И детских объединений

Взаимодействие с детскими общественными объединениями - одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества, реализации основных направлений «Концепции модернизации российского образования».

Признакамивзаимодействия являются:

1. Предмет взаимодействия – та область действительности, на которую стремятся воздействовать вместе оба субъекта – условия полноценного развития личности ребенка, их обеспечение.

2. Пересечение целей субъектов - в той или иной степени цели, какой-либо деятельности одного из субъектов затрагивают интересы или предметную деятельность другого.

3. Контакт субъектов устанавливается путем простого человеческого взаимодействия представителей той или иной системы или через каналы и средства информации.

В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. Деятельность детских общественных объединений является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как сложившийся социальный институт. Взаимодействие образовательных учреждений и детских объединений должно строиться на основе союзничества, партнерства и равноправия с целью создания условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка.

Важно подчеркнуть, что взаимодействие детских общественных объединений с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в детское объединение в целях:

− выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;

− оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;

− осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;

− обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;

− вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых детских объединений и обеспечения преемственности в их деятельности;

− создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;

− разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;

− обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях.

Система образования и детское движение имеют общие задачи:

− развитие творческой личности;

− формирование у детей активной гражданской позиции;

− реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка;

− создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и т.д.

Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений:

1.Принцип партнерства и содействия детским общественным объединениям.

2.Принцип равенства предоставляемых возможностей различным детским объединениям.

3.Принцип поддержки общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.

4.Принцип своевременного взаимного информирования о намерениях, целях, действиях, направленных на предмет взаимодействия и непосредственно друг на друга.

5.Принцип согласования и координирования конкретных задач, функций и средств осуществления взаимосвязанной деятельности.

6.Принцип установления адекватных норм взаимоотношенийкак организационного, так и этико – психологического характера. Предполагает создание сторонами правил поведения в отношении друг друга.

Сотрудничество детских организаций и образовательных учреждений будет плодотворным в том случае, если приобретет сознательный, планомерный характер и найдет свое отражение в программе.

Программа взаимодействия – это документ, определяющий направления и характер развития взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных организаций.

Взаимодействие - не самоцель, оно осуществляется как объединение усилий обеих сторон ради наилучшего решения общих задач и оптимальной реализации аналогичных функций. Программа взаимодействия должна предусматривать целенаправленное развитие основополагающих отношений (правовых, экономических и т.д.). Основы взаимодействия:

- правовые - связи, установленные между государственными структурами в соответствии с принятыми в государстве законодательными и иными нормативными актами; характер взаимосвязей, взаимозависимостей определяется совокупностью взаимных прав и обязанностей, закрепленных юридически в соответствующих законодательных акциях, определяют порядок и направление взаимодействия;

- экономические - представляют собой взаимосвязи сторон в процессе хозяйственной деятельности, финансовых отношений; определяют взаимозависимость сторон взаимодействия;

- содержательно – деятельностные - составляют идеи, занимающие определяющее положение в системе взглядов, воззрений, убеждений каждой из сторон; близость идейных ориентиров (целей) сторон содействует эффективности взаимодействия;

- организационные - включают процедуру установления конкретных взаимных прав и обязательств, упорядочение способов и форм взаимосвязей, согласование структур и функций; уровень организации взаимодействия является показателем развитости взаимодействия;

- социально-психологические - определяются состоянием отношений лидеров образовательных учреждений и детских общественных организаций друг к другу и к самим этим формированиям, отношениями людей, представляющих интересы названных структур; имеют значение отношения, нормы, действующие в образовательном учреждении, атмосфера творческого поиска, высокий уровень морально-этических норм.

Программа содействует:

- развитию самих взаимодействующих сторон, укреплению в сознании общества новых представлений как об образовательных учреждениях, так и об общественных организациях;

- развитию отношений взаимодействующих сторон, достижению взаимопонимания;

- утверждению в практике образовательных учреждений и общественных организаций новых демократических норм отношений – отношений сотрудничества.

Основа для создания программы – анализ состояния рассматриваемой проблемы (ответы на следующие вопросы):

1. Какие виды, типы детских общественных объединений существовали, появлялись ранее в образовательном учреждении? Как они возникали, на каких началах, в каких условиях действовали, как долго существовали, за счет чего выживали, почему прекращали свое существование?

2. Какие проблемы существовали во взаимоотношениях со школой и другими учреждениями?

3. Каково отношение самих детей и взрослых (различных категорий педагогов и общественников) к существованию и деятельности детских объединений, как это отношение изменялось?

Общие задачи определяют общие функции образовательных учреждений и детских организаций.

Первая – воспитание детей и подростков, включающая в себя:

- обеспечение условий для реализации деятельностных потребностей детей, для проявления, развития их интересов и способностей;

- развитие социального творчества в детской среде;

- реализация и защита прав детей.

Следующая функция в рамках взаимодействия – забота о кадрах:

- инициирование и поддержка координационных объединений взрослых- представителей детских организаций (советов, комитетов, ассоциаций), укрепление с ними постоянных связей и контактов;

- организация связей и контактов работников образования с руководителями детских организаций (встречи, обмен информацией);

- содействие повышению образования кадров детских организаций (организация семинаров, курсов, теоретических и практических занятий);

- социальная помощь и поддержка организаторов детского движения (предоставление возможности отдыха и лечения, содействие улучшению бытовых условий жизни, премирование и др.).

И не менее важная функция – создание условий или обеспечение развития взаимодействия образовательного учреждения и детской организации:

- предоставление во временное пользование помещений и территории в учреждении:

- решение проблем снаряжения и экипировки детей – участников детских организаций;

- совместное проведение исследований в детской среде, проведение конференций, семинаров, дискуссий, организация научного консультирования по конкретным вопросам;

- уточнение функций методической службы;

- создание оперативного банка данных о детских организациях, объединениях, детском движении;

- установление порядка «внутреннего» учета и регистрации детских организаций;

- организация выступлений в СМИ.

Нормативно – правовое оформление взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений выражается в форме договора или соглашения.

Важным инструментом взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений становятся комплексные региональные воспитательные программы, в которых ДОО выступают в качестве главного соисполнителя. Опыт показывает, что в ходе реализации подобных программ происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на разных уровнях: областном, районном; взаимодействие образовательных учреждений (Дом детского творчества, школа) и ДОО.

Вопросы и задания:

1. Какие принципы необходимо соблюсти при организации успешного взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений?

2. В чем состоит анализ состояния развития взаимодействия образовательных учреждений и детских общественных объединений?

3. Сформулируйте общие задачи образовательных учреждений и детских общественных объединений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: