Третичная профилактика

- комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, связанные с потреблением ПАВ.

Целевая группа мероприятий третичной профилактики - лица, состоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях, лица, вернувшиеся из исправительных учреждений закрытого и открытого типа, прошедшие курс лечения от алкоголизма, токсикомании, наркомании, лица, склонные к совершению правонарушений и состоящие на учете в отделах по делам несовершеннолетних РУВД, и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеющие болезненную зависимость от психоактивных веществ.

Основная цель третичной профилактики – поддержание состояния ремиссии, т.е. «недопущение срыва» и комплексная реабилитация.

Технологии третичной профилактики:

Медико-психологические и психотерапевтические технологии предусматривают:

Ø мотивационную терапию;

Ø тренинг профилактики рецидивов;

Ø тренинг эмпатии, коммуникативной компетентности;

Ø тренинг когнитивного развития;

Ø индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.

 

29. Технологии первичной профилактики зависимости от пси­хоактивных веществ.

 

Первичная профилактика наркомании опирается на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков.

Целями на данном этапе являются:

• изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование у них личной ответственности за свое поведение, что ведет к снижению спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;

• предупреждение возникновения у подростков и молодых людей тяги к приему наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы в образовательных учреждениях. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре внимания должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

Задачи:

- Информирование, формирование мотивации на психическое и физическое здоровье

- Развитие стратегий разрешения проблем, поиск соц поддержки

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:

• на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

• на формирование ресурсов семьи, способствующих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенку, который уже начал употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с близкими и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

• на внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологии раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

• на развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

Наиболее адекватной является стратегия «сдерживания». Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.

 

Следует уточнить, что негативно ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т. е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях их приема, не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации его жизненного предназначения. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Техники:

СМИ, Обучающие технологии, соц службы, соц работники, волонтеры, развитие личностных ресурсов, развитие адаптивных стратегий поведения.

 

30. Технологии вторичной профилактики зависимости от психо­активных веществ.

 

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ими как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
Цель – психолого-педагогическая и социальная коррекция.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:

• создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;

• обеспечение доступности комплексного обследования;

• оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

Задачи:
- формирование мотивации на изменение поведения
- изменение дезадаптивных форм поведения
- развитие соц поддержки

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу, препятствующую повторному употреблению ПАВ и способствующую формированию здоровых личностных и социальных устремлений. Очень важно обеспечить длительное пребывание учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал. Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанные процессы. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием «тяжелых» наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить «экспериментатора» в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в осознанный образовательный и трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т. е. реабилитации.

Техники:
формирование мотивации на прекращение применения Пав, на изменение поведения, развитие стратегий совладающего поведения, преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, осознание того, что зависимость – это формирующаяся проблема личности.

 

 

31. Технологии третичной профилактики зависимости от психо­активных веществ.

Третичная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Целевая группа – лица, стоящие на диспансерном учете в наркологических учреждениях.
Цель – поддержание состояния ремиссии, т.е. не допустить срыв и предоставить комплексную реабилитацию.
Задачи:
Создать поддерживающую и развивающую среду (сообщества, программы, альтернатива употреблению наркотиков).

Техники:
Мотивационная терапия, профилактика рецидивов, тренинги когнитивного развития, индивидуальная и групповая терапии, направленные на выявление ресурсов.

 

32. Мотивация пациента в первичной, вторичной и третичной профилак­тике зависимости. Понятие о мотивационной терапии.

 

Отражение в сознании опыта переживания зависимости и его психофизиологическая основа.

 

В целостной регуляции деятельности личности существует органическое взаимодействие между исполнительной и контролирующей системой, когда человек является одновременно и Я–исполнителем и Я – контролером. Рефлексивное самоуправление находит свое выражение в том, что человек выступает для себя как объект управления и как субъект управления. Субъект управления ставит цель, планирует, организует и анализирует свои действия. Зависимое поведение связано с тем, что человек не ощущает себя субъектом управления, только его объектом.

Пациенты, имеющие зависимость от ПАВ, не контролируют по причине потери контроля над поведением не только потребление ПАВ, но и половое поведение, что является объективным основанием для включения их в группу риска по заражению ВИЧ-инфекцией.
Изучаются психологические особенности фокусной группы. При изучении психологических особенностей пациентов, имеющих зависимость от психоактивных веществ, обращается внимание на такие параметры как:

· Личностные характеристики

· Самоотношение

· Отношение к другим людям

· Самоактуализация

Т.е. таким образом врач решает как можно замотивировать ту или иную группу или же отдельно взятого человека. В особенности это касается юношей и подростков, которые находятся в большой зависимости от референтной группы.

Н.В.Вострокнутов д.м.н., профессор Московского городского психолого-педагогического университета утверждает, что проводимые в настоящее время в регионах профилактические антинаркотические мероприятия не составляют единой системы в рамках целевых региональных программ профилактики наркоманий.

В свою очередь предлагается:

1. Пропаганда здорового образа жизни через образовательную деятельность.

2. Последипломное обучение и переобучение специалистов образовательных учреждений по программам оказания первичной профилактической помощи.

3. Проведение мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде.

4. Разработка концепции первичной профилактики наркоманий в образовательной среде.

Обязательно добавляется профилактическая работа с семьей.
В центре внимания всегда стоит ребенок и это правильно, но, чтобы разобраться в ключевых задачах помощи детям с проблемами развития и поведения необходимо выделить основные, определяющие факторы окружающей его микросоциальной среды. Семья должна быть здоровой, а не конфликтной (без запутанных отношений), т.е. нужно повышать коммуникативность в семье, работать с чувством вины, учитывать чувство тревоги и паники.При семейном консультировании школьный специалист всегда сталкивается с необходимостью обсуждения глубинных проблем зависимого поведения ребенка. При этом важно подчеркивать, что и первые пробы наркотиков, и становление зависимости от них никогда не являются только проблемой ребенка. Они всегда затрагивают всю семью и очень глубоко меняют стиль и характер семейных отношений.

Анализ наркотической ситуации показывает, что активная антинаркотическая профилактическая помощь семье сегодня должна проводиться:

- в условиях различия мнений и отношений отдельных семей к самой проблеме наркотиков и к проблеме "наркотик и мой ребенок";

- в условиях дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни;

- в условиях, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи;

- в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающих с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные работники детства, инспектора ОППН также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со своими подопечными.

Реально действующая на территориальном уровне активная антинаркотическая профилактика должна быть основана на взаимодействии педагогов, школьной психологической службы, психиатров-наркологов, работников социальных служб и правоохранительных органов. Их совместная деятельность должна опираться на следующие базовые положения:

- зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить, поэтому профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде должна быть системной и концептуально обоснованной на основе модели активной антинаркотической профилактической помощи и законодательно разрешена в образовательных учреждениях (концептуальные и законодательные рамки);

- целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться при личностном, семейном и социальном (школа, общество) взаимодействии (формирование и развитие социальной системы профилактики употребления психоактивных веществ и социальной поддержки на основе совместной работы специалистов, общественных объединений (группы родительской поддержки) и волонтеров, осуществляющих активную профилактику в регионе):

- в превентивных образовательных программах в условиях угрожающей наркологической ситуации основное внимание следует уделять формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитие у несовершеннолетних жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков (разработка комплекса дифференцированных обучающих программ профилактики употребления наркотиков среди детей и подростков);

- в превентивных образовательных программах отдельно должен быть представлен аспект подготовки специалистов в области профилактики употребления психоактивнымх веществ из числа педагогов, школьных психологов, социальных педагогов, инспекторов отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОППН). Для этой цели для методического обеспечения первичной профилактической помощи целесообразно в каждом регионе на постоянной основе организовать обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по формам предупреждения злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде.

В своих основах первичная профилактическая помощь при распространении наркоманий в детско-подростковой среде должна опираться на школьную психологическую службу, на подразделения центров психолого-педагогической реабилитации, на формирование широкой сети консультативных пунктов для детей и подростков. Все вместе они должны обеспечивать тесное межведомственное взаимодействие при работе специалистов с "проблемными детьми" по месту их жительства, а также родительских объединений, подростковых групп само- и взаимопомощи в школах и микрорайонах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: