В. Железников. Чучело.Глава Y

—Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.

Конечно, у меня ведь дурацкая улыбка — до самых ушей. Поэтому и уши я тогда прятала под волосами.

Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал:

«Ребята! У нас такая новенькая!..» — и зашелся хохотом.

Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало.

Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал. И каждый на его месте сделал бы то же самое.

Может, я на его месте вообще умерла бы от хохота. Никто ведь не виноват, что я такая нескладная. Я и на Рыжего не обиделась и даже была ему благодарна, что он втащил меня.

Правда, как назло, я зацепилась ногой за дверь, врезалась в Рыжего, и мы оба рухнули на пол. Платье у меня задралось, портфель вылетел из рук.

Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот — не могу, когда меня в упор разглядывают.

Валька закричал:

«Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»

Васильев засунул пальцы в рот, растянул губы, корчил страшные рожи и кричал:

«Я тоже так могу! У меня тоже рот до ушей, хоть завязочки пришей».

А Лохматый, давясь от смеха, спросил:

«Ты чья такая?»

«Бессольцева я… Лена»,— и я снова по-дурацки улыбнулась.

Рыжий в восторге закричал:

«Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»

Ленка оборвала свой рассказ и покосилась на Николая Николаевича.

— Ты давай, давай, не смущайся,— сказал Николай Николаевич.— Я же тебе говорил, как я к этому отношусь. В высшей степени снисходительно и совсем не обижаюсь.

— Ну, а я-то об этом не знала, — продолжала Ленка. — И вообще про твое прозвище ничего не знала… Ну, не была готова… «Мой дедушка, — говорю, — Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»

«А чего плохого? — ответил Лохматый. — Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего — Рыжий. А твоего деда — Заплаточник. Звучно?»

«Звучно», — согласилась я.

Я подумала, что они веселые и любят пошутить.

«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» — спросила я.

«А как же, — сказал Лохматый. — Он у нас знаменитый».

«Да, да… очень знаменитый, — подхватил Валька. — Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. И знаешь, что он мне ответил? „Я, говорит, не держу собак, чтобы не пугать людей“.

Я обрадовалась:

«Вот, говорю, здорово».

И другие ребята тоже подхватили:

«Здорово, здорово!»

«Мы эти его слова всегда помним, — продолжал Валька, — когда яблоки в его саду… Ну, как это называется?..»

«Собираем», — подхватил Рыжий.

Все почему-то снова захохотали.

Ленка вдруг замолчала и посмотрела на Николая Николаевича.

— Вот дура какая, — сказала она. — Только сейчас поняла, что они надо мной смеялись — Ленка вся вытянулась, тоненькая, узенькая. — Мне надо было тогда тебя защитить… дедушка!

— Ерунда, — ответил Николай Николаевич. — Мне даже нравилось, что они у меня яблоки таскали. Я за ними часто подглядывал. Они шустрили по саду, бегали пригнувшись, набивали яблоки за пазуху. У нас с ними была вроде как игра. Я делал вид, что не вижу их, а они с отчаянной храбростью таскали яблоки, можно сказать, рисковали жизнью, но знали, что им за это ничего не будет.

— Ты добрый! Я и тогда им ответила, что ты добрый. А Попов сказал:

«Моя мамаша ему на пальто пришивала заплатки. Говорит: „Вы же отставной офицер. У вас пенсия. Вам неудобно с заплатками“. А он — это, значит, ты, дедушка: „У меня лишних денег нет“.

«Ну ты, Попов, даешь! — крикнул Рыжий. — Ты что же, думаешь, что он жадный?»

А Валька подхватил:

«Он жадный?! Он моей бабке за картину отвалил триста рублей. Это, говорит, картина моего прапрапрапра…»

Все развеселились и стали выдумывать, кто что мог:

«Бабушки!»

«Тетушки!»

И тут я стала хохотать. Правда, смешно, что они нашего прапрадедушку переделали в прабабушку и в пратетушку? — спросила Ленка у Николая Николаевича. — Хохочу я и хохочу, никак не могу остановиться. Я если хохочу, то обо всем забываю.

Ленка неожиданно коротко рассмеялась, будто колокольчик звякнул и упал в траву, и снова сжала губы.

Заполните таблицу: «Отношение к жизни и людям героев повести В. Железникова «Чучело»

 

Одноклассники Лены Лена Бессольцева и её дедушка
   
   
   

 

Представьте себе выражение лиц одноклассников Лены Бессольцевой. Какие чувства отражались на их лицах? Можно ли сказать, что на их лицах сияла радость, подобная той, что заметил Н. Мотовилов в лице святого Серафима Саровского, «один только свет, простирающийся кругом»? Можно ли назвать чувства одноклассников Лены радостью? Какие же чувства владели ими?

 

III. Подведение итогов урока.

Ответы на вопросы учебника.

Обсуждение вопроса, предваряющего тему следующего урока:

К следующему уроку разберите состав слова «добродетель», попробуйте понять его смысл и постарайтесь составить список добродетелей.

 

Урок 10 (27). Чудо в жизни христианина

Ключевые понятия: чудо, доброделание, добродетель

Цель урока: осознание учащимися того факта, что их дела и поступки могут быть источниками чуда для окружающих их людей, что чудо не связано с волшебством, что чудо не удовлетворение каприза, а проявление поддержки духовных и физических сил человека, ободрение его духа, укрепление уверенности в значимости для Бога судьбы каждого человека.

Оборудование урока: мультимедиапроектор,бумага для письма, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «Сначала размышляем сами»

Вопросы этой рубрики можно конкретизировать: учащимся 5-го класса из уроков литературы уже известно и понятно, что всё, что происходит в произведении, происходит по воле его автора. Именно на этой основе происходит осмысление замысла автора, идеи художественного произведения, и пятикласснику уже приближается к пониманию того, что изменение одного хода в сюжете ведёт к изменению замысла в целом.

Вопрос, если бы автор решил вмешаться и улучшить сюжет своей книги, а ее герои могли бы заметить это неожиданное для них вмешательство, – каким бы словом они назвали происходящее, может быть поставлен на основе сюжета знакомых пятикласснику произведений. К примеру. Представьте себе, что барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму» меняет решение и вместо того, чтобы выдать Татьяну за Капитона, выдаёт её за Герасима. Как восприняли бы Герасим и Татьяна изменение решения барыни?

Представьте себе, что Абдул (рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» решает отпустить Костылина, не дожидаясь от него выкупа. Как воспринял бы это решение Костылин?)

Изменение сюжета автором для героев действительно может показаться чудом, однако другое чудо - чудо, которое возникает как бы само по себе, из-за течения самой жизни, зафиксировано во многих произведениях. Об этом чуде необходимо поговорить с пятиклассниками, ведь оно воспринимается далеко не всегда как чудо. Почему, согласно сюжету рассказа «Муму», согласно замыслу И.С. Тургенева, Герасим находит щенка именно в тот момент, когда навсегда простился с человеком, которого любил? Как мог воспринять этот дар Герасим?

Почему теряющая силы Маруся (рассказ В.Г. Короленко «В дурном обществе») вдруг обретает великий дар: куклу с роскошными волосами в нарядном платье? И кто совершает это чудо? Почему в тот момент, когда Вася предстаёт перед судом отца и ждёт неотвратимого наказания и, более того, знает, что он теряет любовь отца, как и отец теряет его любовь, именно в этот момент появляется пан Тыбурций и рассказывает судье о том, что сделал Вася для его детей. И появление куклы в подземелье, и появление в нужный момент пана Тыбурция – это и есть настоящее чудо, которое происходит в жизни людей. Почему же происходит это чудо? Какие поправки Бог внёс в сюжеты той жизни, которые зафиксировали И.С. Тургенев и В.Г. Короленко?

 

Начало данного урока может быть и другим, и подготовка детей к восприятию статьи учебника может начаться с чтения учителем вслух рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор»

После чтения рассказа следует осудить с учащимися тему предстоящего урока, предложив им вначале самим сформулировать тему урока, а затем помочь им найти нужную мысль, задав следующие вопросы:

До какой степени отчаяния дошли Мерцаловы? Что случилось бы с ними, если бы в зимнем саду отцу большого семейства Мерцалову не встретился «чудесный доктор»?

Рассказ А.И. Куприна выдумка или быль? Какой факт доказывает то, что случившееся в рассказе происходило на самом деле?

Как восприняли Мерцаловы случившееся с ними?

- Сформулируйте тему урока самостоятельно.

Решите, по каким вопросам может пройти обсуждение содержания нового урока? Вопросы запишите. Учитель фиксирует детские вопросы на доске или плакате (электронных средствах обучения).

II.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание и перечитаем статью.

Для перечитывания данной статьи предлагаем способ чтения с остановками.

Отрывок 1.

Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или желания получить духовную радость. Третья причина – это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Остановка 1.

Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом «чудо»? Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?

Отрывок 2

Для христиан чудо по своему логично: если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Остановка 2

Вспомним слова М.В. Ломоносова о книге, которую пишет Бог: "И вы, удостоенные взирать в книгу непоколебимых естественных законов, возведите ум ваш к Строителю оных и с крайним благоговением Его благодарите, открывшего вам театр премудрых дел своих; и чем больше оныя постигаете, тем вящще со страхом Его превозносите".

Как вы понимаете выражение Ломоносова «непоколебимые естественные законы»

Какова логика чуда, с точки зрения христиан?

Отрывок 3

Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует такая свобода Бога даже от законов школьной арифметики.

Остановка 3

Когда становится возможным то, что колеблются «непоколебимые естественные законы»?

Какое явление трудно постигнуть с точки зрения наших, земных, законов?

Отрывок 4

Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».

Остановка 4

Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?

Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?

Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха?

Что общего в рассказе Патриарха и рассказе А.И. Куприна?

Почему происходившее в двух рассказах действительно следует считать чудом? Могли ли ждать откуда-то помощи близкие будущего Патриарха, если дело было в голодающем Поволжье, а глава семьи был репрессирован? Могли ли ждать откуда-то помощи Мерцаловы, если они везде уже получили грубый отказ? Могли ли думать, что в заснеженном саду, поздно вечером, окажется человек, который и принесёт им избавление от страдания?

Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?

Отрывок 5

Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть неожиданно попавшаяся книга с ответом на давно мучивший вопрос. Встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

Остановка 5

Подтверждают ли слова учебника ваши выводы о том, кто вершит чудо?

Зачем же Богу угодно вести человека трудным путём?

Какой ответ на этот вопрос дал М.В. Ломоносов:

"Ежели бы небо благоволило, чтобы человек препровождал жизнь свою безбедно, то бы он своего счастия не мог чувствовать. Жизнь для него – смесь добра и зла в мире нравственном, бед в мире физическом. И если человек доверится лишь своим силам – неизбежно впадёт в отчаяние о своей судьбе. Но Бог – "всё на пользу нашу строит"?

Как слова М.В. Ломоносова связаны с понятием чуда?

 

Отрывок 6

И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел к нам!». И многие молодые мамочки говорят: «пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой – я поняла, что это чудо!».

Остановка 6

Знали ли вы о том, что ваши родители восприняли ваше рождение как чудо? А что в вашем рождении чудесного?

Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:

1. Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.

2. Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом.

Отрывок 7

Работа над последним отрывком статьи пройдёт по несколько иной логике. Предложим ребятам дописать статью учебника, закончить её, не подглядывая, естественно, в учебник. Вполне возможно, что кто-то из учеников запомнил конец статьи и просто воспроизведёт его, кто напишет свой. По желанию пятиклассники прочитывают свой вариант, затем читают вслух окончание статьи.

Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.

Раз уж он хочет помощи от Бога – то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к доброделанию.

 

Итак, к чему призывают заповеди Бога? Доброделание и добродетели – родственные ли это слова?

III. Работа с дополнительным материалом «Копилка русского языка»

IY. Итоговая работа. Ответы на вопросы учебника.

Обсуждение вопроса к следующей теме. Как вы думаете, если однажды встретятся человек и Бог, какие вопросы они зададут друг другу?

Индивидуально домашнее задание подготовить сообщение о докторе Н.И. Пирогове. (Христианские добродетели чудесного доктора).

 

Урок 11 (28). Какими Бог видит людей.

Ключевые понятия: Божий суд, бессмертие,

Цель урока: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни, подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого.

Оборудование урока

Оборудование урока: мультимедиапроектор, распечатанные листы с конспектом статьи

Ход урока

I. Подготовка учащихся к восприятию материала урока

Ответы на вопросы под рубрикой «Сначала размышляем сами»

Работа над рубрикой может быть дополнена следующим заданием:

Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «И цветы, и шмели...»

Что хотел сказать Богу лирический герой этого стихотворения?

* *

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

 

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

14 июля 1918

 

II.Чтение статьи учебника

Прочитаем статью полностью. Спросим у детей, что именно в статье привлекло их внимание и перечитаем статью.

Для перечитывания и осмысления статьи предлагаем работу с конспектом статьи, в который закрались неверные, противоречащие тексту статьи утверждения. Учащимся предлагаем задание сопоставить конспект со статьёй учебника, находя неверные утверждения и заменяя их на верные (или более простой вариант: отклик ученика на утверждение словами да и нет. После выполнения этого задания даётся задание найти утверждение, не вошедшее в конспект. Найденное утверждение следует вписать в соответствующую графу конспекта.(Конспект может проецироваться через мультимедиапроектор, учащимся раздаются распечатанные листы с конспектом)

Тезисный конспект статьи учебника Отклик ученика
В чередовании радостных дней и строгих дней поста проходит год христианина  
Пост – стояние человека на страже от собственных плохих поступков  
Пост – строгий запрет на животную пищу, чтобы лучше себя чувствовать физически  
Копеечка – такая маленькая денежка, что ничего не стоит, о ней никто никогда не вспоминает  
В последний день мировой истории Христос отделит одних людей от других, как пастух, следящий за стадом домашних животных отделяет овец от козлищ  
Всех людей Христос поставит по левую сторону от себя  
Когда Христос будет отделять одних людей от других, тогда вспомнится копеечка, которую человек забыл или пожадничал или просто не захотел отдать нуждающимся  
По правую руку Христа будут поставлены те, кто творил дела милосердия  
Оскорбление другого человека, злое слово, сказанное в его адрес – это защита себя самого, стремление отразить чужую злобу  
Любой человек – посланник Неба на земле  
Душа человека бессмертна, утверждают многие древние религии, а тело – подобно ракете, вынесшей космический корабль на орбиту, погибает  
Грехи человека уничтожают его душу  
Совершенно неважно, как прожил человек свою жизнь, его душа всё равно бессмертна, и в своём бессмертии он будет продолжать радоваться  
В бессмертии с человеком останутся только те радости, что радовали душу  
С людьми, с которыми враждовал при жизни или которых обижал, можно будет примириться после смерти  
Утверждение из статьи учебника, не вошедшее в конспект:    

 

III. Проверка выполнения задания и обсуждение откликов учащихся.

IY. Перечитывание стихотворения И.С. Бунина. Обсуждение ответа на вопрос: какую радость души унёс с собой с Земли лирический герой стихотворения И.А. Бунина

Y. Чтение стихотворения Д.С. Мережковского со стихотворением И.А. Бунина. Обсуждение вопроса, есть ли что-то общее в мыслях и переживаниях двух поэтов.

Выбор стихотворения для заучивания наизусть.

YI. Подведение итогов урока. Ответы на вопросы учебника, их обсуждение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: