Цели и задачи профилактики зависимости от психоактивных веществ

Главная задача, выдвигаемая в концепции, - предупредить сам факт распространения и употребления психоактивных веществ, включения детей и молодежи в наркогенную ситуацию и субкультуру. При решении задач первичной профилактики в основном ставится заслон развитию наркомании и токсикомании.

 

Таким образом, активные профилактические мероприятия должны опираться:

 

- на методологию формирования ценностей здорового образа жизни у детей и молодежи, не вовлеченных в наркологическую ситуацию;

 

- на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию (первичная и вторичная профилактика);

 

- на раннее выявление и диагностику наркозависимости;

 

- на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды наркотизации (вторичная и третичная профилактика).

 

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики употребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

 

- изменение ценностного отношения детей и подростков к наркотикам с вторичным снижением спроса на психоактивные вещества (наркотики) в детско-подростковой популяции;

 

- сдерживание вовлечения учащихся в прием наркотических веществ;

 

- сдерживание роста тяжелых, особо опасных социально-медицинских последствий злоупотребления наркотиками (вовлечение в криминальную деятельность, оставление семьи и учебы, заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями).

 

Задачи первичной профилактики:

 

1 – информирование, формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

 

Контингенты воздействия - дети, подростки в школе; молодёжь в учебных заведениях; родители (семья), учителя; внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы; дети на улице; неорганизованные группы населения.

 

2 - формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

 

Контингенты воздействия - семья (родители), учителя; дети, подростки в школьных коллективах; неорганизованные группы детей; дети на улицах; неорганизованные группы населения.

 

3 - развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

 

Контингенты воздействия - дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья).

 

Подготовка специалистов - тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей, студентов медицинских и педагогических вузов.

 

4 - развитие стратегий разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания искушения употребления наркотиков.

 

Контингенты воздействия - дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне их, в вузах; учителя и родители (семья).

 

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:

 

1. На формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

 

2. На формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

 

3. На внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

 

4. На развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотизации" и ребенка, заболевшего наркоманией.

 

Основная цель вторичной профилактики - психолого-педагогическая и социальная коррекция экспериментирующего с психоактивными веществами для позитивной социализации и недопущения развития процесса дальнейшего его втягивания в алкоголизацию, наркотизацию и в связанные с ними противоправные действия.

 

Задачи вторичной профилактики:

 

1 - формирование мотивации на изменение поведения.

 

Контингент - дети, подростки и молодёжь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.

 

2 - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

 

Контингент - дети, подростки и молодёжь группы риска; родители (семья); неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.

 

3 - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

 

Основная цель третичной профилактики – поддержание состояния ремиссии, т.е. «недопущение срыва» и комплексная реабилитация.

 

Организаторы и исполнители мероприятий третичной профилактики - специалисты медицинских и правоохранительных структур, при активном участии специалистов учреждений социо-защитной системы, сотрудники государственных и негосударственных организаций и учреждений иного профиля (например - образовательные, досуговые и т.д.), имеющие специальную подготовку.

 

Задачи третичной профилактики:

 

состоят в создании поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).

 

Личностные и психологические факторы приобщения к ПАВ: понятие о преморбидных особенностях личности страдающей зависимостью от ПАВ, социальные и внутрисемейные аспекты патологического влечения к ПАВ.

 

Первый фактор, на котором бы хотелось остановиться, - это влияние образцов поведения взрослых на растущего человека. Ребенок, усвоив их, воспроизводит в своей жизни. Первые представления о наркотиках у него формируются в детстве на основе наблюдения за поведением взрослых, и в первую очередь родителей. Совсем необязательно, что родители или другие взрослые, окружающие ребенка, употребляют наркотики или проявляют какой-либо интерес к ним. Оказать влияние на проявление интереса ребенка к наркотическим веществам может толерантное отношение взрослых и употребление ими табака и алкоголя. В нашем обществе присутствие алкоголя всегда и везде стало традиционным. Существует целый ряд культурных стереотипов его употребления (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Восприятие и постепенное усвоение ребенком алкогольных обычаев начинается задолго до того, как у него сформируется интерес к употреблению алкоголя, который может перейти и на другие психоактивные вещества. Последовательность перехода от употребления табака и алкоголя к наркотическим веществам выявлена практически во всех долгосрочных исследованиях употребления психоактивных веществ. Конечно, нельзя утверждать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом, но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению.

 

Следующий фактор, способствующий формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ у детей и подростков, - информационный. Сегодня мы живем во время так называемой «информационной революции», которая заключается в том, что каким - либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно, причем вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие антинаркотическую профилактику, пытаются передать молодежи, содержит в себе элемент запрета. Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий, и представим себя на месте подростка: «Наркотик уничтожит твою душу и свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т.д. Это только два лозунга, содержащиеся в нем. У ребенка появляется вопрос: «Почему? Почему в таких «красках» взрослые все это представляют?». Детям и подросткам зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста. Конечно, нельзя однозначно решать вопрос: информировать или нет? Давать информацию детям о наркотиках и их действии на организм человека или нет? Показывать фильмы из жизни наркоманов или нет? Бесспорно - информация нужно, но прежде чем информировать ребенка, необходимо найти тот оптимальный вариант, когда эта информация не будет фактором, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков и других психоактивных веществ.

 

Следующий фактор мы назвали индивидуально - психологическим. Каждый человек имеет сильную или слабую волю, умеет управлять или нет своими эмоциями, у кого-то сформированы умения и навыки преодолевать жизненные трудности, у кого-то они отсутствуют, поэтому можно выделить ряд признаков личност-но-характерологических свойств, которые как в отдельности, так и в совокупности могут стать побуждающим элементом, способствующим формированию мотивации приобщения к употреблению наркотиков, а именно:

 

- низкая толерантность к фрустрациям, то есть незакаленность в отношение жизненных трудностей, нервозность и переживания при малейших сложностях, препятствиях, неудачах и т.п.;

 

- наличие комплекса неполноценности, ущербности, некрасивости, особенно в сочетании с желанием признания и вхождения в группу «полноценных» и утвердившихся;

 

- чрезвычайное стремление к независимости, высвобождение из-под опеки старших (в том числе родителей, учителей), особенно при желании противопоставить себя нормам, правилам, порядку, обществу, закону и т.д.;

 

- недостаток родительской любви и заботы, особенно если в семье имеются (или были ранее) лица с алкогольной или наркотической зависимостью;

 

- отсутствие ответственности перед собой, неспособность быть хозяином своего слова, особенно со склонностью к лживости, обманам, нечестности;

 

- замкнутость, стеснительность, робость и нерешительность, чувство несамодостаточности, замаскированная тревожность, страх, боязливость;

 

- легкомыслие и поверхностность в общении, неспособность к глубоким чувствам и устойчивым межличностным привязанностям (в том числе при кажущейся общительности);

 

- недостаточная адаптивная способность мобилизовываться и делать усилия, обдумывать обстоятельства и делать выбор, шаблонность в образе жизни и подчиняемость стилю, моде, рекламе, псевдокультуре. Еще один фактор, на котором хотелось бы остановиться. Мы назвали его «социальный инфантилизм». Как показывают не только наши, но исследования различных ученых и наблюдения практиков, у многих молодых людей отмечается отсутствие или слабое развитие таких качеств, как жизненная зрелость, самостоятельность. Можно наблюдать у молодых людей несформированность жизненных целей и, в целом, отсутствие понимания смысла жизни, неразвитость коммуникативных и адаптивных умений, преобладание гедонически-потребительс-ких установок над потребностью учиться, трудиться, самосовершенствоваться. Присутствие у ребенка данных качеств, на наш взгляд, способствует формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

 

На формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических веществ существенное влияние оказывают также потребности ребенка, такие как потребность в общении со сверстниками (быть вместе со всеми, вести себя так, как ведут другие, чувствовать свою общность с другими), исследовательская потребность (узнать, «что это»? любознательность, любопытство, желание попробовать самому), потребность быть взрослым (подражание более старшим сверстникам, более сильным, более известным, особенно кумирам, лидерам.) Реализуют имеющиеся потребности дети и подростки в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками, поэтому ребенок никогда не попробует наркотики в одиночку.

 

Любое образовательное учреждение обладает целым рядом возможностей для организации работы, связанной с коррекцией действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ у учащихся. Это:

- возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением;

- влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними;

- доступ к семьям школьников для анализа и контроля ситуации;

- наличие комплексной группы специалистов для организации профилактической работы: педагоги, психолог, социальный педагог, школьный врач;

- возможность организации работы по выявлению детей групп риска, склонных к наркотизации;

- возможность организации досуга детей и подростков и их занятости.

 

Следующий вопрос, на котором нам хотелось бы остановиться в своей статье, касается периодов, когда наиболее вероятно у молодых людей формирование мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ. Такими являются периоды, когда ребенок переходит с одной стадии развития на другую. Первым большим критическим периодом для детей является время, когда они поступают в школу. Происходит смена ведущего вида деятельности, вынужденное сдерживание двигательной активности ребенка, он должен адаптироваться в новой группе детей. И хотя в литературе и на практике отмечены единые случаи употребления детьми младшего школьного возраста наркотических веществ, работа по коррекции действия факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, должна осуществляться и в этом возрасте. При переходе из начальной школы в средние классы дети часто сталкиваются с такими новыми для них социальными задачами, как необходимость находиться одному в большой группе сверстников. Как раз на этой стадии раннего подросткового периода они чаще всего сталкиваются с употреблением наркотиков в первый раз. Позже, с началом обучения в старших классах и профессиональных учебных заведениях, юноши и девушки встают перед новыми социальными, психологическими и образовательными проблемами, так как уже готовятся к будущей самостоятельной жизни. Эти непростые задачи могут привести к употреблению сигарет, наркотических веществ и злоупотреблению алкоголем. Когда повзрослевшие молодые люди поступают в вуз, создают семью или начинают работать, они вновь подвержены действию факторов, способствующих формированию мотивации приобщения к употреблению наркотических и других психоактивных веществ.

 

У значительной части обследованных пациентов выявлялись психопатологическая наследственность (злоупотребление алкоголя у родителей), постоянные внутрисемейные конфликты либо развод родителей, воспитание вне семьи, детские ночные страхи, сноговорение, неохотное посещение школы, плохая успеваемость, легкость в общении, участие в подростковых группировках, азартные и телесно-мануальные увлечения.

 

Среди обследованных наркозависимых преобладают лица холерического темперамента (55%), с гипертимным и неустойчивым (по 28%) типом акцентуации характера. Предпочитаемыми ими алкогольными напитками являются пиво (45%), а также водка или коньяк (37%). Первая проба курения в 83% случаев происходит у них в возрасте до 15 лет. Более половины пациентов (58%) начинают употреблять психоактивные вещества в возрасте до 17 лет, чаще всего объясняя причину первого употребления любопытством. Самыми популярными среди них наркотиками являются героин (58%), гашиш или марихуана (16%), либо кокаин (12%).

Настоящее исследование показало, что большинству пациентов с наркотической зависимостью (65%) присуща антиципационная несостоятельность. Они не способны в полной мере предвосхищать события и собственное поведение во фрустрирующих ситуациях, для них характерно непосредственное подчинение ситуации, неадекватность прогноза и снижение способности к использованию прошлого опыта для реализации собственных действий в значимых ситуациях. Гипоманиакальные наклонности способствуют возникновению антиципационной несостоятельности, что должно учитываться при проведении психокоррекционных мероприятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: