Розенкранц и Гильденстерн мертвы

Проблема: «свое» и «чужое» слово в современной драме

 

1. Сопоставьте текст шекспировского «Гамлета» с текстом Стоппарда (следует воспользоваться переводом М. Лозинского). Как перерабатывается шекспировский текст (проблема точки зрения)?

2. Каким образом текст «Гамлета» цитируется Стоппардом (следует обратить внимание на контексты, в которых появляется шекспировский текст; на случаи взаимодействия текста и паратекста)?

3. Соотнесите эстетическую программу шекспировского Гамлета («цель и назначение искусства … служить как бы зеркалом для природы…») с воззрениями Первого актера.

4. Свободен ли человек перед лицом Текста? Соотносим ли Текст с классическим трагедийным понятием понятием Судьбы? Вольны ли герои выбирать свою судьбу?

5. Кризис идентичности человека: индивидуализованы ли Розенкранц и Гильденстерн? Можно ли говорить о прогрессирующей утрате идентичности, или герои деиндивидуализованы с самого начала пьесы?

 

Х.-Л. Борхес

 

Короткая проза

Играющий творец: концепция Бога и Автора в «Everything and Nothing»

Смерть богов: «Рагнарек»

Игра: «Лотерея в Вавилоне», «Смерть и буссоль».

Лабиринты времени: «Тайное чудо», «Сад расходящихся тропок», м.б. «Богословы».

Играющий автор: «Everything and Nothing», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»», «Борхес и Я».

Мир и текст: «Тлён, Укбар, Orbis Tertius»

Рассмотрите следующие концепты в их взаимосвязи:

I. Игра и реальность

В каких текстах обнаруживаются мотивы игры?

Что есть игра – развлечение или основной принцип мироздания?

II. Реальность мифа

1. Проблема времени: живет ли человек Борхеса в мире исторического времени или доминирует время циклическое? Какое время вводит Борхес как значимое для человека независимо от того, осознает он себя в историческом или циклическом временах.

2. Метафора «лабиринта».

3. Мотив Апокалипсиса – конца «игры».

 

III. Статус текста в мире

1. Человек в мире текстов – метафора «библиотеки».

2. Человек текста и подлинное существование («Борхес и Я»).

3. Отражает ли текст реальность или формирует ее? Можно ли вообще говорить о реальности, существующей помимо текстов?

4. Отношения объективной реальности и реальности языка («Тлён, Укбар, Orbis Tertius»). Проблема познания мира.

5. Проблема Творцов и художника («Everything and Nothing»).

 

Милорад Павич

«Ящик для письменных принадлежностей»

Проблема: роман Павича как «гипертекст».

 

1. Каково предполагаемое поведение читателя и автора при чтении/написании «Ящика для письменных принадлежностей»? Следует ли полагать данный литературный опыт Павича чем-то принципиально новым в истории мировой литературы?

2. «Крышка с латунным солнцем» и проблема времени.

3. «Верхний уровень ящика» - проблема заведомой неполноты текста.

4. «Средний уровень ящика для письменных принадлежностей» и гендер.

5. «Нижний уровень ящика для письменных принадлежностей» и проблема памяти.

6. «Внешний выдвижной ящик» и «зазеркалье».

7. Post scriptum и проблема монтажа.

 

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

 

ФРАНЦИЯ

1. Сартр Ж-П. Мухи. Экзистенциализм - это гуманизм.

2. Камю А. Чума. (Посторонний).Миф о Сизифе.

3. Беккет С. В ожидании Годо. (Эндшпиль)

4.Ионеско Э. Лысая певица. (Носорог). Трагедия языка (Как всегда - об авангарде).

5. Жене Ж. Служанки.

ГЕРМАНИЯ

 

2. Борхерт В. За дверью.

3. Белль Г. Бильярд в половине десятого. Глазами клоуна.

4. Кеппен В. Смерть в Риме.

5. Носсак Г. Завещание Люция Эврина. Спираль

6. Зюскинд П. Парфюмер.

ШВЕЙЦАРИЯ

7. Фриш М. Homo Фабер.

8. Дюрренматт Ф. Ромул Великий. Авария.

АНГЛИЯ

9. Грин Г. Тихий американец.

10. Осборн Д. Оглянись во гневе.

11. Мэрдок А. Черный принц.

12. Голдинг У. Повелитель мух.

13. Оруэлл Д. 1984.

14. Пинтер Г. Сторож.

15. Стоппард Т. Гильденстерн и Розенкранц мертвы.

США

16. Апдайк Д. Кентавр.

17. Брэдбери Р. 451 по Фарингейту.

18. Воннегут К.Сирены Титана

19. Уильямс Т. Трамвай "Желание".

20. Кизи К. Над кукушкиным гнездом.

ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

21. Борхес Х. Избранная проза. Из книги “Делатель”. Из книги “Сообщение Броуди”.

22. Маркес Г. Сто лет одиночества.

23. Кортасар Х. Игра в классики.

ЯПОНИЯ

24. Мисима Ю. Золотой храм.

25. Кобо Абэ. Чужое лицо.

 

Италия.

32.Умберто Эко. Имя Розы.

 

Югославия

33. Павич М. Ящик для письменных принадлежностей

 

Основная литература по курсу

1. Зенкин С.Н. Камю. // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., 2007.

2. Зенкин С.Н. Сартр. // Культурология. Энциклопедия. Т.2. М., 2007.

3. Губман Б.Л. Экзистенциальная культурфилософия. Там же.

4. Бычков В.В. Эстетика неклассическая. Там же.

 

 

1. История зарубежной литературы ХХ века. Послевоенный период. Под редакцией Л.Г. Андреева. М., 1996.

2. Французская литература. 1945 - 1990. М., 1995.

3. Литература Швейцарии. М., 1969

4. Литература США ХХ века. М., 1970.

5. Вторая мировая война в литературе зарубежных стран. М., 1985.

6. Евнина Е. Современный французский роман. М., 1989.

7. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980.

8. Рехо К. Современный японский роман. М., 1977.

9. Зарубежная литература второго тысячелетия. Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2001. (гриф министерства) – 0,1 экз. на студента

10. История зарубежной литературы ХХ века. Под ред. В.Н. Богословского. М. 2001. (гриф министерства) – 0,3 экз. на студента

11. Ищук-Фадеева Н.И. Зарубежная литература 20 века. Послевоенный период: Пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: