Основные понятия: потребитель и покупатель, факторы потребительского выбора Ж.Ф. Кролару; эффекты: «бэндвэгон», «сноба», Веблена, «цена-качество», «верность качеству»; модели поведения потребителей: Ф. Котлера, М. Фридмана, Андриасена, Никосиа, Ховарда-Шеса,Энджела-Колата-Блэквела, Бетмена; потребительские мотивы; типологии покупателей.
Вопросы для рассмотрения:
- Модели поведения потребителей при принятии решения о покупке товара
- Мотивация совершения покупки и типология покупателей
- Типичные эффекты потребительского поведения
Литература:
1. Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб., 2000. – С.89-107.
2. Демидов А. Особенности потребительского поведения россиян: факторы выбора, мотивации, лояльность. // Лаборатория рекламы, маркетинга и public relation, 2003, №3.
3. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра. // Иностранная психология, 1997, №9. С. 8-16.
4. Ребзуев Б.Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков. // Вопросы психологии, 2006, - №2, - с. 138-147.
Практические задания:
1. Какие личностные качества осложняют процесс покупки, если рассматривать ее с точки зрения максимальной рациональности?
2. Понаблюдайте за собой в роли покупателя. Какие индивидуальные качества влияют на типичное для Вас потребительское поведение?
3. Перечислите экономические причины и психологические последствия сверхвыбора.
4. Какие эффекты противоречат традиционному пониманию рационального поведения покупателя?
Семинар 7.
Психология предпринимательства
Основные понятия: предпринимательство, этапы развития, виды: производственное коммерческое, финансовое; предпринимательство как деятельность, как поведение; психофизиологический подход: нейрогуморальная теория, адаптационный синдром (Г. Селье); предприимчивость, парапредпринимательство.
Вопросы для рассмотрения:
- Развитие предпринимательства в России
- Основные психологические подходы к исследованию предпринимательства
- Психологический портрет предпринимателя
Литература:
- Дейнека О.С. Экономическая психология. – СПб., 2000. – С.39-53.
- Мусаэлян И.Э., Сливницкий Ю.О. Психология предпринимательства – новая область отечественной психологической науки. Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1995, №1, с. 3-8.
- Новиков В.В. Социально-психологическая характеристика общностей предпринимателей. // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л. Свенцицкий. – СПб., 2000. С.477-485.
- Спасенников В.В. Экономическая психология: Учебное пособие. – М.,2003. – С.281-301.
- Экономическая психология. /Под ред. И.В. Андреевой. СПб.,2000. С.126-194.
Практические задания:
1. Ознакомьтесь с биографией одного из известных предпринимателей (Билла Гейтса, Генри Форда, Коко Шанель, Р. Абрамовича, Коркунова, Тинькова). Какие психологические качества являются наиболее эффективными с точки зрения предпринимательской деятельности?
2. В чем состоит гипотеза Шмельдерса?
3. Каковы различия психологических портретов предпринимателя и менеджера? К типичному портрету кого из них ближе Ваш портрет?
Семинар 8-9.