Особенности движения по покрытым льдом поверхностям рек

Здесь можно выделить следующие потенциально опасные участки: прибрежная кромка льда, устья естественных притоков, места выхода подземных вод (ключи), торчащая изо льда растительность и посторонние предметы, места с быстрым течением, открытые (прикрытые снегом) трещины, полыньи, места сливов сточных вод, плотины, опоры мостов и другие технические сооружения.

Наиболее опасны участки с тонким льдом в местах сужения русла, с быстрым течением (у прижимов, в порогах и шиверах), на резких поворотах (выпуклой стороне русла). Иногда в порожистых местах пода прикрывается непрочными снежными подушками, удерживающимися на выступающих из воды камнях. Путь в таких местах следует выбирать ближе к выпуклому берегу, где глубина меньше, течение слабее, а лёд прочнее. При движении вдоль незамерзающих рек и ручьёв лыжню следует прокладывать по береговым террасам. Для переправы через незамёрзшую реку ищите широкий участок русла без перепада высот – там вода обычно покрыта льдом. Или выбирайте порожистое место, где вода местами прикрыта снежными мостами. Путь по таким мостам прокладывается без рюкзака и со страховкой.

Замерзшие водопады, если невозможно их обойти, преодолеваются по правилам движения по крутым ледовым склонам со страховкой. Необходимо помнить, что при рубке ступеней нередко выступает, а иногда и фонтанирует вода: намокшая и обледенелая обувь и одежда затрудняют выполнение страховочных приемов. Под сливом водопада (порога) может быть тонкий лёд или открытая промоина. Поверх льда может идти вода.

При движении по заснеженным участкам следует прощупывать лыжными палками прикрытые снегом места незамерзшей воды, очень опасные при провале в них.

При вынужденном движении по опасному участку рюкзак следует нести, расстегнув поясной ремень и ослабив натяжение плечевых лямок, снять с рук темляки палок, выдерживать интервал не менее 6-8м. Первый, кроме того, должен двигаться на страховке. Для снижения веса участника можно использовать санки, переложив в них часть груза. При движении по заснеженному руслу горной реки особо опасны провалы снежных мостов над закрытыми промоинами, обычно образующимися меж валунами на стрежне и ближе к вогнутому берегу изгиба реки. Открытые промоины следует обходить, прижимаясь к излучине, где более мелко, меньше скорость течения и прочнее лед. Наледи, кроме неприятности падений на мокрый лёд, могут стать причиной ушибов и травм при неосмотрительно быстрых спусках на лыжах на резко понижающихся участках реки, особенно на порогах и водопадах. В последнем случае падение может повлечь более серьезные последствия. Спускаться на таких участках необходимо на кошках.

При организации переправ через вызывающие сомнения места на реках, а также присутствия чёткой уверенности, что дальше ситуация будет лучше, движение организуется следующим образом:

- Проводится предварительная разведка: опытный участник без рюкзака со страховкой верёвкой на грудную обвязку. Страховку через карабины, поясницу или "станцию" на ледобурах осуществляют 2-3 наиболее сильных участника, на расстоянии не менее 10 м от начала подозрительного участка!). Протяжённость подозрительного участка не должна превышать длины веревки, для возможности организации последующей страховки с обеих сторон участка;

Двигаться необходимо быстрым и плавным, мягким скольжением, без переступания лыжами и сильных ударов палками о лёд.

При необходимости двигаются на страховке, без рюкзаков и ползком по-пластунски. Главное - постоянно иметь "за спиной" путь отхода по относительно надежному участку. Его утрата - недопустимая и опасная ошибка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: