Задание состоит из трех задач, относящихся к разделам «Теория механизмов и машин», «Сопротивление материалов» и «Детали машин»
Задача № 1
По исходным данным, приведенным в табл.1, выполнить.
1. Структурный анализ механизма [1], [2].
1.1. Начертить схему механизма в масштабе
для заданного углом
мгновенного положения входного (ведущего) звена. Построение следует начинать с точки О, откладывая угол
от оси ОХ или ОУ (см. схему механизма на рис. 2) в сторону вращения ведущего звена механизма.
1.2. Определить количество звеньев и кинематических пар механизма, обозначить на схеме входное (ведущее) звено цифрой 1 и стойку (неподвижное звено) цифрой 0 (кинематические пары обозначают заглавными латинскими буквами);
1.3. Определить степень подвижности
механизма и выделить входящую в него структурную группу Ассура, указав вид группы.
2. Кинематический анализ механизма в положении, заданном углом
. [1], [2]
2.1. Построить планы скоростей и ускорений для всех указанных на схеме механизма точек При расчете принять значение угловой скорости входного (первого) звена
= const.
2.2. Определить величины и направления угловых скоростей
и ускорений
звеньев (где
= 1, 2, 3, …- порядковый номер звена). Направления угловых скоростей и ускорений указать на схеме механизма круговыми стрелками.
2.3. При определении скоростей и ускорений центров масс
звеньев принять, что центр массы звена расположен на середине его длины. Центр массы ползуна принять совпадающим с центром шарнира.
Исходные данные к расчету выбираются из табл. 1 по последней цифре учебного шифра.
Таблица 1
Исходные данные
| Вариант | |||||||||||||||||||
, рад / с
| |||||||||||||||||||
, град.
| |||||||||||||||||||
, м
| 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,15 | 0,12 | 0,10 | 0,08 | 0,10 | 0,12 | 0,15 | |||||||||
, м
| 0,2 | 0,25 | 0,25 | 0,30 | 0,30 | 0,20 | 0,16 | 0,20 | 0,24 | 0,30 | |||||||||
, м
| 0,24 | 0,30 | 0,30 | 0,35 | 0,36 | 0,24 | 0,20 | 0,30 | 0,30 | 0,35 | |||||||||
|
Рис. 2.
Задача № 2
Рис. 3. Схема вала
|
К стальному круглому валу, жестко заделанному одним концом (рис. 3), приложены четыре вращающих момента:
,
,
и
.
Требуется:
1. Построить эпюру вращающих моментов.
2. Определить допустимый диаметр вала из расчета на прочность [5]. Допустимые напряжения кручения вала [
] принять в зависимости от материала вала по прил. 1.
Исходные данные к расчету выбираются по рис. 4 по последней цифре учебного шифра (схема вала) и из табл. 2 по предпоследней цифре учебного шифра.

Рис. 4. Расчетные схемы валов
Таблица 2
Исходные данные
| Вариант | |||||||||||
| Моменты, кН·м |
| 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
| 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | |
| 1,2 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,6 | 2,8 | 3,0 | |
| 3,6 | 3,3 | 3,0 | 2,7 | 2,4 | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 0,9 | |
| Длина, м |
| 0,1 | 0,15 | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,40 | 0,45 | 0,50 | 0,55 |
| 0,2 | 0,22 | 0,24 | 0,26 | 0,28 | 0,30 | 0,32 | 0,34 | 0,36 | 0,38 | |
| 0,3 | 0,33 | 0,36 | 0,39 | 0,42 | 0,45 | 0,48 | 0,51 | 0,54 | 0,57 | |
| 0,4 | 0,45 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | |
| Материал вала | Сталь Ст6 | Сталь | Сталь | Сталь | Сталь | Сталь Ст6 | Сталь | Сталь | Сталь | Сталь |
Задача № 3
На рис. 5 представлена схема тормозного устройства, состоящего из тормозного барабана 1, тормозных колодок 2, тормозной ленты 3 и рычага 4.
Требуется:
Рассчитать наибольшее тормозное усилие
в тормозном устройстве и подобрать размеры поперечного сечения тормозной ленты (
, мм), а также количество заклепок на ней. Величина допустимых напряжений среза заклепок [
] = 140 МПа, напряжений смятия [
] = 320 МПа, напряжений на разрыв ленты [
] = 160 МПа. Диаметр заклепки принять равным
= 8 мм, коэффициент трения тормозной колодки о барабан
= 0,30…0,35.

Рис. 5. Расчетная схема тормозного устройства
Исходные данные к расчету выбираются по табл. 3. Величина тормозного момента
и диаметра тормозного барабана
принимаются по последней цифре шифра, остальные данные – по предпоследней цифре шифра.
Таблица 3
Исходные данные
| Вариант | |||||||||||
Тормозной
момент
, Н×м
| |||||||||||
Диаметр
тормозного
барабана , м
| 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | |
| Размеры рычага, м |
| 0,3 | 0,3 | 0,25 | 0,4 | 0,35 | 0,35 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 |
| 0,5 | 0,6 | 0,75 | 0,6 | 0,8 | 1,2 | |||||
| Размеры плеч тормоза, м |
| 0,15 | 0,2 | 0,35 | 0,3 | 0,5 | 0,4 | 0,6 | 0,4 | 0,6 | 0,5 |
| 0,15 | 0,2 | 0,35 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,6 | 0,4 | 0,6 |
, рад / с
, град.
, м
, м
, м
Рис. 3. Схема вала






