L. O бщ и е вопросы экономического исследования

УДК 65.01 БВК 65.290-2 Б14

Рекомендовано к изданию Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебного пособия

Научный редактор докт. эконом, наук, проф. А.Ш.Хасанова

Рецензенты:

докт. эконом, наук, проф. С.В.Мокичев (зав. каф. экономики Казанского государственного университета);

Кафедра экономики и управления в социально-культурной сфере Казанской государственной академии культуры и искусств

Багаутдинова Н.Г., Дровников Ю.С.

Б14 Методика экономического исследования: Учебное пособие по специальности «Маркетинг». - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. - 188 с. ISBN 5 -7464-0776 -3

В данном учебном пособии представлены теоретические и практи­ческие материалы, относящиеся к методике экономического исследова­ния. Авторы считают, что цель данной дисциплины заключается в орга­низации самостоятельных работ студентов с использованием приемов и методов экономического исследования. Пособие, как авторский курс, может быть предназначено также для выполнения различных видов самостоятельных работ, включая курсовые и дипломные работы, отража­ющие требования обязательного минимума Государственного образова­тельного стандарта высшего профессионального образования, относящи­еся к специальности «Маркетинг» и использующие методику экономи­ческого исследования.

Предназначено для студентов, обучающихся как по очной, так и за­очной форме обучения, а также для системы дистанционного образова­ния.

© Багаутдинова Н.Г., Дровников Ю.С., 2003

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Использование методов экономического исследования отраже­но в Государственном образовательном стандарте по специаль­ности маркетинг как требования, относящиеся к процедуре выпол­нения и защиты курсовых, выпускных и дипломных работ. Это, прежде всего, достижение целей и задач, отражающих экономи­ческую деятельность выпускников. Экономической деятельностью (бизнесом) признается всякая деятельность, направленная на из­влечение прибыли (доходов), независимо от результатов такой деятельности.

К экономической деятельности относятся, в частности:

1) предоставление одним лицом другому лицу определенных прав либо принятие одним лицом перед другим лицом обяза­тельств совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий на возмездной основе;

2) посредническая деятельность на основе договора купли-про­дажи, поручения, комиссии или консигнации либо иного анало­гичного договора в интересах другого физического лица, предпри­ятия или организации;

3) доверительное управление имуществом, в том числе и денеж­ными средствами на основе трастового или кредитного договоров;

4) деятельность в качестве предпринимателя, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, обработку и предоставление информации (в том числе и маркетинговой), создание иных ценностей и т.п., подлежащих последующей реа­лизации потребителям.

Экономическую деятельность связывают с маркетинговой дея­тельностью субъектов рыночных отношений, а ее содержание раскрывает методика экономических исследований, которая дол­жна использоваться в самостоятельных (курсовых и дипломных) работах студентов.

Учебное пособие необходимо студентам, выполняющим курсо­вые, выпускные или дипломные работы, связанные с экономичес­кой деятельностью.

 

 

l.O БЩ И Е ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ НАПИСАНИЯ ПОСОБИЯ

Необходимость составления данного учебного пособия была вызвана внедрением новых образовательных стандартов высше­го профессионального образования и выдвижением новых требо­ваний к методике экономических исследований, отраженных в са­мостоятельных работах студентов, включая курсовые и диплом­ные (выпускные) работы специалистов по специальности «Мар­кетинг». Кроме того, авторы-разработчики пособия руководство­вались общими требованиями к самостоятельным работам сту­дентов, использующих результаты экономических исследований.

В новой редакции образовательного стандарта по специальности «Маркетинг» даются не только необходимые для подготовки спе­циалистов квалификационные требования, но и требования к дип­ломным работам, которые не всегда выполняются студентами-дип­ломантами. Участие в работе аттестационных комиссий и опыт авторов по руководству самостоятельными работами студентов по­зволили выявить и проанализировать типичные ошибки, связанные с выбором темы для самостоятельных работ и способами их раскры­тия, применением методов экономических исследований. Зачастую студенты свои курсовые работы путали с рефератами, и даже неко­торые выпускные работы носили теоретический или реферативный характер. Поэтому авторами учтен как положительный опыт рабо­ты профессорско-педагогического состава Казанского государствен­ного технического университета (КГТУ им. А.Н.Туполева) по руко­водству самостоятельными работами, так и содержание образователь­ных стандартов в части использования междисциплинарных связей, что позволило выработать рекомендации, относящиеся к выполне­нию курсовых и, в большей части, дипломных работ специалистов.

Пособие отражает специфику подготовки специалистов-марке­тологов, но может быть полезным и для студентов других эконо­мических специальностей КГТУ как очной, так и заочной форм обучения. Кроме того, методическая реализация основных поло­жений данного пособия соответствует технологии дистанционно­го обучения.

 

1.2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАРКЕТОЛОГУ

Маркетолог - это специалист, основным результатом деятель­ности которого является устойчивое функционирование и разви­тие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организа­ции). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребно­сти и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предло­жения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт товара, формирует коммуникационную поли­тику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность марке­тинговой деятельности.

5) Область профессиональной деятельности

Деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимо­действия служб предприятий различных организационно-право­вых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.

6) Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности маркетолога явля­ются: предприятия, коммерческие организации различных'орга­низационно-правовых форм отраслей народного хозяйства, неком­мерческие организации и объединения, требующие профессиональ­ных знаний в области маркетинговой деятельности.

Виды профессиональной деятельности:

- информационно-аналитическая;

- товарно-производственная;

- сбытовая;

- экономико-управленческая;

в том числе проектно-плановая.

 

 

1.2.4. Задачи профессиональной деятельности

Информационно-аналитическая деятельность:

7) организация и непосредственное участие в проведении ком­плексных исследований национальных и международных товар­ных рынков с целью получения информации для принятия уп­равленческих решений;

8) изучение конъюнктуры рынка;

9) проведение ранжирования рынков по определенным крите­риям и выбор наиболее перспективных целевых рынков;

10) проведение сегментации рынков и выбор целевых сегментов;

11) изучение поведения потребителей и способов воздействия на них;

12) выявление требований потребителей к качественным ха­рактеристикам товаров и услуг, формирование потребительского спроса и прогнозирование объемов продаж;

13) изучение внутренней среды предприятия, оценка его интел­лектуального, технологического и производственного потенциалов, определение слабых и сильных сторон, реальных и потенциаль­ных возможностей, конкурентоспособности предприятия;

14) совершенствование информационного обеспечения марке­тинговой деятельности;

15) разработка программ по формированию спроса pi стиму­лированию сбыта, рекомендаций по выбору рынка в соответствии с имеющимися ресурсами;

16) анализ конкурентной среды с учетом изменений налого­вой, ценовой и таможенной политики государства, объема оборо­та, прибыли от продажи, конкурентоспособности, скорости реали­зации, факторов, влияющих на сбыт;

товарно-производственная деятельность:

17) подготовка предложений по формированию товарного ассор­тимента;

18) поиск и разработка идей по созданию нового товара;

19) разработка концепций и рекомендаций по организации производства новых товаров;

сбытовая деятельность:

20) разработка стратегий сбыта;

21) выбор каналов распределения, организация системы товаро­движения и продаж;

22) проведение целенаправленной товарной политики;

23) определение ценовой политики;

 

24) создание системы маркетинговых коммуникаций по форми­рованию спроса и стимулированию сбыта (продаж);

экономико-управленческая деятельность, в том числе про- ектно-плановая:

25) участие в разработке и экономическом обосновании опера­тивных и стратегических планов деятельности предприятия на на­циональном и международных рынках;

26) участие в проведении финансово-экономического анализа функционирования предприятия и разработка комплекса марке­тинга;

27) организация службы маркетинга на предприятии как под­разделения, обеспечивающего координацию и оптимизацию дея­тельности всех структур предприятия;

28) обеспечение управления инвестициями и рисками;

29) повышение эффективности общественно полезной деятельно­стью предприятия (организации);

30) управление (и контроль) маркетинговой деятельности пред­приятия (организации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: