Основные понятия: деньги, факторы, влияющие на отношение к деньгам: этнические, возрастные, гендерные, социально-экономические, личностные; экономическая социализация, ее этапы; установки по отношению к деньгам, эмоциональная основа денежной патологии, причины денежных расстройств, «денежные» типы личности.
Вопросы для рассмотрения:
- Социокультурные особенности отношения к деньгам
- Отношения к деньгам у различных социальных групп
- Влияние денег на формирование личности
- Деньги и психическое здоровье. Денежные типы личности
Литература:
- Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб.,2000. С.55-69.
- Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М.,2000. С.392-401.
- Резвова И. Е. (Санкт-Петербург) Экономическая психология: установки по отношению к деньгам. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003.
- Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. – М.,2003. – С.213-242.
- Фенько А.Б. Дети и деньги: особенности экономической социализации.// Вопросы психологии,2000. - №2. – С.94-102.
- Фенько А.Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях. // Психологический журнал, 2000. - №1. – С.50-62.
- Щедрина Е.В. Исследования экономических представлений у детей. // Вопросы психологии, 1991, №2. С.157-164.
- Экономическая психология. /Под ред. И.В. Андреевой. СПб.,2000. С.196-206, 211-212.
|
|
Практические задания:
- Напишите эссе на тему «Деньги в моей жизни». Проанализируйте текст с точки зрения негативных установок по отношению к деньгам (приложение 1).
- Объясните, почему в меньшей степени люди склонны разглашать сведения о своих доходах братьям и сестрам, чем другим родственникам и коллегам?
- Проанализируйте денежные купюры Вашей страны с точки зрения использования в них психоаналитических символов. Каковы, на Ваш взгляд, цели их использования?
- Перечислите психологические последствия минимизации в деньгах производительного труда.
- Какие психологические качества типичны для богатых людей?
Семинар 5.
Психология сбережений, инвестиций и долгов
Основные понятия: сберегающее поведение: мотивы, типы, результат; деньги как символ безопасности; инвестиционное поведение, типы инвесторов, риск; долг: восприятие и отношение, причины, кредитование, поэтапная оплата.
Вопросы для рассмотрения:
- Основные мотивы и типы сберегающего поведения
- Основные подходы к изучению инвестиций. Особенности инвестиционного поведения россиян
- Проблема отношения к долгам
Литература:
- Дейнека О. С. Экономическая психология. СПб.,2000. С.28-31, 69-78.
- Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. – М.,2003. – С. 215-233.
- Цветков С. А., Жилина Ж. А. Особенности инвестиционно-сберегающего поведения жителей средней полосы России. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003.
- Экономическая психология. /Под ред. И.В. Андреевой. СПб.,2000. С.209-210, 214-301.
|
|
Практические задания:
- Представьте, что Вам предлагается инвестировать средства в два предприятия на выбор. При этом следует учитывать:
- первая инвестиция допускает потерю Вами 1 млн. руб. с вероятностью 0,5;
- вторая – потерю 2 млн. руб. с вероятностью 0,3;
Какое решение сопряжено с меньшим риском? Как поступите Вы?
2. В чем отличие предпринимательского риска (риска при инвестировании) от игрового?
3. Объясните, почему в конце рабочей недели наблюдается повышение курсов ценных бумаг, а в конце года понижение?
4. Какие психологические качества характерны для инвесторов, предпочитающих агрессивную стратегию?
Семинар 6.