ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ПО МЕТОДУ СЛОВЕСНОГО ПОРТРЕТА
Методические указания: Подготовка к выполнению данной работы требует изучения системы внешних признаков (половозрастная и национальная принадлежность, анатомические и функциональные признаки, особые приметы, броские признаки, одежда, украшения и другие предметы), а также основных правил описания внешности по методу словесного портрета (максимальная полнота описания, его последовательность, употребление специальной терминологии, описание отдельных элементов головы в фас и профиль по размеру, форме, контуру, положению, цвету и особенностям).
Задание №1. Выполнить опознавательную (сигналитическую) фотосъемку живого лица (фас, профиль) и на их основе провести описание внешних признаков по методу словесного портрета.
Фототаблица №2
Укажите, допущены ли при данной съемке и печати какие-либо отклонения от криминалистических правил? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для негативов |
Таблица Описание внешних признаков
пол__________________________ возраст_________________________
антропологический тип______________________________________________
рост_________________________ телосложение___________________
описываемый элемент внешности | анатомические признаки | особенности и особые приметы | |||
размер | форма, контур | положение | цвет | ||
Задание №2. Из выявленных признаков внешности выделить такие, которые могут быть включены в розыскную ориентировку. Необходимо учитывать следующие правила:
1. перечень признаков не должен быть очень большим;
2. признаки должны быть индивидуализировать человека;
3. особые приметы обязательно включаются в ориентировку.
Фрагмент розыскной ориентировки
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля:
1. Понятие криминалистического отождествления человека по признакам внешности («словесного портрета») и его значение и его значение в судебно-следственной практике.
2. Какие группы внешних признаков входят в отождествление личности и в чем заключается их устойчивость?
3. Что понимается под анатомическими, функциональными, особыми, броскими и косвенными признаками? Их идентификационное значение.
4. Правила и последовательность описания признаков внешности человека.
5. Особые и броские приметы, использование их при установлении и розыске подозреваемы.
6. Виды субъективных портретов.
7. Области применения словесного портрета в оперативной и следственной практике.
Лабораторная работа №3
Методические указания: Целью данной работы является получение практических навыков обнаружения, фиксации, изъятия, исследования следов рук. Готовясь к практическому занятию, необходимо прочитать соответствующий раздел учебника «Трасология», обратив внимание на значение следов рук, свойства, виды и разновидности папиллярных узоров, их общие и частные признаки, виды следов рук, приемы и средства их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования, методику дактилоскопической экспертизы, возможности использования следов рук в раскрытии и расследовании преступлений.
Криминалистическое учение о следах.