Башенные краны по назначению классифицируются на строительные и судостроительные. Наиболее распространены строительные краны, максимальная грузоподъемность которых находится в пределах 3…25т [12].
Одним из наиболее важных технических параметров башенных стреловых кранов с переменным вылетом груза является грузовой момент
, (4.1)
где Qmax - максимальная грузоподъемность крана на наибольшем вылете RQmax, соответствующем максимальной грузоподъемности.
Другой важной характеристикой кранов является его грузовая характеристика, т.е. зависимость грузоподъемности крана Q от вылета R. Зависимость Q = f(R) из выражения (4.1) не может быть определена достаточно точно, так как грузовой момент Mгр для большинства кранов не является строго постоянной величиной (для всех вылетов). В качестве примера на рисунке 4.1 приведена грузовая характеристика башенного крана типа МСК.
Рисунок 4.1 - Грузовая характеристика башенного крана типа МСК
Для обеспечения безопасной эксплуатации башенные краны оборудуются ограничителями грузового момента (ОГМ), которые автоматически отключают механизм подъема и механизм изменения вылета ори подъеме груза свыше 1,1Q, где Q - номинальная грузоподъемность для данного вылета, определяемая по грузовой характеристике.
|
|
Наибольшее распространение получил ограничитель грузоподъемности ОГП-1, который совместно с датчиком угла наклона стрелы выполняет функции ограничителя грузового момента. На башенных кранах датчик усилия ограничителя ОГП-1 обычно включается в неподвижную оттяжку стрелоподъёмного полиспаста.
Отсутствие иди неисправность ОГМ может привести к потере устойчивости крана и его опрокидыванию.
На практике грузовую характеристику башенного крана определяют из условия его устойчивости с проверкой прочности элементов крана на каждом вылете. Существует несколько видов грузовых характеристик, показанных на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 - Различные виды грузовых характеристик
Характеристика 1 (см.рис.4.2) соответствует крану, грузоподъёмность которого определяется для всего диапазона вылетов из условия устойчивости крана. В случае, когда на малых вылетах определяющее значение имеет прочность элементов крана, тогда характеристика принимает вид 2. С целью облегчения работы крановщика и применения простых по конструкции ограничителей грузового момента принимается характеристика 3. Характеристика 4 на башенных кранах применяется редко.