Примерный перечень тем курсовых работ. МДК 02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

МДК 02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста:

1. Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры.

2. Роль предметно-развивающей среды в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

3. Роль игр в формировании сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.

4. Роль игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

5. Формирование творческой активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

6. Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста (на примере конкретной возрастной группы).

7. Особенности организации игр детей с природным материалом.

8. Педагогические условия развития театрализованных игр детей (на примере конкретной возрастной группы).

9. Настольно-печатные игры как средство умственного развития дошкольника.

10. Роль словесных дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.

11. Развитие творческого воображения дошкольников посредством использования строительно-конструктивных игр.

12. Социализация детей дошкольного возраста посредством использования коллективных игр.

МДК 02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста:

1. Воспитание трудолюбия у дошкольников в условиях ДОУ (в семье).

2. Современные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников.

3. Изучение отечественного (зарубежного) опыта трудового воспитания дошкольников (на основе изучения и анализа современных программ, технологий трудового воспитания дошкольников).

4. Экономическое воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности.

5. Развитие личности дошкольника в процессе трудовой деятельности.

6. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в процессе труда.

7. Воспитание нравственно-экономических качеств у дошкольников в процессе трудовой деятельности.

МДК 02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста:

 

1. Развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения технике рисования акварелью (гуашью, графическими материалами).

2. Использование нетрадиционных техник в рисовании графическими (живописными) материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

3. Развитие творческого мышления детей 4-5 и 5-6 лет на занятиях по конструированию.

4. Использование рисуночных тестов в диагностике готовности детей к обучению в школе.

5. Методика обучения детей дошкольного возраста простейшим приемам стилизации, составления узоров и орнаментальных композиций как средство развития изобразительного творчества.

6. Развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста в процессе изобразительной (конструктивной) деятельности.

7. Развитие воображения детей дошкольного возраста на занятиях сюжетного рисования (лепки, аппликации).

8. Педагогическое и художественное творчество воспитателя дошкольного учреждения как средство развития творческих способностей детей.

9. Развитие творческого мышления на занятиях по рисованию сказочно-фантастических сюжетов.

10. Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.

 

МДК 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом:

1. Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста (в пении, музыкально-ритмичных движениях, игре на детских музыкальных инструментах, в процессе музыкального восприятия).

2. Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (в процессе вокально-хорового воспитания, обучении игре не детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмичной деятельности, восприятии музыки).

3. Игра как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольника.

4. Организация праздников в детском саду.

5. Формирование творческих способностей в игре на детских музыкальных инструментах.

МДК 02.06. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста:

 

1. Конфликты между детьми дошкольниками и способы их разрешения.

2. Психолого-педагогические условия развития общения взрослого с дошкольником.

3. Изучение межличностных отношений в детской группе.

4. Влияние общения на развитие личности дошкольника.

5. Развитие потребности в общении со сверстниками в дошкольном возрасте.

 

Примечание для разработчиков МР: количество тем должно быть больше или равно количеству студентов. Темы должны ежегодно обновляться.

 

Приложение 2

Форма календарного плана выполнения курсовой работы

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«Тольяттинский социально-педагогический колледж»

 

Согласовано: Утверждаю:

Председатель ПЦК ____________/_________ / Зам. директора по УНМР

«____»____________20___г. И.В. Гервальд__________________

«_____»___________20___г.

 

 

Задание

на выполнение курсовой работы

 

 

Студента (ки)____________________________________________________________________

 

Специальности:__________________________________________________________________

 

Тема________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Утверждена приказом по ГАПОУ ТСПК от ________________№_____________________

 

2. Срок сдачи курсовой работы______________________________________________________


3. Базовая организация производственной практики, самостоятельной (профессиональной) деятельности:____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

1. Формирование профессиональных и общих компетенций (ПК и ОК):

Название ПК Основные показатели оценки результата (ПК)
ПК...  
ПК...  

 

Название ОК Основные показатели оценки результата (ОК)
ОК ….  
ОК...  
ОК...  

 

5. Перечень вопросов подлежащих изучению и исследованию:

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Перечень графического и иллюстративного материала (с точным указанием обязательных чертежей, схем, таблиц, диаграмм и т. д.)____________________________________________

________________________________________________________________________________

 

7. Дата выдачи задания «______» ________________201__г.

 

Календарный план выполнения курсовой работы

 

Содержание этапов работы Форма представления материала Плановый срок выполнения этапа и представления материала на контроль Отметки о выполнении
- Обоснование актуальности избранной темы.        
– Определение цели исследования, проблемы исследования, объекта, предмета исследования, гипотезы (для опытно – экспериментальной работы)      
– Определение задач исследования и структуры курсовой работы.      
– Разработки теоретических основ изучаемой темы (анализ объекта и предмета исследования).      
– Разработка 2 главы курсовой работы, носящий практический характер.      
– Разработка педагогических экспериментов для работы опытно-экспериментального характера, анализ проведенных исследований      
– Завершение написания курсовой работы: Оформление иллюстраций.      
– Написание выводов, составление заключения.      
– Составление списка источников и литературы.      
– Подготовка и защита курсовой работы. Сдача работы руководителю для получения отзыва. Подготовка текста для публичной защиты.      

 

 

Руководитель курсовой работы_____________________/_________________/

 

Задание принял (а) к исполнению_____________________/_________________/

Приложение 3

 

Пример разработки введения курсовой работы

Тема «Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира»

Введение

Актуальность исследования. Изменившая ситуация общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной, творческой личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, который связан с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, каков характер его познания.

Однако далеко не все вызывает у ребенка активный характер познания, проявление творчества. Степень проявления творчества зависит от характеристик объекта, на которое оно направлено. Важна новизна и сложность информации об объекте, присутствия в ней противоречия. Мы предполагаем, что именно информация о связи природного и рукотворного мира отличается данными характеристиками и побуждает ребенка к проявлению творчества.

В процессе познания генезиса предметного мира с точки зрения истории бытия, отражается тот факт, что человек вынужден и может создавать собственную среду обитания, он способен начинать с преобразования того материала, который дает природа. Как правило, люди скорее приспосабливают внешнее условие, чем приспосабливаются к ним.

Абстрагируясь от данного высказывания, можно заключить, что человек используя материалы, формы и эталоны мира природы, творчески преобразует его, создавая тем самым свой неповторимый рукотворный мир. Ясвин В.А. определяет «мир природы» как совокупность конкретных, эмоционально окрашенных и субъективно значимых природных объектов и природных комплексов, взятых в их индивидуальной неповторимости. По мнению автора, «мир природы» констатируется самой личностью, существуют в сфере идеального, «надстраивается» над природой как материальным субстратом. Отсюда следует, что человек преобразует ту часть мира природы, которая ему наиболее эмоционально близка [117, С.1-20][4].

Особое значение для развития творческой личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, о необходимости последнего учиться у мира природы творению предметного окружения и использовать его способы творения (О.В. Дыбина, 1994)[5]. Подтверждение важности работы по установлению связей в системе «природа – человек» для развития дошкольников есть в исследовании А.И. Савенкова. Однако проблема формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира специально не исследовалась [98, С.34-45].

В результате чего нами установлено противоречие между необходимостью формирования творчества у детей старшего дошкольного возраста и несоответствием этой задаче содержания деятельности педагогов (следовательно, и деятельности детей), используемых ими форм, средств и методов, связанных с недостаточным пониманием роли связи природного и рукотворного мира в формировании творчества.

Таким образом, существующее противоречие, определяет актуальность темы нашего исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость обусловили выбор темы диссертационной работы: «Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира».

Цель исследования: экспериментально доказать возможности формирования у детей старшего дошкольного возраста творчества в процессе познания связи природного и рукотворного мира.

Объект исследования: формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процессформирования творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством познания связи природного и рукотворного мира.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа проблемы творчества раскрыть степень ее разработанности на современном этапе, определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать процесс познания старшими дошкольниками связи природного и рукотворного мира и его возможности в формировании творчества.

2. Выявить и экспериментально обосновать содержание и организацию формирования творчества у детей дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира.

3. Разработать критерии и определить уровни проявления творчества у детей.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики, системный анализ); эмпирические (дидактические игры, изучение предметно – игровой среды, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде диаграмм и таблиц).

Экспериментальной базой исследования являлись муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида № 180 «Чародейка», детский сад № 140 «Златовласа» автономного некоммерческого объединения дошкольного образования «Планета детства «Лада» г. Тольятти.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении диагностической, развивающей работы по формированию творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира в условиях дошкольного образовательного учреждения. Представлены апробированные в практике работы дошкольных образовательных учреждений, методические рекомендации воспитателям по рассматриваемому процессу, разработан критериально-диагностический инструментарий по оценке особенностей формирования творчества в процессе познания связей природного и рукотворного мира.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 5 приложений.

Приложение 4

 

 

Примеры оформления содержания констатирующего эксперимента

Тема: «Формирование творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе познания связи природного и рукотворного мира»

Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на изучение уровня творчества в процессе познания детьми старшего дошкольного возраста связи природного и рукотворного мира.

В констатирующем эксперименте участвовало 60 детей старшего дошкольного возраста и 5 воспитателей старших возрастных групп МДОУ комбинированного вида № 180 «Чародейка», детского сада общеразвивающего вида № 140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти.

Исследование осуществилось поэтапно. Для решения задач на каждом этапе выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики (таблица 2.1).

Диагностическая карта констатирующего этапа исследования

Таблица 2.1

Задачи Критерии и показатели Методики
I Этап
Выявить уровень познания связи природного и рукотворного мира - наличие знаний о происхождении природного и рукотворного мира; - наличие знаний о связи между природным и рукотворным миром; - умение находить сходства и различия между природным и рукотворным миром; - умение устанавливать связи между природным и рукотворным миром. 1. Дидактическая игра «Укрась елочку»; 2. Дидактическая игра «Чего не хватает, дорисуй»; (модификация методики О.М. Дьяченко) 3. Дидактическая игра «Карусель»; 4. Дидактическая игра «Что и куда?»
Продолжение таблицы 2.1
II Этап
Выявить уровень проявления творчества - вариативность решения; - неочевидность решения; - оригинальность продукта; - новизна (субъективной и объективной) продукта.     1. Педагогическая ситуация «Дорисуй-ка»; 2. Педагогическая ситуация «Сочинялки»; 3. Педагогическая ситуация «Решение логических задач» (модификация дидактической игры О.В. Дыбиной); 4. Педагогическая ситуация «Догадки»; 5. Педагогическая ситуация «Маленький конструктор»; 6. Педагогическая ситуация «Изобретатель»; 7. Педагогическая ситуация «Волшебная палочка».
III Этап
Выявить существующую систему работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста по формированию творчества в процессе познания связи природного и рукотворного мира - представленность проблемы в педагогическом процессе детского сада; - осознание педагогами значимости проблемы.   Анкеты, интервью, изучение и анализ планов учебно-восптитательной работы

 

Остановимся на описании одной из методик и анализе ее результатов.

Методика 1. Дидактическая игра «Укрась елочку»

Цель: выявление наличие знаний о связи природного и рукотворного мира.

Материалы: рисунок, на котором изображена не украшенная елочка, фломастеры или карандаши.

Ход. Процедура эксперимента: Экспериментатор обращает внимание детей на то, что скоро наступит праздник Новый год и все люди дома украшают елки, и лишь одна елочка осталась без наряда. Просит детей помочь елочке стать красивой, «Укрась ее игрушками, но на нее можно вешать только те игрушки, которые имеют одинаковое название и разный смысл. Например: Звезда (на небе и как наконечник для елки) и т.д.».

Результаты фиксируются в протоколе (см. приложение 2, 3), в котором учитывается, осведомленность ребенка, т.е. какое количество объектов природного и рукотворного мира имеющих одинаковое название, но различных по смыслу он может назвать.

В ходе проведения методики мы отметили, что многие дети затрудняются при выполнением задания. 75%[6] детей (что составляет 45 испытуемых) с заданием справлялись при активной помощи со стороны взрослого, при этом допустили более четырех ошибок, т.е. не смогли даже после подсказки выполнять задание самостоятельно. 18,4% детей (что составляет 11 испытуемых) справились с заданием при небольшой помощи взрослого, допустив от одной до трех ошибок и получили два балла. И лишь 6,6% детей (это Андрей Б., Милана А., Лиля И. и Семен З.) не удалось справиться с заданием даже после активной помощи взрослого и его показа.

Таким образом, ни одному испытуемому из обеих групп не удалось обойтись без помощи педагога. Так при украшении елочки предметами имеющими общее название, но разный смысл дети даже после словесного образца взрослого не могли привести нужные примеры, а после долгого молчания обращались за вторичной помощью: «А что еще можно повесить на елочку, я не знаю». Наиболее интересными нам показались такие изречения детей как, например, Катя П. (КГ): при выполнении задания долго думала, но после приведенного примера начала говорить: «На самый верх мы вешаем такой треугольник, как сосульку; шарики много, много, есть воздушные потому что; еще гирлянду, т.к. огоньки мерцают».

Женя К. (КГ): даже после активной помощи взрослого сказал: «Ничего не могу придумать»

Вика С. (ЭГ): после долгих раздумий смогла назвать только один вариант: «шарики надо повесить они как солнышко», даже после подсказок и наводящих вопросов не смогла дополнить свой ответ.

Аня Я. (КГ): «шары новогодние они похожи на наш земной шар; еще шишки они и у людей бывают, вот когда упадешь, она такая большая становится и болит очень».

Артем Б. (ЭГ): «шишку, так как бывает на елочке она живая и бывает у человека, когда он сильно стукнется; еще наверх можно воткнуть звезду большую и мерцающую как на небе».

В ходе выполнения задания детьми, мы заметили, что им очень нравиться украшать елочку, но им достаточно сложно найти связь между предметами природного и рукотворного мира, которые схожи в названии, но разные по смыслу. Детям гораздо легче вспомнить то, что они вешают на елку дома, но объяснить, почему они вешают именно эти предметы и найти им пару достаточно не просто. На вопросы экспериментатора: «Что еще бывает круглым? А на шар, что похоже в природе?» дети отвечали: «Солнце, лужа и т.д.» или «Я не знаю».

Таким образом, при анализе данной методики мы заключили, что дети не имеют четких представлений о связи природного и рукотворного мира.

После анализа всех методик необходимо подвести итоги проведения констатирующего эксперимента:

В результате проведенного нами эксперимента можно заключить следующие:

Количественные результаты второго этапа констатирующего эксперимента

Таблица 2.3

Уровни проявления творчества Экспериментальная группа Контрольная группа
Достаточный уровень 0 % 0%
Уровень близкий к достаточному 30 % (девять детей) 23 % (семь детей)
Недостаточный уровень 70 % (двадцать один ребенок) 77 % (двадцать три ребенка)

 

Представим полученные результаты в виде диаграммы:

Рисунок 2 – Количественные результаты констатирующего эксперимента

По результатам констатирующего эксперимента мы условно выделили три уровня проявления у детей старшего дошкольного возраста творчества:

Достаточный уровень (нет испытуемый) – самостоятельно решает педагогическую ситуацию, применяя при этом вариативность, неочевидность решения, получая в результате деятельности оригинальный продукт с внесенными в него элементами новизны.

Уровень близкий к достаточному (шестнадцать испытуемых) – при решении педагогической ситуации может прибегать к непосредственной помощи взрослого, применяет при выполнении задания вариативность, получая в результате деятельности оригинальный продукт зачастую без внесения в него элементов новизны.

Недостаточный уровень (сорок четыре испытуемых) – задание вызывает большое затруднение. В результате решения педагогической ситуации получает продукт не соответствующий его задумки и критериям: неочевидности решения, оригинальности и новизны продукта. Помощь взрослого не изменяет характер действия и не подводит к результату. Чаще всего дети этого уровня отказываются от выполнения задания.

 

Приложение 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: