Темы практических занятий. Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан филологического факультета

_______________________М.Л. Логунов

_____________________________ 2012 г.

 

 

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине

История зарубежной литературы ХХ века

 

Для студентов 4 курса очной формы обучения

Специальность 031001 ФИЛОЛОГИЯ

 

Обсуждено на заседании кафедры теории литературы 11.01.2012 протокол № 5   И.о. зав. кафедрой _____________ Н.В. Семенова Составитель: д.ф.н, профессор ______________Фадеева Н.И.

 

 

Тверь, 2012

Программакурса “Зарубежная литература ХХ века (3 часть)” (4 курс, филологический факультет, дневное отделение

Семестр - 8

Всего часов - 69

Лекции - 14

Практические занятия - 14

Форма отчетности - экзамен

 

Пояснительная записка

 

Цели и задача курса. Цель курса “Зарубежная литература ХХ века (3 часть) - продемонстрировать своеобразие литературного процесса в странах Западной Европы, Латинской Америки и Азии. Помимо этого, своей задачей мы ставим совершенствование навыков анализа и интерпретации художественного текста.

Научно-методическая концепция.

В курсе рассматриваются основные закономерности западноевропейского литературного процесса одного из самых трудных и противоречивых периодов - второй половины ХХ века. Методически это демонстрируется на подробном филологическом анализе многоуровневой структуры художественных произведений. Анализируются основные зарубежные литературоведческие концепции и уточняются теоретические понятия, необходимые для квалифицированного анализа с привлечением методики сравнительно-исторического литературоведения.

 

Рабочая программа

 

Наименование разделов и тем Всего Лекции Практические работы Самостоятельная работа
Особенности литературного процесса послевоенного периода. “Новый роман” Экзистенциализм в философии и литературе. Театр абсурда: философско-эстетические основы и театральные новации.        
Французская литература послевоенного периода, ее роль и значение для мировой литературы ХХ века. Экзистенциализм, основные положения и понятия. Сартр. «Калигула» Камю в основных экзистенциалистских категориях.        
Немецкая литература как литература покаяния: В.Борхерт и Г.Носсак (“На улице перед дверью” - “Завещание Люция Эврина”). Концепция войны и философия истории в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого».        
Швейцарская литература в ее национальном своеобразии. Швейцарские параболы о мире и человеке. “Homo Фабер” М. Фриша как роман-трагедия рока        
Английская литература и ее основные тенденции. Проблема Востока и Запада (“Тихий американец” Г. Грина). Антиутопия и притча в английской литературе (Д. Оруэлл и У. Голдинг).      
Специфика американской литературы. Цивилищация и жанр фантастики. Культура и фрейдизм.      
Латиноамериканская эпика. Мифотворчество Г. Маркеса (“Сто лет одиночества”). “Игра в классики” Х. Кортасара как метароман        
Сартр Ж.–П. «Мухи»        
Ионеско Э. «Лысая певица»        
Беккет С. «Эндшпиль»        
Фриш М. Homo faber        
Т. Стоппард. Розенкран и Гильденстерн мерты      
Борхес Х.-Л. Короткая проза      
М. Павич. Ящик для письменных принадлежностей        
ИТОГО        

 

Лекции.

1. Особенности литературного процесса послевоенного периода. “Новый роман” Экзистенциализм в философии и литературе. Театр абсурда: философско-эстетические основы и театральные новации.

2 часа

2. Французская литература послевоенного периода, ее роль и значение для мировой литературы ХХ века. Экзистенциализм, основные положения и понятия. Сартр. «Калигула» Камю в основных экзистенциалистских категориях.

2 часа

3. Немецкая литература как литература покаяния: В. Борхерт и Г. Носсак (“На улице перед дверью” - “Завещание Люция Эврина”). Концепция войны и философия истории в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого».

2 часа

4. Швейцарская литература в ее национальном своеобразии. Швейцарские параболы о мире и человеке. “Homo Фабер” М. Фриша как роман-трагедия рока

2 часа

5. Английская литература и ее основные тенденции. Проблема Востока и Запада (“Тихий американец” Г. Грина). Антиутопия и притча в английской литературе (Д. Оруэлл и У. Голдинг).

2 часа

 

6. Латиноамериканская эпика. Мифотворчество Г. Маркеса (“Сто лет одиночества”). “Игра в классики” Х. Кортасара как метароман

2 часа

7. Японская литература в ее национальной специфике. Своеобразие композиции романа Кобо Абэ “Чужое лицо”. Символика романа Ю. Мисимы “Золотой храм”.

2 часа

 

Темы практических занятий

 

На практические занятия выносятся тексты, представляющие особую трудность для студентов. Вопросы предлагаются такого рода и в такой последовательности, чтобы подвести анализирующих к адекватному пониманию произведения

Ж-П. Сартр. Мухи

1. История создания пьесы.

2. Какие задачи реализует Ж.‑П. Сартр, обращаясь в пьесе «Мухи» к мифологическому сюжету об Оресте? Адекватно ли использование мифологического сюжета в пьесе, посвященной современности? Какое свойство мифологического мышления обеспечивает «живучесть» этих сюжетов?

3. Можно ли обнаружить в пьесе отклонения от традиционной интерпретации сюжета об Оресте (следует обратить внимание на проклятие потомков Атрея, воспитание в доме царя Строфия, повеление Аполлона, переданное через дельфийского оракула например, суд над Орестом и т.п.)? Какого результата добивается драматург, изменяя сюжет, весьма приспособленный для «трагедии рока»?

4. Какого эффекта может добиться драматург, используя хорошо известный современной ему публике сюжет?

5. Анахронизмы (напр., «турист», «буржуа», «покаяние», «первородный грех» и т.п.) и их функция в пьесе. Согласуется ли христианское представление о первородном грехе с базовыми установками экзистенциализма?

6. Проблема свободы и ответственности в пьесе; являются ли «Мухи» «апологией нераскаявшегося Раскольникова» (Ю.Н. Давыдов)?

7. Как в пьесе описывается «прозрение» Ореста?

8. Можно ли применительно к данной пьесе говорить о противопоставленности женского и мужского начала?

9. Рассмотрите богоборческую тематику пьесы: Юпитер в пьесе – бог, отец, дьявол или шарлатан? Какова главная тайна богов и царей в пьесе Ж.‑П. Сартра «Мухи»?

10. Почему Орест и Электра в пьесе Ж.‑П. Сартра «Мухи» по‑разному ведут себя после убийства?

11. Проблема жанра пьесы «Мухи» (см., в частности, заглавие, соотношение завязки и развязки (М. Кургинян), финал пьесы).

 

Э. Ионеско

Лысая певица

1. История создания пьесы.

2. Смысл заглавия.

3. Охарактеризуйте типы общения, которые мы обнаруживаем в пьесе.

4. Приведите примеры разговорных клише, банальностей, алогизма, автоматизма общения. Какова функция этих элементов?

5. Почему Ионеско называл свой текст пьесой о «трагедии языка»?

6. Согласны ли Вы со следующим утверждением И. Дюшена: «кажущийся алогизм языка позволяет Ионеско приводить в порядок логическое мышление»?

7. С какими трудностями герои Ионеско сталкиваются, пытаясь ориентироваться в мире?

8. С какими трудностями мы сталкиваемся при попытке охарактеризовать героев пьесы? В чем, по Вашему мнению, причина этих затруднений? Проблема тождества человека самому себе.

9. Как организованы время и пространство в пьесе Ионеско?

10.Приведите примеры нарушения в пьесе причинно-следственных связей. Какова функция этих нарушений?

11.Попытайтесь охарактеризовать действие пьесы. Как связаны герои и действие?

12.Какова функция вставных текстов в пьесе Ионеско?

13.Какие значения слов «парадокс», «абсурд» и производных от них прилагательных предлагаются толковыми словарями?

С. Беккет

 

Эндшпиль (вариант перевода: «Конец игры»)

1. Что А.-Л. Ботон имеет в виду, называя эту пьесу «постапокалиптическим фарсом»? О каком апокалипсисе идет речь, если вспомнить историческую ситуацию?

2. Почему персонажей так интересуют показания анемометра, гелиометра, гидрометра, и каковы показания этих приборов?

3. Сравните сообщения о внешнем мире в пьесе Беккета с ранним состоянием мира по Библии (Быт., 1). Попытайтесь обнаружить другие библейские реминисценции в «Эндшпиле». В чем состоит их функция?

4. Присутствует ли Бог в мире беккетовской пьесы?

5. Почему все-таки «фарс»? Прокомментируйте определение «метафизический театр», которым исследователи часто пользуются, рассуждая о театре Беккета?

6. О какой, собственно, игре идет речь в пьесе, названной «конец игры»? Встречаются ли в пьесе «игровые» метафоры («игра», «комедия» и т.п.)? Попытайтесь выделить формы игрового поведения персонажей. Возможен ли выигрыш в этой партии?

7. Что такое «эндшпиль» в шахматах?

8. Как можно интерпретировать игру с собачкой и стремление Хамма оказаться точно в центре комнаты?

9. Почему Хамм пытается писать роман? Почему он не может написать роман?

10. Какую функцию выполняют повествования Хамма о прошлом?

11. Что символизируют физиологические характеристики персонажей (слепота, неподвижность Хамма, невозможность сидеть для Клова и т.п.)? Продолжается ли разрушение тел персонажей?

12. Имеют ли какой-то смысл имена персонажей?

13. Отличаются ли Хамм и Клов от двух других персонажей пьесы?

14. Какие традиционные в драме типы/формы человеческих отношений пародируются в пьесе? Рассмотрите отношения в парах «Клов vs. Хамм», «Хамм vs. Наг», «Наг vs. Нелл».

15. Можно ли рассмотреть Хамма как пародию на трагического героя?

16. Каковы особенности диалога в пьесе?

17. Охарактеризуйте пространство в пьесе. Попытайтесь рассмотреть организацию сценического пространства через соответствие элементам человеческой головы.

18. Можно ли назвать пьесу Беккета как «могильником философских систем»? Что именно подлежит захоронению?

19. В чем, по Вашему мнению, смысл финала пьесы?

М. Фриш

 

Homo faber

1. Смысл заглавия (а. Перевод с латыни: какие ассоциации вызывает сочетание «homo faber»? обозначается ли этим словосочетанием тип людей или индивид? б. Кто назвал Фабера «homo faber»?)

2. Раскройте основные моменты традиционного противопоставления культуры цивилизации (О. Шпенглер). Признаки культуры и цивилизации.

3. Сопоставьте мировоззрения «человека культуры» и «человека цивилизации» (отношение к судьбе и случайности, к науке и статистике, к чувствам и математике, к искусству (и шире – к прошлому)).

4. Можно ли разделить основных персонажей романа на представителей цивилизации и представителей культуры?

5. Сыграет ли половая принадлежность персонажей какую-то роль в такой классификации?

6. Попытайтесь рассмотреть места, в которые попадает путешествующий Вальтер Фабер, в рамках оппозиции «культура vs. цивилизация» (Можно ли обнаружить в тексте безусловное «пространство культуры»? Какие места (локусы) принадлежат цивилизации? Значим ли способ передвижения? Обнаруживаются ли какие-то закономерности в путешествии Фабера?)

7. Чем оборачивается встреча культуры и цивилизации?

8. Попытайтесь рассмотреть, как реализуется мотив прозрения в романе. Связан ли этот мотив с мотивом инцеста? Попытайтесь обнаружить отсылки к мифам об Эдипе и Персефоне.

Том Стоппард


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: