Отбор литературы и составление библиографии

В ходе разработки навой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, которые раскрывают тему. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников список может быть поделен на две части: №, Основная литература" и "Дополнительная литература". Во время изучения литературы отбирается материал, который войдет в содержание экскурсии. Круг литературы и источников должен быть широким. Это исследования, статьи, справочная, научно-популярная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать, сборники документов. Сведения, полученные из литературных источников, необходимо фиксировать. Это можно делать по-разному: в виде кратких записей, выписок, цитат на карточках или в специальных тетрадях, тезисов, конспектов отдельных произведений. При этом на каждый источник нужно составлять библиографический указатель (автор, название ис­точника, издательство, место и год издания, номер страницы).

Желательно также составлять краткую летопись основных событий изучаемого периода. Это позволит связать содержание экскурсионной темы с общим ходом событий, лучше понять значение каждого периода, их взаимосвязь. Большое значение как источник для подготовки экскурсии имеют рассказы участников и очевидцев событий.

Определение источников экскурсионного материала.

Главным же источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы, фонды государственных, ведомственных и частных архивов; фонды и экспозиции музеев; хроникально-документальные и научно-популярные фильмы; воспоминания участников и очевидцев исторических событий и т.д. Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал, подлинник либо копия, должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются: источник и история их поступления в музей, использование в среде бытования, уникальность и реликвийность. На каждый экспонат заводится карточка, в которой записывается его название, дата, к какой части темы относится, место в витрине, на стенде, сведения о нём. После отбора объектов экскурсионного показа завершается процесс формирования маршрута экскурсии.

Теперь, когда экскурсоводу известны сведения о каждом экспонате и содержание темы, можно переходить к построению экскурсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: