Послетекстовая работа. 1. Ответим на вопрос опережающего задания

Вопросы

1. Ответим на вопрос опережающего задания. Кто в высказанной гипотезе был ближе всех к правильному ответу?

2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.

3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.

В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы: «…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт+ метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…» И нам становится понятна ненависть черта+. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса+ кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека.

4. Поговорим о этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми могут быть все без исключения люди. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).

Подведение итогов

Поговорим по душам

Как вы думаете: понимание того, что есть строгий Ревизор, Которого нельзя обмануть и ответ перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?

 

ГОТОВИМСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ ВСТРЕЧЕ

К следующему уроку узнай, где находится ближайший монастырь и его название.

Урок 9 (26). Зачем творить добро?

Ключевые понятия: самоотверженность, духовная радость

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции, помочь подойти к пониманию творить добро как духовной радости

Задачи урока:

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческому эгоизму;

- понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка, понимание сотворения добра на основе самоотвержения как подражания христианской жертве;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Оборудование урока: мультимедиапроектор,бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры

Ход урока:

I. Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:

-Какие доводы могут убедить людей творить добро?

- Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»

- можно ли утверждать, что немецкий поэт говорить о выгоде творить добро и любить врагов?

- можно ли то же самое: творить добро и любить врагов делать бескорыстно, не преследуя выгоды?

- как на этот вопрос отвечают христиане?

Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами».

II. Работа с текстом учебника.

Статья учебника к уроку «Зачем творить добро» имеет две части; основные положения каждой из них должны быть осмыслены учащимися. Осмысление двух причин, которые лежат в основе убеждений христиан творить добро, могут быть не поняты учащимися: повседневная жизнь, жизненный опыт современных школьников не дают достаточных оснований для того, чтобы самостоятельно сделать вывод, что в основе добра лежит самоотвержение и что преображает человека и делает его по-настоящему счастливым духовная радость. В связи с этим статья требует перечитывания, обсуждения, ссылок на жизненный и читательский опыт учащихся. Ниже даны дополнительные материалы для обсуждения проблемы, которая так или иначе возникает на данном уроке: может ли добро происходить от корысти? Всегда ли сотворение добра требует самоотвержения? Бывает ли добрым эгоистический человек? Или: можно ли одновременно творить добро и быть эгоистичным?

II.1 Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала рассуждаем сами»

II. 2. Чтение статьи учебника.

II.3.Перечитывание статьи учебника на основе выполнения заданий:

- какие вопросы, связанные с содержанием текста у тебя возникли?

- какую часть статьи учебника требуется для тебя пояснить?

- «Золотое правило этики» – сформулируй его

- «золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило?

II. 4 После этой части урока учащимся могут быть показаны слайды с изображением картин «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе, Гвидо Рении или других художников, слайд с изображением памятника Андрею Первозванному в Киеве.

Обсуждение картин и статьи учебника может быть продолжено по следующим вопросам:

Что сделал подвиг Христа для человечества? Как ты понимаешь слова Христа, что он пришёл послужить?

Как может быть выражена благодарность за подвиг Христа?

Апостол Пётр. Что ты знаешь о нём? Кто такие апостолы?

Что ты знаешь о преследованиях христиан

Куда идёшь? Камо грядеши? Ква вадис? Почему это выражение вошло во все языки христианского мира, стало фразеологизмом? Какое символическое значение есть у этого выражения?

 

Необходима работа, направленная на осмысление этимологии и лексического значения слова «самоотверженность»

Наиболее точным методическим приёмом для понимания значения слова будет самостоятельное составление учащимися словарной статьи. Однако пятиклассникам необходима помощь учителя в этой работе, которая может пройти примерно по такому плану:

Самоотверженность – это.... (предмет, поступок, явление, свойство, качество?)

Что свойственно человеку, обладающему таким качеством: готовность прийти на помощь за хорошую плату? За награду (медаль, съёмку на телевидении, портрет в газете)? За похвалу родителей? Готовность прийти на помощь, творить добро бескорыстно? Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?

Готовое определение, созданное учащимися в коллективной работе, записывается на плакате и вывешивается в классе.

Работа со словом может быть продолжена: среди ряда слов выбрать сходные по оценке, по ценностному смыслу (рядоположные, не синонимы) и противоположные по ценностному смыслу:

Самолюбование, самоограничение, самолюбие, самолюбивость, самоотречение, саможаление, самомнение, самонадеянность, самостоятельность.

Слова можно расположить в таблице:

Слова с основой само.., имеющие отрицательную оценку Слова с основой само.., имеющие положительную оценку
Самолюбование Самолюбие, Самолюбивость Саможаление Самомнение Самонадеянность Самоограничение Самоотречение Самостоятельность Самоотверженность

 

Дополнительный материал.

Европейская и русская литература предоставляют множество образцов самоотверженности и самоотречения в самых разных степенях проявления, и у учителя в данном случае может быть большой выбор дополнительного материала. В предыдущих темах уже было обращение к сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Возможно обращение к ней и при обсуждении содержания данного урока. Учащимся можно дать задание начертить «лестницу» самоотверженности Герды. Каждый поступок Герды даёт пример самоотверженности, причём каждый раз степень самоотверженности возрастает. Учащиеся могут проследить за тем, что каждое решение Герды связано с отказом от личного благополучия:

 

Поступки и решения Герды От чего отказывается Герда, принимая решение, что потребуется от неё
Просьба к реке вернуть названного братца От новых красных башмачков
Решение плыть в лодке дальше по реке Разлука с близкими, разлука с бабушкой
Побег от старушки От тепла, уюта, покоя, красоты домика, в котором приютила Герду старушка
Решение покинуть дворец, куда привели её ворон и ворона От шёлковой и бархатной одежды, роскошной жизни во дворце
Отъезд из разбойничьего замка Крышу над головой, тепло от очага, ненадёжную, но защиту, которую могла ей дать маленькая разбойница
Отъезд из дома финки Потеря тёплых сапог и рукавиц, обретение полного одиночества среди бескрайней снежной равнины

 

* Задание вполне доступно ученикам, и они должны выполнить его самостоятельно (в парах, маленьких группах), приведённая таблица является лишь вариантом выполнения задания. После выполнения задания, учащиеся вычерчивают линию самоотверженности Герды, приходя к выводу, что каждое новое испытание требовало всё большей степени самоотверженности.

Для достижения цели урока необходимо подвести детей к мысли, что повседневная, обыденная жизнь человека так же требует от него самоотверженности, как и предельные испытания в сказке. Только в жизни преодоление этих испытаний чаще всего лишено красоты подвига и не вызывает восхищения окружающих, чаще всего вообще остаются ни для кого незаметными, но от этого не менее необходимыми для близких, для живущих рядом.

Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей, учащихся читать. Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?

 

СТАРИК И ЯБЛОНИ

Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут".

 

II.5. Чтение и обсждение 2-й части статьи учебника.

Радость духовная – это когда тебе купили игрушку? сводили в аквапарк? ты получил пятёрку? чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им? после болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое-то время она будет с вами: тобой и твоей семьёй? вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христа?

 

Дополнительные материалы: к уроку

Прочитайте главы из повести Л.Н. Толстого «Детство» и выполните задания:

 

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений»

Воспоминания детства – источник лучших наслаждений.

Предположите, что такое мог вспоминать взрослый человек из времени своего детства, что и спустя годы является лучшим наслаждением? Представьте, что такое могло происходить в его прошлом?

Свой ответ можно нарисовать (Задание может быть дано как домашнее на предыдущим уроке в качестве задания, готовящего восприятие материала настоящего урока. В этом случае в начале урока может быть представлена выставка рисунков учеников и выслушаны рассказы учащихся по этим рисункам).

 

Продолжение чтения главы «Детство».

«Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Мама говорит с кем-нибудь, и звуки её голоса так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!»

 

Что именно в приведённых воспоминаниях служит источником наслаждения для уже взрослого человека?

 

«Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь в кресло.

- Ты опять заснёшь, Николенька, - говорит мне мама, - ты бы лучше шёл на верх.

- Я не хочу спать, мамаша, - ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы наполняют воображение, здоровый детский сон смыкает веки, и через минуту забудешься и спишь, пока тебя на разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя. По одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам. <…>

- Вставай же, мой ангел.

Она другой рукой берёт меня за шею, и пальчики её быстро шевелятся и щекотят меня. В комнате тихо, полутемно; нервы мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле меня; она трогает меня; я слышу её запах и голос. Всё это заставляет меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать:

- Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

 

Как заканчивался вечер Николеньки? Что именно, какое действие следовало за описанной сценой? С каким чувством мальчик засыпал?

 

«После этого, как, бывало, придёшь на верх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесно чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернёшься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чём они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие. Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи – единственном человеке, которого я знал несчастливым, - и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать». Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнёшь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернёшься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом».

 

В учебнике читаем о том, что 9 заповедей блаженств воодушевляют человека: вот на этих путях духовная радость встретится тебе. Какой заповеди блаженства соответствует радость Николеньки?

Можно ли сказать, что Николенька «чист сердцем»? Как вы это понимаете?

 

Можно обсудить ещё один эпизод из «Детства» Л.Н. Толстого. Это эпизод наказания Николеньки няней Натальей Савишной за испорченную скатерть.

Во время обеда Николенька, наливая себе квасу, облил скатерть.

 

«После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как! _ говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

- Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

 

Что в приведённом отрывке стало источником духовной радости для Николеньки? Выбери верный ответ:

Старая няня повинилась перед мальчиком, т.е. он одержал над ней победу; его обрадовал гостинец: карамельки и ягода; он почувствовал, что няня была огорчена его поведением, но его простила и любит его; мальчик в минуту, когда Наталья Савишна начала увещевать его, пережил стыд за свои злые мысли, стыд помог избавиться от злости и вернуть чувство любви.

Очевидно, что примеры высокой духовной радости мы находим в произведениях классики. Современная литература для детей пока не дала таких примеров (если она не является нарочито назидательной). Однако современная литература, в которой действую ровесники современных школьников, необходима. В сявзи с этим предложим для обсуждения отрывок из повести В. Железникова «Чучело», где показаны довольно типичные для современных школьников действия и предложим обсудить отрывок.

Как обычно проявляется человеческая радость? Радующиеся люди........(вставьте нужные глаголы)

Прочитайте отрывок из повести Владимира Железникова «Чучело». Обратите внимание, как часто в отрывке встречаются слова, связанные с ощущением радости: «улыбка», «захохотал», «восторг», «весёлые», «пошутить». Однако есть ли в веселье ребят хоть что-то, связанное с духовной радостью?

Возможна ли духовная радость для ребят, чьи образы создал В. Железников в повести «Чучело»? При каком условии она возможна?

Против каких заповедей Моисея поступают ребята? Против каких заповедей Христа они идут?

Поведение ребят по отношению Лене Бессольцевой называется надругательство. Глубочайшее унижение переживает человек, подвергшийся надругательству. Почему же в Лене, пережившей унижение, есть больше готовности к духовной радости, чем в её одноклассниках? Внимательно перечитайте текст и ответьте на этот вопрос, обратив внимание на то, какими интересами живут Лена и её дедушка, какими интересами живут ребята. (Заполнение таблицы после чтения поможет найти ответ на вопрос)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: