Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов-медиков, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики.

Цель изучения истории медицины – показать общие закономерности развития медицины, преемственность её развития, ознакомить студентов с историческим методом исследования и мышления, как неотъемлемой составной частью диалектического метода, способствующего повседневной практической деятельности врача.

Задачи дисциплины история медицины:

-научить студентов объективно анализировать исторические явления, достижения и перспективы развития медицины и здравоохранения;

- показать общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины в различных странах мира с древней ших времен до нашего времени;

-раскрыть достижения выдающихся цивилизаций и каждой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития человечества;

- показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара;

- ознакомить студентов с жизнью выдающихся ученых и врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности;

-прививать этические принципы врачебной деятельности, показать особенности развития врачебной этики в различных цивилизациях и странах мира, философские основы и исторические условия их формирования;

-воспитывать в студентах высокие моральные качества, любовь к своей профессии, верность долгу, чувства гуманизма и патриотизма;

-расширять общий научный и культурный кругозор учащихся.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

– представление о целях и задачах истории медицины, о факторах, влияющих на развитие медицины, понять значение истории медицины;

– основные этапы и важнейшие узловые открытия в медицине, начиная с первобытного общества и до наших дней;

– хорошо представлять пути развития отечественной медицины.

уметь:

– работать с исторической литературой, посвященной медицине и здравоохранению;

– применять исторический метод;

– правильно оценивать достижения современной медицины;

– оформить реферативную работу.

владеть:

–навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины;

–навыками использования в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения.

Семинарские занятия проводятся в кабинете, специально оборудованном для занятия по истории медицины, где представлены стенды по всем периодам мировой и отечественной медицины, а также по здравоохранению Башкирии и истории Башкирского медицинского государственного университета.

Продолжительность семинарского занятия – 2 часа.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. Организационная часть.
2. Обсуждение темы занятия путем устного опроса. Активное собеседование по заранее известным контрольным вопросам.
3. Заслушивание студенческих докладов, посвященных отдельным выдающимся деятелям медицины. При этом студент должен пользоваться иллюстративным материалом: стендами, таблицами, мультимедийной презентацией и т.д.;
3. Контроль конечного уровня знаний по тестовым заданиям.

СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: История медицины как наука и предмет преподавания. Врачевание в первобытном обществе.

Знать

-введение в историю медицины.

-источники для изучения истории медицины.

-периодизацию всемирной истории медицины.

-возникновение зачатков медицины в первобытном обществе, религиозных представлений.

-коллективное врачевание.

Уметь: использовать литературу для подготовки реферативных сообщений согласно учебному плану, работать с аудиторией.

  Контрольные вопросы
1. Периодизация всемирной истории медицины.
2. Врачевание в первобытном обществе.
3. Возникновение религиозных представлений.
4. Накопление и совершенствование медицинских знаний и навыков, помощь при ранах и травмах, использование лекарственных растений, возникновение зачатков народной медицины.
5. Зарождение гигиенических навыков в первобытном обществе.

Литература

Основная:

1.Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. Гриф Минобразования РФ. — Изд. 9–е, стереотип. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

2.Лисицын Ю.П. История медицины – М. ГЭОТАР – МЕД, 2004. – 400с.

Дополнительная:

1.Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. – 464 с.

2.Сточик, А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии [Текст]: курс лекций / А. М. Сточик. - М.: МГП "ЭРУС", 1991 - Вып. 1: Становление человека и человеческого общества; Возникновение медицины: курс лекций. - 1991. - 29 с.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ.

1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ – ЭТО

1) наука о происхождении, развитии и современном состоянии истории

2) наука о происхождении, развитии и современном состоянии медицины

3) наука о происхождении, развитии и современном состоянии человечества

4) наука о происхождении, развитии и современном состоянии биологии

2. СРЕДНЯЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПЕРВОБЫТНОГО ЧЕЛОВЕКА НЕ ПРЕВЫШАЕТ:

1) 15 лет

2) 20 лет

3) 30 лет

4) 40 лет

3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ДЕЛИТСЯ НА 5 ПЕРИОДОВ

1) первобытное общество, древнейший мир, древний мир, средний мир, новый мир

2) доклассовое общество, древний мир, средние века, новая история, новейшая история

3) древний мир, средние века, новая история, новейшая история

4) доклассовое общество, классовое общество, средние века, новая история, новейшая история

4. ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО (ДОКЛАССОВОГО) ОБЩЕСТВА ИЗУЧАЕТ

1) первобытное общество от возникновения человека (2 млн. лет тому назад) до формирования первых классовых обществ и государств (около 4 тысячелетия до нашей эры)

2) первобытное общество от возникновения человека (1 век н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (4 век н.э.)

3) первобытное общество от возникновения человека (2 тыс.лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (1 тыс. лет назад)

4) первобытное общество от возникновения человека (5 век до н.э.) до формирования первых классовых обществ и государств (5 век н.э.)

5. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ РАЗДЕЛОВ

1) общего, целого и частного

2) общего и частного

3) целого и частного

4) общего и общественного

6. ОБЩАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ИЗУЧАЕТ

1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины

2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков

3) общие закономерности развития анатомии

4) общие вопросы возникновения истории

7. ЧАСТНАЯ ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ ДАЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1) закономерность медицины в целом, влияние ученых на развитие всей медицины

2) о возникновении и развитии отдельных специальностей, медицинских дисциплин, жизни и деятельности врачей, ученых-медиков

3) общие закономерности развития анатомии

4) общие вопросы возникновения истории

8. ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

1) медицинская научная литература, биографии ученых, энциклопедии

2) произведения народного эпоса, данные археологических раскопок, изобразительное искусство, искусство врачевания

3) медицинская научная литература, биографии ученых - медицинских деятелей, рукописные материалы, художественная литература, произведения народного эпоса, сказания, песни, данные археологических раскопок, изобразительное искусство

4) медицинская научная литература, художественная литература, детская литература

9. МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ДЕЛИТСЯ НА:

1) становление, разложение

2) рассвет, открытие, разложение

3) становление, разложение

4) становление, расцвет, разложение

10. ДОКЛАССОВЫЙ ПЕРИОД ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) природные лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения

2) забота о детях, помощь при родах и травмах

3) остановка кровотечений, кровопускания, трепанация черепа

4) все перечисленное верно

11. ТОТЕМИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

12. ФЕТИШИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

13. АНИМИЗМ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

14. МАГИЯ-ЭТО

1) вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения – тотемом как идеологическое отражение связи человека с его естественной средой; тотем как охранитель здоровья

2) вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов – амулеты, талисманы

3) вера в души или всеобщее одухотворение природы

4) вера в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, предметы, события или явления природы, зарождение лечебной магии, знахарство

15. ПАЛЕОПАТОЛОГИЯ-ЭТО

1) патологические изменения человеческого тела

2) патологические изменения определенного органа

3) патологические изменения костей

4) патологические изменения остатков - человека

 

ЗАНЯТИЕ 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: