Методические рекомендации. «административный процесс»

 

«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС»

 

 

Направление: 40.03.01 «Юриспруденция» (030900.62 «Юриспруденция»)

Квалификация выпускника: бакалавр

 

 

Ханты-Мансийск 2017


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


    Методические указания для проведения занятий: Административный процесс– относится к вариативной части дисциплин государственно-правового профиля по направлению 40.03.01 «Юриспруденция». Программа по административному процессу представлена 13 темами, имеющими логически законченное содержание. Программа содержит основные темы, позволяющие изучить его системно. В рамках программы изучаются следующие темы:история административной юстиции в России; судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельная форма осуществления правосудия, подведомственность и подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений, процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском и арбитражном процессах, рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в гражданском и арбитражном процессах, рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности, рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций, производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, предмет судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений, проблемы правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. Самостоятельная работа во время обучения способствует воспитанию у обучающихся привычки и устойчивых навыков повышения своей профессиональной компетенции, формирует потребность в самообразовании. На самостоятельное изучение выносятся вопросы, эффективное освоение которых возможно на базе уже имеющихся у обучающегося сведений общетеоретического характера. Каждый вопрос, выносимый на самостоятельное изучение, сопровождается следующими рекомендациями преподавателя: перечень основных аспектов, которые должны быть уяснены обучающимся в рамках данного вопроса; источники учебной и научной литературы, содержащие сведения, необходимые и достаточные для самостоятельного изучения данного вопроса; нормативные источники, определяющие действующее правовое регулирование по изучаемому вопросу. 1. Методические указания для проведения лекционных занятий Знакомство с академической системой образования происходит уже на первой лекции, где от студентов требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта студентом. Чтобы грамотно его составить, а затем - с максимальной пользой использовать, студент должен знать о видах читаемых лекций. Обычный вузовский курс (в котором последовательно излагается материал по учебной программе) включает следующие виды лекций. 1. Вводная лекция, где лектор дает общие представления о дисциплине, ее предмете и объекте, определяет цели и задачи курса, методологию и методы, периодизацию дисциплины, рекомендует литературу, дает ее критический анализ. Ценность таких лекций для студентов состоит не только в содержании. Преподаватель на конкретном примере своей дисциплины показывает, как нужно обобщать, выделять основное в научном исследовании. 2. Текущие лекции по конкретным темам курса, которые также разделяются на виды. Преподаватель может ознакомить аудиторию с новой темой, выделить основные моменты, объяснить причинно-следственные связи, сделать выводы, - это обычный вариант лекции. Как правило, она не вызывает затруднений в конспектировании. 3. Заключительная лекция, в которой преподаватель делает выводы по прочитанной дисциплине, характеризует итоги и результаты, определяет тенденции, анализирует перспективы. Такая лекция поднимает знания студентов на более высокий, методологический, уровень. 4. Установочные (характерны для заочной формы обучения в качестве введения в дисциплину) и обзорные лекции (применяются для повторения и обновления материала перед государственными экзаменами). Как правило, в них проводится обобщение, выделяются наиболее важные или спорные аспекты изучаемой дисциплины. Таким образом, при работе с конспектом лекции нужно учитывать ее разновидность. Одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями. Несмотря на наличие разных видов лекций, можно дать несколько общих советов по их конспектированию и дальнейшей работе с записями. 1. Студент должен помнить, что конспект должен легко восприниматься зрительно, поэтому он должен быть аккуратным. Следует выделять заголовки, отделять один вопрос от другого, соблюдать абзацы, подчеркивать термины. 2. При прослушивании лекции следует обращать внимание на интонацию лектора и вводные слова «таким образом», «итак», «необходимо отметить» и т.п., которыми он акцентирует наиболее важные моменты. 3. Не следует записывать каждое слово лектора, иначе можно потерять основную нить изложения и начать писать автоматически, не вникая в смысл. Техника прочтения лекций преподавателем такова, что он повторяет свою мысль два-три раза. Постарайтесь вначале понять ее, а затем записать, используя сокращения. 4. Студенту рекомендуется создать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов 5. Конспектируя лекцию, следует оставлять поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. 6. Перед семинарским занятием прочтите лекцию по соответствующей теме.   Содержание лекционного курса Тема 1. История административной юстиции в России Этапы развития судебного контроля за деятельностью органов власти в России. Современное состояние административного судопроизводства в РФ.   Тема 2. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельная форма осуществления правосудия   Процессуальный порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции, военных судах и арбитражных судах дел, возникающих из публичных правоотношений. Источники права, регламентирующие судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ РФ «О мировых судьях в Российской Федерации», ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, другие федеральные законы. Задачи судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, - защита прав, свобод, охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов от неправомерных решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. (И) Вводная лекция по дисциплине проходит в форме диалога со студентами с элементами мозгового штурма. Целью данной лекции является формирование у студентов общего представления об административном процессе, будущей профессии, значении данного права в жизни общества. В ходе диалога аудитории задаются вопросы о том, где и как применяется административно-процессуальное право. Ответы могут быть для наглядности зафиксированы на доске. Такой мозговой штурм, посвященный юридическим проблемам, помогает дать общее представление об основных видах юридической деятельности в современном мире, профессиональных обязанностях юристов. Подобная форма занятия способствует вовлечению студентов в предмет, мотивированию их на получение знаний, установлению контакта между лектором и группой. После мозгового штурма преподаватель переходит к изложению лекционного материала.     Тема 3. Подведомственность и подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений   Понятие и критерии разграничения подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Отнесение к компетенции арбитражных судов дел, возникающих из публичных правоотношений, связанные с осуществлением индивидуальными предпринимателями и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с участием других лиц в случаях, специально предусмотренных федеральными законами. Понятие подсудности. Родовая подсудность отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховному Суду РФ, судам субъектов РФ, районным судам, мировым судьям, военным судам. Родовая подсудность отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений арбитражным судам субъектов РФ. Территориальная подсудность и ее виды в гражданском и арбитражном процессах. (И) При изучении данной темы будет прочитана «проблемная» лекция, на которой приводятся проблемы подсудности административных дел, дается их критический анализ. Рекомендации для студентов по подготовке к данной лекции: рекомендуется изучить соответствующий раздел учебника, а также нормативно-правовую базу не после лекции, а, наоборот, перед ней. Студент, уже ознакомленный с темой по учебнику, воспринимает и запоминает основные спорные положения лекции намного легче. Без предварительного знакомства с материалом довольно сложно понять обсуждаемую проблему (студент может понять ее не полностью или неверно). Это, в свою очередь, не позволит правильно законспектировать лекцию и затем использовать записи при подготовке к экзамену.     Тема 4. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений   Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 24-26 ГПК РФ, главами 22-26 АПК РФ и иными федеральными законами, ограничениями реализации принципов диспозитивности и состязательности. Особенности распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений. Возложение обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Инициатива суда, арбитражного суда по истребованию доказательств по своей инициативе по делам, возникающим из публичных правоотношений. Право суда признать обязательной явку в судебное заседание представителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.   Тема 5. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском и арбитражном процессах   Разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Лица, имеющие право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании нормативного правового акта и прилагаемым к нему документам. Основания для оспаривания нормативного правового акта – несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие проверке и установлению в судебном заседании при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта. Сроки и порядок судебного разбирательства дела. Последствия отказа заинтересованного лица, обратившегося с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признания требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт. Решение суда, арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта. Обращение к исполнению решения суда, арбитражного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений недействующими.   Тема 6. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в гражданском и арбитражном процессах   Разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Лица, имеющие право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, требования, предъявляемые к заявлениям об оспаривании названых актов, решений, действий (бездействия). Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие проверке и установлению в судебном заседании при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. Сроки и порядок судебного разбирательства. Решение суда, арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. Обращение к исполнению решения суда, арбитражного суда о признании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и нарушающему права, свободы и законные интересы заявителя.   Тема 7. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности   Органы и должностные лица, уполномоченные КоАП РФ возбуждать в суде, арбитражном суде производство по делам о привлечении к административной ответственности. Требования, предъявляемые к заявлениям и другим материалам о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности. Действия судьи, арбитражного судьи при приеме заявления о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности и подготовке дела к судебному разбирательству. Последствия представления в суд, арбитражный суд материалов для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности, не соответствующих требованиям КоАП РФ. Лица, участвующие в деле о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. Участие прокурора в производстве по делу о привлечении к административной ответственности. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие выяснению и установлению в судебном заседании при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности. Порядок и сроки судебного разбирательства дел о привлечении к административной ответственности. Судебные акты, принимаемые судом, арбитражным судом по делу о привлечении к административной ответственности. Вступление в законную силу постановления мирового судьи, суда общей юрисдикции по делу о привлечении к административной ответственности, обращение их к исполнению. Вступление в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, обращение их к исполнению.   Тема 8. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности   Порядок и сроки подачи жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении мировому судье, судье. Порядок и сроки рассмотрения мировым судьей, судьей жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении. Решение мирового судьи, судьи по жалобе на постановление административного органа по делу об административном правонарушении. Порядок и сроки подачи в арбитражный суд заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Лица, участвующие в деле об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению в судебном заседании при рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.   Тема 9. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций   Понятие платежей и санкций, подлежащих взысканию арбитражным судом в порядке, установленном главой 26 АПК РФ. Органы, уполномоченные обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; документы, подлежащие представлению с заявлением в арбитражный суд. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению арбитражным судом по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций. Сроки и порядок судебного разбирательства по делу. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций.   Тема 10. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ   Лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Основания и сроки обращения в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Предмет судебного разбирательства по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Сроки и порядок рассмотрения судом дел. Содержание решения суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, порядок обращения решения к исполнению.   Тема 11. Предмет судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений.   Подходы к проблеме предмета судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений и их анализ. Особенности спора о праве по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений. Судебный контроль по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений.   Тема 12. Проблемы специализации судов в РФ   Подходы к проблеме специализации судов в РФ. Проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ». Административные суды и коллегии по административным судам: преимущества и недостатки. Оптимизация системы судопроизводства.   Тема 13. Проблемы правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений   Сравнительно-правовой анализ норм ГПК РФ, регламентирующих порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, и гл. 30 КоАП РФ. Проект Кодекса административного судопроизводства. Перспективы развития административного судопроизводства в РФ.   12. Методические указания по проведению семинарских занятий   Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста (бакалавра). Семинарские занятия проводятся с целью закрепления материала теоретического раздела дисциплины «Административный процесс». Темы семинаров посвящены изучению различных аспектов административного судопроизводства. Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя. По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по теоретическим вопросам. Такие семинарские занятия принято называть практическими. В практике высшей школы существует несколько форм семинарских занятий: семинар-беседа, семинар-конференция, семинар-брифинг и др. Семинар-конференцию имеет смысл проводить один раз в семестр по теме, вызывающей в научных кругах разные точки зрения и подходы, что вызвано, как правило, введением в оборот новых документов и материалов, нормативных актов и что находит свое отражение на страницах специальных журналов и сборников материалов конференций, круглых столов и т.д. Проведение такой конференции в группе дает студентам представление о постоянном развитии научной дисциплины, навык работы с самыми новыми документами, анализа различных точек зрения, умение вырабатывать собственную точку зрения и отстаивать ее, выступая с докладом. Однако самой распространенной формой семинаров в вузе традиционно является семинар-беседа, ибо эта форма наиболее эффективна для усвоений идей, преподанных в лекциях, для конкретизации теории, сближения ее с жизнью. В основе такой формы семинаров лежит знакомство студентов с законодательством. Преподаватель должен научить студента всякое юридическое положение, взятое из лекции, уметь обосновать действующим законодательством. Далеко не всякий наделен юридическим мышлением. Суть последнего состоит в умении, в каждом вопросе выделить юридическую сторону, умении в каждом споре определить больное в правовом смысле место, т.е. поставить юридический диагноз, а также суть – в умении быстро восходить от данной нормы к более широким правовым категориям или от последних спускаться к конкретному случаю. В этой связи большое значение на этих семинарах имеет дискуссия или ее значительные элементы, которые преподаватель должен уметь предвидеть и поддержать. Дискуссия является особой формой вербальной коммуникации, занимающей промежуточное положение между беседой и дебатами. В качестве специфических черт дискуссии как формы общения на семинаре являются: запланированность, целенаправленность и регламентированность. Однако запланированость не является обязательным условием возникновением дискуссии. Но в отличие от обычной беседы дискуссии как форме общения свойственна большая степень связанности и более строгая предметная отнесенность. Под учебной дискуссией следует понимать активную форму обучения. Назначение учебной дискуссии состоит в формировании и развитии у студентов общих и речевых умений и обеспечении речи студентов специальной терминологии, а также в достижении в ходе активного обмена мнениями по актуальным вопросам темы определенной согласованности суждений при наличии разных точек зрения и подходов, как в науке, так и у самих студентов. Кроме того, параллельно развиваются умения чтения и письма, так как учебная дискуссия строится на основе изучаемых документов и материалов, а в процессе подготовки к ее проведению предполагается письменная фиксация аргументов. Таким образом, при использовании учебной дискуссии на семинаре и происходит обмен мнениями и выработка студентами собственных позиций, а также умение их составлять, но, прежде всего – умения глубже взглянуть на изучаемую проблему. Семинарские занятия проводятся в пределах учебных планов и требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом (или описанием соответствующей аппаратуры). Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы. Планирование практических (семинарских) занятий осуществляется с учѐтом установленного количества часов. Содержание практических занятий Тема 1. История административной юстиции в России Этапы развития судебного контроля за деятельностью органов власти в России. Современное состояние административного судопроизводства в РФ.   Устный опрос
  1. Назовите этапы развития судебного контроля за деятельностью органов власти в России.
  2. Охарактеризуйте современное состояние административного судопроизводства в РФ.
  3. Определите понятие и сущность института административной юстиции.
  4. Назовите основные модели организации административной юстиции за рубежом и их развитие.
  5. Дайте краткую характеристику административной юстиции в структуре общего административного права.
Тема 2. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельная форма осуществления правосудия   Процессуальный порядок рассмотрения в судах общей юрисдикции, военных судах и арбитражных судах дел, возникающих из публичных правоотношений. Источники права, регламентирующие судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, Конституция Российской Федерации, ФКЗ РФ «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ РФ «О военных судах Российской Федерации», ФЗ РФ «О мировых судьях в Российской Федерации», ФКЗ РФ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, другие федеральные законы. Задачи судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, - защита прав, свобод, охраняемых законом интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов от неправомерных решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Устный опрос 1. Изложите особенности процессуального порядка рассмотрения в судах общей юрисдикции, военных судах и арбитражных судах дел, возникающих из публичных правоотношений. 2. Укажите источники права, регламентирующие судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений. 3. Определите задачи судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений. 4. Определите сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений. 5. Дайте общую характеристику судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельной формы осуществления правосудия. Тема 3. Подведомственность и подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений   Понятие и критерии разграничения подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Отнесение к компетенции арбитражных судов дел, возникающих из публичных правоотношений, связанные с осуществлением индивидуальными предпринимателями и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности, а также с участием других лиц в случаях, специально предусмотренных федеральными законами. Понятие подсудности. Родовая подсудность отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховному Суду РФ, судам субъектов РФ, районным судам, мировым судьям, военным судам. Родовая подсудность отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений арбитражным судам субъектов РФ. Территориальная подсудность и ее виды в гражданском и арбитражном процессах.   Устный опрос
  1. Определите понятие и критерии разграничения подведомственности дел, возникающих из публичных правоотношений, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
  2. Укажите особенности отнесения к компетенции арбитражных судов дел, возникающих из публичных правоотношений.
  3. Определите понятие подсудности.
  4. Дайте характеристику родовой подсудности отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховному Суду РФ, судам субъектов РФ, районным судам, мировым судьям, военным судам, а также арбитражным судам субъектов РФ.
5. Охарактеризуйте территориальную подсудность и ее виды в гражданском и арбитражном процессах.   Тема 4. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений   Рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 24-26 ГПК РФ, главами 22-26 АПК РФ и иными федеральными законами, ограничениями реализации принципов диспозитивности и состязательности. Особенности распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений. Возложение обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Инициатива суда, арбитражного суда по истребованию доказательств по своей инициативе по делам, возникающим из публичных правоотношений. Право суда признать обязательной явку в судебное заседание представителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. Устный опрос
  1. Как осуществляется рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, по общим правилам искового производства.
  2. В чем состоят особенности распределения обязанностей по доказыванию по делам, возникающим из публичных правоотношений.
  3. Как осуществляется инициатива суда, арбитражного суда по истребованию доказательств по делам, возникающим из публичных правоотношений.
4. Дайте характеристику права суда признать обязательной явку в судебное заседание представителя государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений. 5. Дайте краткую характеристику процессуального порядка рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. Тема 5. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском и арбитражном процессах   Разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Лица, имеющие право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта. Требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании нормативного правового акта и прилагаемым к нему документам. Основания для оспаривания нормативного правового акта – несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие проверке и установлению в судебном заседании при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта. Сроки и порядок судебного разбирательства дела. Последствия отказа заинтересованного лица, обратившегося с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признания требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт. Решение суда, арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта. Обращение к исполнению решения суда, арбитражного суда о признании нормативного правового акта или его отдельных положений недействующими. (И)Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: работа в малых группах. К данному семинару стоит подготовиться заранее. Студенты приходят на занятие с готовыми решенными домашними задачами. Студентам предлагается разделиться на несколько групп по 4-6 человек в каждой, при этом выделить группу экспертов (2-4 человека) для оценки предложенных проектов решений. Каждой группе предлагается раскрыть вопрос с обоснованием и необходимыми комментариями, подготовить презентацию для защиты. При этом задача экспертов - выбрать лучший проект. Проект предполагает рассмотрение литературы по заявленной теме, обзор законодательства, характеристика текущего состояния, выявление основных проблем, определение перспектив и возможных методов решения.   Устный опрос
  1. Как осуществляется разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
2. Определите лиц, имеющих право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
  1. Определите требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании нормативного правового акта и прилагаемым к нему документам.
4. Определите действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству.
  1. Определите сроки и порядок судебного разбирательства дела.
Тема 6. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в гражданском и арбитражном процессах   Разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Лица, имеющие право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, требования, предъявляемые к заявлениям об оспаривании названых актов, решений, действий (бездействия). Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие проверке и установлению в судебном заседании при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. Сроки и порядок судебного разбирательства. Решение суда, арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица. Обращение к исполнению решения суда, арбитражного суда о признании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица не соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и нарушающему права, свободы и законные интересы заявителя. (И)Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Разбирательство по административной жалобе гражданина. Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа студентов. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа: I. Подготовка Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу - он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума. После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента: истец, ответчик, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до разбирательства: подготовка искового заявления или жалобы истца с адвокатом; предъявление искового заявления или жалобы; предъявление возражений на иск или жалобу ответчиком; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц. II. Проведение игры Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с ГПК РФ. III. Подведение итогов Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных бакалаврами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом. Устный опрос 1. В чем состоит разграничение компетенции по рассмотрению дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. 2. Какие лица имеют право на обращение в суд, арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов. 3. Определите действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. 4. Определите предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие проверке и установлению в судебном заседании при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта. 5. Дайте общую характеристику решению суда, арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица.   Тема 7. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности   Органы и должностные лица, уполномоченные КоАП РФ возбуждать в суде, арбитражном суде производство по делам о привлечении к административной ответственности. Требования, предъявляемые к заявлениям и другим материалам о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности. Действия судьи, арбитражного судьи при приеме заявления о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности и подготовке дела к судебному разбирательству. Последствия представления в суд, арбитражный суд материалов для возбуждения дела о привлечении к административной ответственности, не соответствующих требованиям КоАП РФ. Лица, участвующие в деле о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. Участие прокурора в производстве по делу о привлечении к административной ответственности. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие выяснению и установлению в судебном заседании при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности. Порядок и сроки судебного разбирательства дел о привлечении к административной ответственности. Судебные акты, принимаемые судом, арбитражным судом по делу о привлечении к административной ответственности. Вступление в законную силу постановления мирового судьи, суда общей юрисдикции по делу о привлечении к административной ответственности, обращение их к исполнению. Вступление в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, обращение их к исполнению. (И)Вариант проведения семинара с использованием интерактивной формы обучения: деловая игра. Судебное разбирательство по делу об административном правонарушении. Проведение деловой игры преследует цель способствовать развитию самостоятельности, умения быстро ориентироваться в сложной ситуации; на личном опыте убедиться в трудности разрешения конкретных правовых вопросов. В процессе игры участвует вся группа студентов. Каждому отводится своя роль, поэтому весь процесс игры от начала до конца зависит от подготовленности, ответственности каждого студента. Деловая игра делится на три этапа: I. Подготовка Важное место в процессе подготовки к игре отводится выбору фабулы дела, т.е. спорному вопросу – он определяется совместно преподавателем и студентами из материалов судебной практики. Примерные фабулы споров можно также взять из практикума по административному праву. После изучения распределяются роли с учетом возможностей каждого студента: правонарушитель, потерпевший, судья, секретарь судебного заседания, прокурор, адвокат, свидетели, представители органов государственной власти и т.п. Затем, в соответствии с ролью, студенты совершают ряд процессуальных действий, производимых до судебного разбирательства: подготовка материалов дела; предъявление документов, объяснений, ходатайств; извещение о времени и месте разбирательства дела заинтересованных лиц. II. Проведение игры Это основной этап, в котором рассматривается и разрешается дело. Обстановка в зале должна быть приближена к обстановке и условиям проведения судебного разбирательства в суде. В ходе судебного разбирательства необходимо совершить условные процессуальные действия: приостановление, отложение разбирательства по делу, оглашение определения; удаление свидетелей из зала судебного заседания; отводы составу суда; передача дела в другой суд. Руководит судебным заседанием судья. Все действия в ходе судебного разбирательства совершаются в строгом соответствии с КоАП РФ и ГПК РФ. III. Подведение итогов Ввиду того, что судебное заседание состоит из 4-х частей, в конце каждой части судебного заседания объявляется перерыв для обсуждения выявленных ошибок, совершенных студентами. В конце игры (после вынесения судебного решения) отводится время для подведения итогов работы студентов в целом. Устный опрос 1. Укажите органы и должностные лица, уполномоченные КоАП РФ возбуждать в суде, арбитражном суде производство по делам о привлечении к административной ответственности. 2. Определите требования, предъявляемые к заявлениям и другим материалам о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности. 3. Определите действия судьи, арбитражного судьи при приеме заявления о возбуждении производства по делу о привлечении к административной ответственности и подготовке дела к судебному разбирательству. 4. Определите лиц, участвующих в деле о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. 5. Укажите порядок и сроки судебного разбирательства дел о привлечении к административной ответственности. Тема 8. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности   Порядок и сроки подачи жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении мировому судье, судье. Порядок и сроки рассмотрения мировым судьей, судьей жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении. Решение мирового судьи, судьи по жалобе на постановление административного органа по делу об административном правонарушении. Порядок и сроки подачи в арбитражный суд заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Требования, предъявляемые к заявлению об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Лица, участвующие в деле об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению в судебном заседании при рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности. Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.   Устный опрос 1. Определите порядок и сроки подачи жалобы на постановление административного органа по делу об административном правонарушении мировому судье, судье. 2. Дайте общую характеристику решения мирового судьи, судьи по жалобе на постановление административного органа по делу об административном правонарушении. 3. Определите порядок и сроки подачи в арбитражный суд заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. 4. Определите лиц, участвующих в деле об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, их процессуальные права и обязанности. 5. Охарактеризуйте предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению в судебном заседании при рассмотрении арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.   Тема 9. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций   Понятие платежей и санкций, подлежащих взысканию арбитражным судом в порядке, установленном главой 26 АПК РФ. Органы, уполномоченные обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; документы, подлежащие представлению с заявлением в арбитражный суд. Действия судьи при принятии заявления о подготовке дела к судебному разбирательству. Предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению арбитражным судом по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций. Сроки и порядок судебного разбирательства по делу. Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций. Устный опрос 1. Определите понятие платежей и санкций, подлежащих взысканию арбитражным судом в порядке, установленном главой 26 АПК РФ. 2. Укажите органы, уполномоченные обращаться в арбитражный суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. 3. Перечислите требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о взыскании обязательных платежей и санкций; документы, подлежащие представлению с заявлением в арбитражный суд. 4. Охарактеризуйте предмет судебного разбирательства и обстоятельства, подлежащие исследованию и установлению арбитражным судом. 5. Укажите сроки и порядок судебного разбирательства по делу.   Тема 10. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ   Лица, имеющие право обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Основания и сроки обращения в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Предмет судебного разбирательства по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Сроки и порядок рассмотрения судом дел. Содержание решения суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, порядок обращения решения к исполнению.   Устный опрос 1. Определите лиц, имеющих право обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. 2. Определите основания и сроки обращения в суд с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. 3. Определите предмет судебного разбирательства по заявлениям о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. 4. Охарактеризуйте содержание решения суда по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, порядок обращения решения к исполнению. 5. Определите сроки и порядок рассмотрения судом дел. Тема 11. Предмет судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений.   Подходы к проблеме предмета судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений и их анализ. Особенности спора о праве по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений. Судебный контроль по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений. Устный опрос 1. Определите подходы к проблеме предмета судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений и их анализ. 2. Укажите особенности спора о праве по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений. 3. В чем сущность судебного контроля по делам, возникающим из публичных и иных административных правоотношений. 4. Дайте общую характеристику предмета судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений 5. Дайте определение понятию «предмета судебного разбирательства». Тема 12. Проблемы специализации судов в РФ   Подходы к проблеме специализации судов в РФ. Проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ». Административные суды и коллегии по административным судам: преимущества и недостатки. Оптимизация системы судопроизводства. Устный опрос 1. Определите подходы к проблеме специализации судов в РФ. 2. Дайте общую характеристику проекту федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в РФ». 3. Административные суды и коллегии по административным судам: преимущества и недостатки. 4. В чем сущность оптимизации системы судопроизводства. 5. Приведите примеры наиболее актуальных проблем специализации судов в РФ. Тема 13. Проблемы правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений   Сравнительно-правовой анализ норм ГПК РФ, регламентирующих порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, и гл. 30 КоАП РФ. Проект Кодекса административного судопроизводства. Перспективы развития административного судопроизводства в РФ. Устный опрос 1. Проведите сравнительно-правовой анализ норм ГПК РФ, регламентирующих порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, и гл. 30 КоАП РФ. 2. Охарактеризуйте проект Кодекса административного судопроизводства. 3. Определите перспективы развития административного судопроизводства в РФ. 4. Привеите примеры актуальных проблем правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений. 5. Спрогнозируйте развитие правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений в РФ.   3. Методические указания по организации самостоятельной работы студента и изучению дисциплины Самостоятельная работа студента сегодня приобретает особый смысл и значение. Связано, это, прежде всего, с тем, что сегодня появился такой значимый для юриста фактор как быстрое устаревание законодательства. В условиях постиндустриального общества и экономики, основанной на знаниях, жизненно важной становится концепция непрерывного образования. Способность к постоянному обучению в течение всей жизни определяет конкурентоспособность человека и общества в целом. Среди основных направлений развития концепции российского образования особо выделена задача подготовки квалифицированного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все эти качества будущего юриста невозможны без творческой активности и навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов призвана обеспечить единство теоретической и практической, общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста. Самостоятельная работа выполняет важнейшие функции: - способствует усвоению знаний по курсу «Административный процесс», формированию профессиональных навыков и умений в сфере административно-правового регулирования общественных отношений, - помогает формировать и развивать деловые, личностные качества студента (профессиональную компетентность, инициативность, ответственность), - способствует формированию у студента его собственного видения юридической жизни общества посредством самостоятельного усвоения различных юридических школ, концепций, направлений, - воспитывает потребность в самообразовании, максимально развивает познавательные и творческие способности личности. Самостоятельная работа студентов включает в себя: - систематическую самостоятельную подготовку к сдаче экзамена по курсу «Административный процесс», - изучение рекомендуемой специальной литературы и судебной практики, - написание рефератов, - выполнение контрольной работы, - выполнение тестовых заданий по курсу «Административный процесс», - выполнение различных видов самостоятельной работы во время прохождения практики. Сами по себе учебные занятия в вузе, как бы они хорошо ни проводились, не могут обеспечить высокого качества подготовки юриста, отвечающего тем требованиям, которые предъявляют в настоящее время социальные и экономические реалии. Самостоятельная работа студента должна выражаться в активных формах и методах обучения, в единстве учебно-воспитательной и научно-производственной работы, в сотрудничестве студента с преподавателем Как построить свои самостоятельные занятия по курсу административный процесс? Всякая учеба требует много времени, труда и терпения, но трудности эти, безусловно, преодолимы, надо лишь, чтобы студент с первых же дней занятий со всей серьезностью отнесся к поставленной задаче. Успех учебы студента зависит от того, насколько правильно он организует работу над учебным материалом, насколько успешно сочетает лекции с практической занятиями и самостоятельной работой. В целях более правильной организации самостоятельной работы по курсу студенту предлагается ряд рекомендаций, которые необходимо внимательно изучить и использовать с первых же дней обучения в институте. Получив задание и разобравшись в нем, студент обязан принять меры к обеспечению себя необходимыми учебными пособиями: литературой, нормативно-правовыми актами и т.д. Важно к обеспечению себя пособиями приступить своевременно, т.е. немедленно после получения задания или окончания аудиторных занятий. В указанное время студент может посетить научную библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры, читальный зал и справиться об их наличии и при возможности получить их. Нельзя откладывать эти меры на канун занятий, ибо к этому времени литература может быть разобрана. В последние годы в вузах страны получили широкое распространение электронные базы данных, призванные помочь научному и учебному процессу. В университете существуют справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант плюс», которые содержат нормативное правовые акты РФ, а также электронными библиотечными системами. Среди всех учебных пособий для подготовки к практическим занятиям особое место занимаю конспекты лекций. Их наличие – непреложное условие всякой самостоятельной работы. Они вводят в курс подлежащей изучению темы и часто содержат обстоятельное разрешение самых актуальных практических вопросов. В отличие от всех других учебных пособий конспекты лекций характеризуются новизной материала специально предназначенного для аудиторных занятий. Студент обязан иметь конспекты лекций, если он серьезно намерен приобрести глубокие знания по юридической специальности. Особое внимание при организации самостоятельной работы следует уделить планированию подготовки. Практика показывает, что для самостоятельной подготовки к одному занятию по налоговому праву требуется несколько часов при самом уплотненном режиме работы, что в принципе и спланировано кафедрой по учебно-тематическому плану. Выделение такого количества свободного от всяких других занятий времени может быть обеспечено путем правильного планирования. Планирование – важный фактор организации самостоятельной работы. Говоря о планировании, необходимо обратить внимание на следующее: Подготовка к практическому занятию может быть проводится накануне или в течение нескольких дней, предшествующих занятию. Желательно, чтобы подготовка к занятию по налоговому праву намечалась на один день. Это позволяет сосредоточить свое внимание на заданной теме и сохранить в памяти более ясное о ней представление. Нельзя планировать подготовку только на канун занятий, ибо такая подготовка может быть сорвана из-за непредвиденных обстоятельств. Основная часть задания должна быть выполнена за несколько дней до занятия, другая часть в любой день, в который по плану выделено время. Отметим, что правильно учитывая в течение недели свое время и распределяя его в соответствии с расписанием занятий, студент при строгом соблюдении намеченного плана сможет выделить достаточное количество часов для самостоятельной работы над предметом налоговое право. Виды самостоятельной работы по всем темам: - проработка учебного материала по конспектам лекций; - изучение учебной, научной литературы; - работа с вопросами для самопроверки; - работа с нормативными правовыми актами; - изучение судебной практики; - работа с электронными информационными ресурсами; - подготовка эссе, тезисов, рефератов, докладов.   Вопросы для самостоятельного изучения:
  1. История административной юстиции в России.
  2. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений, как самостоятельная форма осуществления правосудия.
  3. Подведомственность и подсудность дел, возникающих из публичных правоотношений.
  4. Процессуальный порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.
  5. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов в гражданском и арбитражном процессах.
  6. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц в гражданском и арбитражном процессах.
  7. Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности.
  8. Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
  9. Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций.
  10. Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
  11. Предмет судебного разбирательства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
  12. Проблемы правого регулирования рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений.
4. Методические указания по выполнению реферата Студенты очной и заочной формы обучения по административному процессу участвуют в подготовке рефератов. Реферат может быть подготовлен по проблемным вопросам для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Цель реферата - приобретение опыта самостоятельного изучения дополнительной научной (монографической) и иной литературы, административно-правовых актов, справочного материала, обобщения материалов практической деятельности налоговых и иных органов, а также опыта публичного выступления перед аудиторией с изложением сделанных выводов в ходе учебного процесса для выступления на практических (семинарских) занятиях либо научных студенческих конференциях. Таким образом, реферат являются важной частью процесса обучения и подготовки студента-юриста. Реферат - это одна из сложных форм студенческого научного исследования, включающая в себя несколько этапов: начальный - подготовка к написанию работы; основной - собственно написание работы и предоставление для проверки научному руководителю; заключительный - защита реферата. Подготовка к написанию реферата (начальный этап) включает, в свою очередь: - выбор темы работы, согласование ее с научным руководителем; - подбор научной и иной литературы, и нормативного материала по избранной теме, подготовка соответствующего библиографического списка, консультации с научным руководителем, составление предварительного плана реферата; - изучение научной и иной литературы, нормативно-правовых актов, материалов практики; - составление окончательного варианта плана работы, согласование его с научным руководителем. На основном этапе студент непосредственно приступает к написанию реферата. Содержание реферата включает введение, 2-3 раздела, заключение и список использо­ванных источников. Текст реферата выполняется на стандартных листах белой бумаги формата А4, в редакторе Word, шрифт «Тimes №ew Roma№» 14). Основной текст и текст приложений печатается через 1,5 интервала на принтере; текст постраничных сносок (примечания) печатается через один интервал, шрифт «Тimes №ew Roma№» 10 (на странице размещается 29-30 строк). Ширина полей: верхнее - 20 мм., левое - 30 мм., правое - 20 мм., нижнее - 20 мм. Нумерация страниц производится вверху, в середине страницы. Номера страниц на титульном листе и оглавлении не проставляются. Не допускаются какие-либо до­полнительные, кроме номера страницы, знаки (например, нельзя печатать: - 4 -, 4.) Абзацы делаются с отступлением от левого поля 1, 25 см. Текст должен быть тщательно выверен. Обязанность выверять текст и вносить соответствующие исправления лежит на авторе реферата. Оптимальный объем реферата – 10-15 страниц. При сдаче реферата на кафедру (научному руководителю) она подписывается автором. Подпись и дата проставляется на последней странице работы. Во введении студент обосновывает актуальность избранной темы, ее теоретическую и практическую значимость, а также цель и задачи своей работы. Основная (исследовательская) часть работы имеет несколько глав, обычно подразделенных на параграфы. Следует учитывать, что наименование глав не должно совпадать с наименованием всей работы в целом, а наименование параграфов соответственно - с наименованием глав. Одна из глав (или ее часть) должна быть посвящена обобщению и критическому анализу теоретических изысканий, имеющихся по данной проблеме. Остальные главы - более тщательному, глубокому прикладному исследова­нию проблемных вопросов избранной темы. Учитывая, что реферат относятся к числу самостоятельных, творческих исследований, при его написании недопустимы плагиат (выдача чужого произведения либо его части за свое) и компиляция (использование результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников). При заимствовании сведений, фактических данные или мнении других авторов необходимо по тексту работы делать сноски с указанием соответствующего источника В заключении (2-3 страницы) работы кратко излагаются результаты исследования и делаются основные выводы. Заключение может содержать рекомендации по совершенствованию законодательства, рекомендации по повышению эффективности работы государственной органов и т.п. В соответствии с ГОСТами оформляются титульный лист работы, а также сноски на источники опубликования использованной литературы, нормативных актов. При дословном цитировании необходимо заключать текст в кавычки, с указанием в сносках цитируемого источника. В сноске необходимо указать: фамилию, инициалы автора, название работы, место издания, издательство или название журнала (газеты), год издания, номер журнала (либо дату выхода газеты), страницы. При изложении положений используемой работы (без прямого цитирования) кавычки не требуются, но автор реферата обязан сделать ссылку на этот источник. Список использованных источников включает все информационные источники, использованные автором в работе. Рекомендуется выделять следующие разделы: - нормативно-правовые акты (располагаются в зависимости от их юридической силы, при этом нормативные акты, обладающие равной юридической силой, располагаются в соответствии с календарной очередностью их принятия); - монографии; - учебники и учебные пособия; - статьи; - авторефераты диссертаций; - материалы правоприменительной практики (архивные, текущие); - интернет ресурсы. Монографии, учебники, учебные пособии, сборники, научные статьи, публикации в периодической печати, авторефераты диссертаций рекомендуется располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов, а если автор на титульном листе не указан, то по названию книги, учебника, учебного пособия, статьи и т. д. Первый (титульный) лист научного доклада отражает информацию об образовательном учреждении, где выполнялась работа, об авторе, названии, научном руководителе, дате (годе) выполнения. На втором листе курсовой работы и научного доклада помешается оглавление (содержание).

double arrow