).

6) По предоставлению численных результатов (количественной оценке) различают интервальные прогнозы(содержат результаты в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза); точечные прогнозы(содержат результаты в виде

единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала).

7) По критерию сложностиразличаютсверхпростые, простые, сложные и сверхсложные прогнозы. Они отличаются наличием взаимосвязанных переменных в их описании: в сверхпростом прогнозе отсутствуют существенные взаимосвязи, в сверхсложном -взаимосвязи тесные (с коэффициентом корреляции, близким к 1)

.8) По степени детерминированности объектавыделяют детерминированные прогнозы(не имеют существенных потерь информации в описании условий); стохастические прогнозы(требуют учет случайных величин); смешанные прогнозы(включают характеристики двух вышеуказанных прогнозов).

9) По критерию характера развития объекта во времениразличают дискретные прогнозы(содержат тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени); апериодические прогнозы(представляются в виде непериодических функций времени); циклические прогнозы(имеют в основе периодическую функцию времени).

10) В зависимости от характера воспроизводственного процесса выделяют следующие экономические прогнозы: развития производственных отношений, социально-экономических предпосылок и последствий технологического прогресса, динамики экономической системы (темпов, факторов и структуры), воспроизводства трудовых ресурсов, занятости, экономического использования природных ресурсов, инвестиций, уровня жизни населения, доходов и цен, потребительского спроса, внешнеэкономических связей и т.д.

 

17. Логика построения планов и прогнозов на макроуровне, обобщенная последовательность действий при составлении планов и прогнозов.

17. Важнейшим элементом методологии государственного планирования и прогнозирования является логика.

Логика планирования и прогнозирования есть упорядоченная последовательность и обоснованность действий, связанных с разработкой планов и прогнозов. Главная идея логики - определение исходного пункта, от которого начинается и которому подчиняется весь процесс разработки планов и прогнозов.

К основным составляющим логики относят: формирование системы целей планирования и прогнозирования; анализ исходного уровня, т.е. состояния прогнозируемого и планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценка уровня его развития; изучение потребностей общества, их объема и структуры в плановом и прогнозном периодах; определение имеющихся ресурсов общества, которые могут быть созданы в плановом либо прогнозном периоде; согласование ресурсов и потребностей общества и выработка плановых или прогнозных решений.

18. Система стратегических планов и программ в России.

18. Важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности российской экономики в современных условиях является наличие эффективно функционирующей системы государственного стратегического управления.

Система стратегического планирования – это механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Система государственного стратегического управления позволяет:

формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;

развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;

балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);

ориентированность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;

увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;

мониторинг реализации принимаемых решений.

Закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ направлен на правовое закрепление системы государственного стратегического планирования.

В соответствии с законом целями такой системы являются:

- определение оптимальной траектории перехода от текущего состояния социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности к желаемому состоянию;

- концентрация разнокачественных (финансовых, организационных, информационных и кадровых) ресурсов для достижения запланированных целей;

- консолидация усилий всех субъектов экономики (государства, корпораций и структур гражданского общества) для достижения целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предметом правового регулирования Закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.

Закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.

Участниками регулируемых законопроектом отношений являются Президент Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Законеот 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.

19. Нормативно-правовое регулирование государственной плановой деятельности в РФ.

19. Ключевым инструментом реализации последовательной долгосрочной политики, в которой должны быть сбалансированы краткосрочные задачи, а также среднесрочные и долгосрочные цели стал Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Предметом правового регулирования закона являются общественные отношения в сфере планирования, прогнозирования и стратегического контроля социально-экономического развития Российской Федерации, составляющие целостную систему государственного стратегического планирования.

Федеральным законом создана правовая основа построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования Российской Федерации, позволяющей решать задачи повышения качества жизни населения, роста российской экономики и обеспечения безопасности страны. Федеральный закон устанавливает правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.

Федеральный закон регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования.

В Федеральном законе закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования в процессе государственного стратегического планирования социально-экономического развития в Российской Федерации.

Минэкономразвития России разработало нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядки создания и работы с документами стратегического планирования, а также будет разработана и запущена федеральная информационная система стратегического планирования, целью которой является информационное обеспечение стратегического планирования.

Кроме того, в рамках нормативно – правового обеспечения реализации Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в настоящий момент разработаны и утверждены следующие нормативно – правовые акты:

·постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 года № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования» (вместе с «Правилами государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования»);

·постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (редакции от 17 июля 2015 года);

·постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 789 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации»;

·постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 822 «Об утверждении Положения о содержании, составе, порядке

разработки и корректировки стратегий социально-экономического развития макрорегионов»;

·постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2015 года № 823 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации»;

·постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 года № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» (вместе с «Положением о содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации»;

·постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162 «Об утверждении Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: