Имущественная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций

Имущественная поддержка является одной из наиболее существенных форм поддержки СОНКО, и ее значение на уровне муниципальных образований усиливается тем, что подавляющая часть имущества, которое потенциально может быть предоставлена на льготной основе СОНКО, сосредоточена в муниципальных образованиях.

Имущественная поддержка социально ориентированных НКО может осуществляться следующими способами:

передача социально ориентированным некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества (за исключением земельных участков), не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы);

установление для социально ориентированных некоммерческих организаций льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

закрепление государственного или муниципального имущества на праве оперативного управления за государственным или муниципальным учреждением, созданным для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, для последующего предоставления такого имущества в пользование указанным организациям как для осуществления постоянной деятельности, так и для проведения отдельных мероприятий (в соответствующих случаях - с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления);

учреждение субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием автономной некоммерческой организацией на основе имущественного взноса для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, в том числе путем предоставления имущества в безвозмездное пользование или в аренду (в том числе по льготным ставкам арендной платы) как на краткосрочной, так и на долгосрочной основе.

В состав методических рекомендаций субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления по поддержке СОНКО в части имущественной поддержки рекомендуется включать раздел о предоставлении СОНКО в пользование нежилых помещений на долгосрочной основе (для размещения офиса или осуществления текущей деятельности) или на краткосрочной основе (для проведения мероприятий) безвозмездно или по льготным ставкам, а также о передаче их в пользование (с учетом соответствующих особенностей) движимого имущества.

Субъектам Российской Федерации целесообразно направить в муниципальные органы рекомендации об утверждении органами местного самоуправления местных нормативных актов:

порядка и условий предоставления в пользование СОНКО, занимающимся социально значимыми видами деятельности на территории муниципального образования, муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций), включая, в том числе, срок предоставления имущества, а также размер льготы по арендной плате или условия предоставления на безвозмездной основе;

перечня муниципального имущества, предназначенного для использования только в целях имущественной поддержки СОНКО путем передачи во владение и (или) в пользование (в том числе по льготным ставкам арендной платы), а также для учета и контроля за его использованием, при этом СОНКО может быть предоставлено имущество, не включенное в данный перечень, в случае, если предоставление имущества СОНКО планируется не на долгосрочной основе.

Состав такого имущества может пополняться в рамках передачи нежилых помещений в возводимых коммерческими организациями многоквартирных домах и иных зданиях, строительство при комплексном освоении территорий зданий для предоставления в пользование социально ориентированным некоммерческим организациям и другими путями, а также за счет неэффективно используемых нежилых помещений в зданиях, закрепленных на праве оперативного управления за государственными или муниципальными учреждениями либо путем приобретения за счет бюджетных средств.

Сведения, содержащиеся в данном перечне, должны быть открытыми и общедоступными. Перечень и все вносимые изменения в него подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации муниципального образования, а также размещению на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет в установленный срок.

При проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, включенного в выше указанный перечень, к участию в данных торгах допускаются только некоммерческие организации, признающиеся социально ориентированнымив соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ. Решение о проведении торгов на право заключения договоров аренды муниципального имущества, включенного в перечень, принимает местный орган представительной власти.

К числу условий предоставления муниципального имущества СОНКО рекомендуется, в частности, указывать:

осуществление такой организацией деятельности по одному или нескольким видам, предусмотренным для социально ориентированных организаций в соответствии со статьей 31.1 на территории муниципального образования в течение определенного срока (например, не менее одного года до подачи социально ориентированной некоммерческой организацией заявления об имущественной поддержке);

использование имущества только по целевому назначению для осуществления одного или нескольких видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ и указываемых в договоре безвозмездного пользования имуществом или договоре аренды имущества;

запрет передачи прав и обязанностей по договору безвозмездного пользования имуществом или по договору аренды другому лицу, предоставления имущества в субаренду;

отсутствие у СОНКО нарушений по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и (или) в государственные внебюджетные фонды за определенный срок, например, за прошедший календарный год, и др.

Предоставление СОНКО муниципального имущества в аренду на льготных условиях и в безвозмездное пользование должно осуществляться только по результатам конкурсов на право заключения соответствующих договоров и в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России
от 10 февраля 2010 г. № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».

В качестве обязательного условия предоставления имущественной поддержки СОНКО субъектам Российской Федерации целесообразно рекомендовать муниципальным образованияморганизацию на муниципальном уровнеконтроля за использованием переданного имущества. Орган местного самоуправления вправе осуществлять контроль за деятельностью СОНКО, получивших имущественную поддержку, с целью выявления неэффективности использования муниципального имущества в заявленных организацией целях либо использования его не по целевому назначению.

Также в рекомендации субъекта Российской Федерации необходимо включить пункт о том, что в случае признания в результате проведения контрольных мероприятий неэффективности использования переданного муниципального имущества либо использования его не по целевому назначению местный орган исполнительной власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав пользования СОНКО предоставленным ей муниципальным имуществом.

В рекомендациях также важно учитывать, что имущественная поддержка в рамках ведомственных программ зачастую не может быть включена в саму программу. Это обусловлено тем, что основным имуществом (в том числе и помещениями) распоряжается другой уполномоченный орган (например, отдел, управление, комитет по управлению имуществом), который и заключает соответствующие договора. Этот вид поддержки СОНКО также требует межведомственной координации, а также координации поддержки между муниципальным образованием и субъектом Российской Федерации.

В рекомендациях субъектов Российской Федерации муниципальным образованиям целесообразно также отразить возможность создания коворкинг-центров для СОНКО.Коворкинг-центр предполагает совместное использование оборудованного для работы помещения независимыми друг от друга работниками в целях своей деятельности. Коворинг-центрпредоставляет рабочие места, оснащенные необходимой для работы оргтехникой, обеспечивает возможность пользованиясетью Интернет, зонами для ведения переговоров, организации презентаций, встреч, небольшой зоной для отдыха и кофе-брейка.

Коворкинг-центры создаются, как правило, СОНКО за счет средств субсидий и грантов, полученных на федеральном, региональном и/или муниципальном уровне, или муниципальнымиорганами путем передачи отдельного помещения СОНКО или иной самостоятельной организации указанного пространства. Использование и аренда помещений коворкинг-центров осуществляется СОНКО безвозмездно или по льготным ставкам.

В Минэкономразвития России разрабатываются модельные нормативные правовые акты об утверждении положения о краткосрочной аренде муниципального имущества и об утверждении положения о порядке передачи муниципального имущества во временное безвозмездное пользование, которые предлагается включать в состав методических рекомендаций субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям в части муниципальной поддержки СОНКО.Также в Приложении3 приведены практические примеры создания коворкинг-центров на муниципальном уровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: