Цели профилактики

Цели первичной профилактики – снижение интереса к курению, спроса на сигареты и наркотики, другие психоактивные вещества среди насе­ления, уменьшение числа лиц, входящих в группу повы­шенного риска.

Цели вторичной профилактики – снижение различного вида зависимостей, заболе­ваемости наркоманиями.

Цели третичной профилактики – уменьшение тяже­сти негативных медико-социальных последствий курения и злоупот­ребления психоактивными веществами у населения, в осо­бенности у детей и подростков.

Общие задачи профилактической деятельности

Формирование мотивации на эффективное социаль­но-психоло-гическое и физическое развитие. Форми­рование у человека позитивного отношения к окружа­ющему миру, желания вести здоровый образ жизни более эффективно, чем запугивание последствиями зло­употребления психоактивными веществами.

Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. У каждого человека должна быть возможность поделиться своими бедами, печалями или радостями, ощутить поддержку значимых людей. Очень важно научить людей со­циально-поддерживающему поведению, мотивировать их на оказание помощи родным и близким, активизи­ровать их ресурсы для поиска поддержки в случае не­обходимости. Люди, у которых сформирована сеть со­циальной поддержки (семья, друзья, значимые другие) легче справляются с проблемами, могут более эффек­тивно преодолевать стрессы.

Развитие защитных факторов здорового и соци­ально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Человек, эффективно использующий поведен­ческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий собственные ресурсы совладающего поведения, ока­зывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность курения и упот­ребления им наркотиков.

Формирование знаний и навыков в области противо­действия курению и употреблению наркотиков у детей дошкольного и школьного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Информирование человека о действии и послед­ствиях курения и злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптив­ных форм поведения помогают сформировать у него здоровый стрессоустойчивый жизненный стиль.

5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. Для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необхо­димо сформировать у них желание, мотивацию на из­менение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные про­граммы.

6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адап­тивные. Это – работа с лицами, употребляющими психоактивные вещества, в том числе никотин. Человек проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоле­ния психологических защит, осмысления деструктив­ности своего поведения до желания изменения деза­даптивных форм поведения на более адаптивные. Он должен понять, что курение и употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. Для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые лич­ность выстраивает для ухода от решения проблем, осоз­нать свои поведенческие проявления и захотеть изме­нить их на более адекватные формы поведения.

7. Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Любой человек дол­жен иметь возможность получить помощь социально-поддерживающего окружения. Поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, не­обходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать поддержку. Следует расширять обу­чение сверстников и взрослых, формировать у них навыки социально-поддерживающего и стресс-преодолевающего поведения.

8. Поощрение стремления подростков к прекращению курения и употребления психоактивных веществ и минимиза­ция вреда от такого употребления. Это – работа с теми, кто уже курит и употребляет наркотики. В данном слу­чае усилия направляются на формирование у челове­ка желания уменьшить и прекратить курение, употребление других психоактивных веществ.

9. Формирование мотивации на изменение поведения у труднодоступных к контакту подростков и взрос­лых, употребляющих наркотики и другие психоактив­ные вещества. Для решения этой задачи применяют­ся технологии работы уличной работы [58, 51–54].

На основании изучения современных превентивных подходов и моделей копинг-поведения Н. А. Сирота и В. М. Ялтонским была разработана концептуальная модель копинг-психопрофилактики психосоциальных расстройств в подростковом возрасте, базирующаяся на теоретических основах транзакциональной когнитивной теории стресса и копинга Р. Лазаруса.

Именно эта модель лежит в основе копинг-профилактики курения среди подростков, рассматриваемая нами.

Чтобы профилактика была эффективной, необходимо помогать человеку находить в себе и развивать свои персональные ресурсы. А для этого необходимы определенные способности знания и умения человека, позволяющие ему эффективно справляться с требованиями среды: умение понимать социальную ситуацию, прогнозировать собственное поведение и поведение окружающих в ней, нести ответственность за свои действия и жизнь в целом, сформированная в соответствии с возрастом позитивная самооценка, умение понимать и эмоционально сопереживать ближнему при сохранении четкого понимания, что у каждого свой путь и свой выбор и каждый человек индивидуален и не похож на других. Именно эти направления работы должны быть положены в основу копинг-профилактики курения.

Авторы этого подхода Н. А. Сирота и В. М. Ялтонский определили копинг-профилактику как процесс формирования эффективного и адаптивного для человека стресс-преодолевающего поведения. В задачу профилактики входит обучение эффективным поведенческим стратегиям: умение разрешать жизненные проблемы, искать и находить поддержку, эффективно общаться, мыслить, решать повседневные жизненные задачи и действовать в экстремальных ситуациях. Все это, а также развитие способности понимать, проявлять и владеть своими эмоциями формирует устойчивость к стрессу, а стало быть, дает возможность осуществлять осмысленный выбор своего собственного решения в ситуациях, связанных с предложением наркотиков, в том и числе сигарет или выбора жизненного стиля, формирует здоровье.

Существует широкий спектр теорий, которые могут быть положены основу профилактической деятельности. Как считают Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский (2000), теория профилактики зависимости от ПАВ должна базироваться на теории социального научения А. Бандуры, а также теории стресса Г. Селье и копинга Р. Лазаруса. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Вместе с тем, подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. В итоге несовершеннолетние испытывают постоянный стресс и неадекватно пытаются совладать со стрессом, используя патологизирующие пути – курение, употребление алкоголя и наркотиков, других психоактивных веществ. В основе профилактических программ должно находиться изменение поведения ребенка на более эффективную форму, выработка здорового поведенческого и жизненного стиля. Учащимся надо помочь осознать имеющиеся ресурсы, способствующие формированию жизненного стиля, помочь развить эти ресурсы и на их основе формировать стратегии и навыки здорового поведения.

Рассмотрим понятия профилактики в соответствии с направлениями нашего исследования.

1. Первичная профилактикакурения это работа с популяцией условно здоровых людей, в которой существует опреде­ленное количество лиц из группы риска. В этот контингент могут входить молодые люди, кото­рые уже пробовали курить или имеют друзей, с зависимостью от курения; лица, имеющие генетическую пред­расположенность к психическим заболеваниям или находящиеся в неблагоприятных семейных или соци­альных условиях и т.д.

Первичная копинг-профилактика – это система действий, направленная на формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения с одновременным изменением уже сформированных дезадаптивных, нарушенных форм поведения.

Цель первичной копинг-профилактики – формирование адаптивных форм поведения, направленных на продвижение к здоровью, уменьшение числа лиц, имеющих психологические факторы риска возникновения психосоциальных расстройств, формирование невосприимчивости к дисфункциональным паттернам поведения.

Она включает в себя массовые социальные мероприятия неспецифического характера. Ее контингент – общая популяция детей и подростков. Это может быть достигнуто следующими способами:

1) усилием факторов стрессоустойчивости личности, понижающих восприимчивость к зависимости;

2) воздействием на факторы риска формирования зависимого поведения с целью их уменьшения.

Первичная профилактика стремится полностью избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может начаться патогенетический процесс. Она направлена на формирование адаптивного поведения, способствующего укреплению здоровья путем замены одних форм поведения на другие. Первичная профилактика способна охватить наибольшее количество населения и имеет наиболее эффективные результаты.

Для осуществления профилактического воздействия проводится обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса, а также оказание подросткам социальной поддержки адекватными социально-поддерживаю-щими сетями. Хорошей базой для первичной профилактики является общеобразовательная школа, поскольку она может обеспечить постоянное и целеустремленное профилактическое воздействие.

В школьной системе необходима подготовка учителей, психологов, социальных педагогов для того, чтобы обеспечить эффективное обучение детей вопросам, касающимся профилактики курения и здорового образа жизни. Важно также использовать социально-поддерживающие ресурсы семьи, обучать родителей по специальным программам, обеспечивающим более эффективное функционирование семьи. Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса может проводиться в форме социально-психо-логического тренинга. Обучение направлено на развитие:

1) поведенческих стратегий человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание);

2) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации;

3) процесса принятия решений;

4) ресурсов личности и среды (самоконтроля, самокомпетентности и самоуважения, эмпатии, восприятия и оказания социальной поддержки).

Первичная профилактика (копинг-превенция) курения включает в себя социальные массовые мероприятия неспецифического характера.

Ее контингент – общая популяция детей и подростков.

Цель – предотвращение возникновения личностных нарушений, обуславливающих начало зависимости и их не­гативную динамику; усиление позитивных механизмов развития личности: формирование активного адаптив­ного копинг-поведения, повышение стрессоустойчивости; воздействие на факторы риска приобщения к курению.

Конкретные цели первичной профилактики курения и злоупотреб­ления психоактивными веществами включают в себя раз­витие: а) поведенческих стратегий; б) процесса оценки стрессовой и/или проблемной ситуации; в) процесса при­нятия решений; г) ресурсов личности и среды. Каждая из названных структур имеет 4 компонента: когнитивный, поведенческий, аффективный и компонент влияния среды. Профилактическое вмешательство предусматривает воздей­ствие на каждый из них, что определяет выбор использу­емых превентивных стратегий. К ним относятся: когни­тивное обучение; аффективное обучение; тренинг поведенческих навыков и изменение влияния среды в виде формирования альтернативного поведения и интересов; создание групп социальной поддержки; обучение лидеров-сверстников, педагогов и родителей.

Задачи первичной профилактики:

1. Совершенствование и повышение эффективности ис­пользования подростками активных копинг-стратегий.

2. Увеличение потенциала личностных и средовых ко­пинг-ресурсов (формирование позитивной устойчи­вой Я-конценции, повышение эффективности соци­ально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиации, интернального локуса контроля, вос­приятия социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Основными способами реализации этих задач яв­ляется обучение социальным навыкам преодолевающего поведения, а также оказание подросткам адекватной социальной поддержки. Обучение может проводиться в форме социально-психологического тренинга (тренинг разрешения проблем, поиска, вос­приятия и оказания социальной поддержки, тренинг когнитивно-оценочной составляющей совладающего поведе­ния, коммуникативных навыков посредством разви­тия эмпатии, аффилиации, снижения чувствительно­сти к отвержению, повышение самооценки и кооррекция отдельных сфер искажен­ной Я-концепции, выработка мотивации достижения успеха и другие виды) [58].

Вторичная копинг-профилактика курения направлена на популя­цию людей, у которых поведение риска уже сформировано. К этой группе относятся лица, зависимые от курения, но без сформированной физической зави­симости. Вторичная профилактика – это система действий, направленная на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие лично­стных ресурсов и личностных стратегий.

Третичная профилактика это профилактика ре­цидивов. Она направлена на группу лиц, имеющих зависимость от курения или других психоактивных веществ и же­лающих прекратить их употребление. Третичная профилактика – это система действий, на­правленная на уменьшение риска возобновления курения, упот­ребления алкоголя и наркотиков, активизацию личностных ресур­сов, способствующих адаптации к условиям среды и формированию социально-эффективных стратегий по­ведения.

Первичная, вторичная и третичная формы профилак­тики тесно связаны между собой, и разделить их очень сложно.

В настоящее время профилактика в России уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о курении и его последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий и является системой научных знаний.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории населения и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности:

1. Профилактика, основанная на работе в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в школьные учебные программы.

2. Профилактика, основанная на работе с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях.

3. Профилактика, основанная на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи.

5. Профилактика, направленная на группу риска в неорганизованных коллективах – на территориях, улицах, с безнадзорными и беспризорными детьми.

6. Подготовка специалистов в области профилактики.

7. Проведение общественных мероприятий против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.).

В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:

1. Постоянно-действующие программы. Это модель профилактики, действующая постоянно в каком-либо определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями. Также осуществляется подготовка субспециалистов (лидеров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, лидеров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую активность.

2. Систематически-действующие программы. Эта модель предполагает проведение регулярных систематических профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.)

3. Периодически-действующие программы. Это профилактическая активность, которая проводится периодически и не имеет системы. Например, проведение мотивационных акций, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: