УДК 65.01 БВК 65.290-2 Б14
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия
Научный редактор докт. эконом, наук, проф. А.Ш.Хасанова
Рецензенты:
докт. эконом, наук, проф. С.В.Мокичев (зав. каф. экономики Казанского государственного университета);
Кафедра экономики и управления в социально-культурной сфере Казанской государственной академии культуры и искусств
Багаутдинова Н.Г., Дровников Ю.С.
Б14 Методика экономического исследования: Учебное пособие по специальности «Маркетинг». - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 188 с. ISBN 5 -7464-0776 -3
В данном учебном пособии представлены теоретические и практические материалы, относящиеся к методике экономического исследования. Авторы считают, что цель данной дисциплины заключается в организации самостоятельных работ студентов с использованием приемов и методов экономического исследования. Пособие, как авторский курс, может быть предназначено также для выполнения различных видов самостоятельных работ, включая курсовые и дипломные работы, отражающие требования обязательного минимума Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, относящиеся к специальности «Маркетинг» и использующие методику экономического исследования.
Предназначено для студентов, обучающихся как по очной, так и заочной форме обучения, а также для системы дистанционного образования.
© Багаутдинова Н.Г., Дровников Ю.С., 2003
ВВЕДЕНИЕ
Использование методов экономического исследования отражено в Государственном образовательном стандарте по специальности маркетинг как требования, относящиеся к процедуре выполнения и защиты курсовых, выпускных и дипломных работ. Это, прежде всего, достижение целей и задач, отражающих экономическую деятельность выпускников. Экономической деятельностью (бизнесом) признается всякая деятельность, направленная на извлечение прибыли (доходов), независимо от результатов такой деятельности.
К экономической деятельности относятся, в частности:
1) предоставление одним лицом другому лицу определенных прав либо принятие одним лицом перед другим лицом обязательств совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий на возмездной основе;
2) посредническая деятельность на основе договора купли-продажи, поручения, комиссии или консигнации либо иного аналогичного договора в интересах другого физического лица, предприятия или организации;
3) доверительное управление имуществом, в том числе и денежными средствами на основе трастового или кредитного договоров;
4) деятельность в качестве предпринимателя, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, обработку и предоставление информации (в том числе и маркетинговой), создание иных ценностей и т.п., подлежащих последующей реализации потребителям.
Экономическую деятельность связывают с маркетинговой деятельностью субъектов рыночных отношений, а ее содержание раскрывает методика экономических исследований, которая должна использоваться в самостоятельных (курсовых и дипломных) работах студентов.
Учебное пособие необходимо студентам, выполняющим курсовые, выпускные или дипломные работы, связанные с экономической деятельностью.
l.O БЩ И Е ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ НАПИСАНИЯ ПОСОБИЯ
Необходимость составления данного учебного пособия была вызвана внедрением новых образовательных стандартов высшего профессионального образования и выдвижением новых требований к методике экономических исследований, отраженных в самостоятельных работах студентов, включая курсовые и дипломные (выпускные) работы специалистов по специальности «Маркетинг». Кроме того, авторы-разработчики пособия руководствовались общими требованиями к самостоятельным работам студентов, использующих результаты экономических исследований.
В новой редакции образовательного стандарта по специальности «Маркетинг» даются не только необходимые для подготовки специалистов квалификационные требования, но и требования к дипломным работам, которые не всегда выполняются студентами-дипломантами. Участие в работе аттестационных комиссий и опыт авторов по руководству самостоятельными работами студентов позволили выявить и проанализировать типичные ошибки, связанные с выбором темы для самостоятельных работ и способами их раскрытия, применением методов экономических исследований. Зачастую студенты свои курсовые работы путали с рефератами, и даже некоторые выпускные работы носили теоретический или реферативный характер. Поэтому авторами учтен как положительный опыт работы профессорско-педагогического состава Казанского государственного технического университета (КГТУ им. А.Н.Туполева) по руководству самостоятельными работами, так и содержание образовательных стандартов в части использования междисциплинарных связей, что позволило выработать рекомендации, относящиеся к выполнению курсовых и, в большей части, дипломных работ специалистов.
Пособие отражает специфику подготовки специалистов-маркетологов, но может быть полезным и для студентов других экономических специальностей КГТУ как очной, так и заочной форм обучения. Кроме того, методическая реализация основных положений данного пособия соответствует технологии дистанционного обучения.
1.2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКЕТОЛОГУ
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
5) Область профессиональной деятельности
Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно-правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.
6) Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности маркетолога являются: предприятия, коммерческие организации различных'организационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, некоммерческие организации и объединения, требующие профессиональных знаний в области маркетинговой деятельности.
Виды профессиональной деятельности:
- информационно-аналитическая;
- товарно-производственная;
- сбытовая;
- экономико-управленческая;
в том числе проектно-плановая.
1.2.4. Задачи профессиональной деятельности
Информационно-аналитическая деятельность:
7) организация и непосредственное участие в проведении комплексных исследований национальных и международных товарных рынков с целью получения информации для принятия управленческих решений;
8) изучение конъюнктуры рынка;
9) проведение ранжирования рынков по определенным критериям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;
10) проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;
11) изучение поведения потребителей и способов воздействия на них;
12) выявление требований потребителей к качественным характеристикам товаров и услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;
13) изучение внутренней среды предприятия, оценка его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
14) совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности;
15) разработка программ по формированию спроса pi стимулированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;
16) анализ конкурентной среды с учетом изменений налоговой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборота, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реализации, факторов, влияющих на сбыт;
товарно-производственная деятельность:
17) подготовка предложений по формированию товарного ассортимента;
18) поиск и разработка идей по созданию нового товара;
19) разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров;
сбытовая деятельность:
20) разработка стратегий сбыта;
21) выбор каналов распределения, организация системы товародвижения и продаж;
22) проведение целенаправленной товарной политики;
23) определение ценовой политики;
24) создание системы маркетинговых коммуникаций по формированию спроса и стимулированию сбыта (продаж);
экономико-управленческая деятельность, в том числе про- ектно-плановая:
25) участие в разработке и экономическом обосновании оперативных и стратегических планов деятельности предприятия на национальном и международных рынках;
26) участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса маркетинга;
27) организация службы маркетинга на предприятии как подразделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию деятельности всех структур предприятия;
28) обеспечение управления инвестициями и рисками;
29) повышение эффективности общественно полезной деятельностью предприятия (организации);
30) управление (и контроль) маркетинговой деятельности предприятия (организации).