Задание:
1. Используя материалы, приведенные в таблице 1 построить график наступления фенологического явления на примере двух областей (по заданию преподавателя).
Таблица 1
Календари природы Центральных областей Европейской части России (1966-1980 гг., МФГО СССР, 1982)
Название явления | Название областей | |||||||
Ярославская | Ивановская | Нижегородская | Смоленская | Калужская | Орловская | Тамбовская | Белгородская | |
Первые проталины | 17.03 | 26.03 | 31.03 | 16.03 | 5.03 | 9.03 | 16.03 | 6.03 |
Начало ледохода | 15.04 | 4.04 | - | 4.04 | 27.03 | 30.03 | 28.03 | 18.03 |
Начало цветения лещины | 19.04 | 19.04 | 13.04 | 22.04 | 14.14 | 19.04 | 14.14 | 20.04 |
Первые листья у березы | 5.05 | 3.05 | 30.04 | 13.05 | 1.05 | 27.04 | 25.04 | 22.04 |
Начало цветения черемухи | 17.05 | 14.05 | 12.05 | 20.05 | 10.05 | 8.05 | 4.04 | 2.05 |
Начало цветения липы | 10.07 | 9.07 | 7.07 | 7.07 | 4.07 | 27.06 | 22.06 | 20.06 |
Конец листопада у березы | 17.10 | 17.10 | 18.10 | 18.10 | 19.10 | 25.10 | 15.10 | 27.10 |
Первый снег | 21.10 | 14.10 | 15.10 | 26.10 | 18.10 | 7.11 | 15.10 | 1.11 |
Образование устойчивого снежного покрова | 15.11 | 26.11 | 15.11 | 1.12 | 18.11 | 28.11 | 27.11 | 11.12 |
Ледостав на реке | 20.11 | 1.12 | - | 12.12 | 18.11 | 23.11 | - | 1.12 |
График наступления фенологического явления
|
|
Месяцы | Декады | Первые проталины | Начало ледохода | Начало цветения черемухи | Первые листья у березы | Начало цветения липы | Конец листопада у березы | Первый снег | Образование снежного покрова | Ледостав на реке |
декабрь | ||||||||||
ноябрь | ||||||||||
октябрь | ||||||||||
сентябрь | ||||||||||
август | ||||||||||
июль | ||||||||||
июнь | ||||||||||
май | ||||||||||
апрель | ||||||||||
март | ||||||||||
|
|
2. Изучить влияние географического положения областей на сроки наступления фенологических явлений.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
1. Влияние космических ритмов на биосферу Земли.
2. Ритмы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца.
3. Адаптация живых организмов к сменам времен года.
4. Использование природных ритмов в хозяйственной деятельности человека.
5. Физиологические ритмы живых организмов.
6. Общие закономерности наступления фенологических явлений.
7. Цветочный календарь.
8. Взаимосвязь физиологических ритмов человека с его производственной деятельностью.
9. Влияние солнечной активности на общественное поведение людей.
10. Биологические часы и фотопериодизм.
ЗАНЯТИЕ 4. природныЕ популяциИ
Цель работы: изучить основные свойства популяции, ее структуру, а также влияние факторов внешней среды на поведение особей в популяции.
Популяция - это элементарная группировка организмов определенного вида, обладающая всеми необходимыми условиями для поддержания своей численности необозримо длительное время в постоянно изменяющихся условиях среды (рис.1).
Популяция занимает определенное пространство и обладает признаками, характеризующими группу как целое, а не отдельных особей в группе. К таким признакам относятся: полная численность, плотность, рождаемость, смертность, распределение организмов по возрастам, биотический потенциал, характер распределения в пределах территории, темп роста.
Кроме того, популяции имеют ряд генетических признаков, связанных с их экологией, - способность к адаптации, репродуктивная приспособленность и устойчивость.
Функции популяции: рост, развитие, способность поддерживать существование в постоянно меняющихся условиях.
Задания:
¨ От чего будет зависеть большая или меньшая расчлененность вида на популяции? Подчеркните правильные
¨ ответы:
а) доступность корма;
б) расчлененность занимаемой территории на неоднородные участки;
в) обилие конкурентов;
г) степень подвижности отдельных особей или расселение зачатков организмов (икры, семян, пыльцы, спор и т.д.);
д) обилие хищников.
Как называется территория, занимаемая видом или популяцией? Подчеркните правильный ответ: а) пространство; б) площадь; в) круг; г) ареал; д) зона; е) участок.
¨ На станции кольцевания птиц было отловлено и помечено 100 дроздов-рябинников. Через 10 дней отлов повторили. Поймали 120 птиц, из которых 20 были уже с кольцами. Определите, какова численность дроздов-рябинников на исследуемой территории, принимая во внимание, что меченные в первый раз птицы равномерно распределились по исследуемой территории.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОПУЛЯЦИИ
Факторы увеличения численности (Биотический потенциал) | Факторы уменьшения численности (Устойчивость к изменению окружающей среды | |
Абиотические | Абиотические | |
Благоприятное освещение | Недостаточное или избыточное освещение | |
Благоприятная температура | Неблагоприятная температура | |
Благоприятная химическая обстановка (оптимальный уровень необходимых питательных веществ | Неблагоприятная химическая обстановка | |
Биотические | Биотические | |
Высокая скорость воспроизводства | Низкая скорость воспроизводства | |
Широкие параметры ниши | Узкие параметры ниши | |
Необходимое питание | Недостаточное питание | |
Конкурентоспособность в борьбе за ресурсы | Избыток конкурентов | |
Способность спрятаться или защититься от хищников | Неспособность спрятаться или защититься от хищников | |
Способность мигрировать и жить в других местах | Неспособность мигрировать и жить в других местах | |
Способность адаптироваться к изменению окружающей среды | Неспособность адаптироваться к изменению окружающей среды |
|
|
Рис. 1. Размер популяции как баланс между факторами, способствующими ее росту или сокращению (по Миллеру Т, 1993)
¨ На территории площадью 100 км2 ежегодно производили рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника
_______________________________________________________
б) через 5 лет после создания заповедника
_______________________________________________________
в) через 15 лет после создания заповедника
_______________________________________________________
¨ Численность населения в данном году составляла 500000 человек, за год родилось 2000 человек. Какова рождаемость в этом году при перерасчете на 1000 человек? _______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Осенью каждая самка рыбы нерки (лососевые) откладывает 3200 икринок на гравий в мелких местах. Следующей весной 640 мальков, появившихся из отложенной икры, выходят в озеро вблизи отмели. Уцелевшие 64 серебрянки (мальки постарше) живут в озере один год, а затем мигрируют в море. Четыре взрослые рыбы (уцелевшие из числа серебрянок) возвращаются к метам нереста спустя 2,5 года, нерестятся и погибают. Подсчитайте смертность нерки на каждом этапе. ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
¨ Бактерии делятся в среднем каждые 20 минут. Подсчитайте численность популяции бактерий, образующихся из одной клетки, через час, два часа, три часа, шесть часов. __________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Одно растение василька голубого производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве после 3 лет засорения им посевов на одном поле со средней плотностью 3 растения на 1 м2. ___________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой популяции плотность перед впадением в спячку 160 особей/га, после спячки - 85 особей/га. Во второй популяции - 90 и 56 особей/га соответственно. На каком участке смертность оказалась выше. ______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ В почве число дождевых червей, обнаруженных на восьми учетных площадках размером 50x50 см2 каждая составляла 80 особей. После применения гербицида сделали учет на десяти таких же и обнаружили в сумме 25 червей. Какова плотность популяции в расчете на 1м2 до и после использования гербицида? ________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Площадь охотничьего хозяйства составляет 40000 га. Лесистость хозяйства 73 %. Численность лося - 250 особей, рассчитайте плотность популяции лося. Дайте оценку плотности популяции лося (оптимальная, низкая, высокая, очень высокая), если для лесов среднего качества плотность популяции лося должна быть 3-5 особей на 1000 га. _____________________________________________________
¨ На рыбоводном заводе разводят рачков дафний, предназначаемых на корм рыбам. При изначальной посадке 10 г взрослых дафний на 1 м 3 воды получают средний «урожай» 56 г за сутки. Каждая дафния в благоприятных условиях могла бы ежесуточно давать в среднем 40 особей нового поколения. Средний вес одной дафнии равен 2 г. Рассчитайте, на сколько завод мог бы повысить производительность, если бы создал условия для максимальной скорости размножения этих рачков. ________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Как Вы думаете, если в ходе эволюции появляется вид - суперхищник, что его ждет (подчеркните):
а) полное господство в природе;
б) процветание и безграничный рост численности;
в) подрыв собственных ресурсов и вымирание.
¨ Запишите известные вам примеры, когда на новых территориях виды-переселенцы, не встретив врагов-регуляторов, давали взрыв численности _________________________________________________
¨ Перечислите основные причины, от которых зависит возрастная структура популяции любого вида. __________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
¨ Какая среда будет более емкой (прав. ответ подчеркните):
а) для лося: лиственный лес, хвойный лес, поле, болото;
б) для колорадского жука: хвойный лес, луг, картофельное поле, болото;
в) для окуня: озеро, болото, подземный водоем;
г) для рыжего таракана: лес, чистая комната, поле, кухня;
д) для больших синиц: поле, озеро, лес, лес с кормушками;
е) для пшеницы: орошаемое поле, лес, луг, пустошь, вырубка, поле;
ж) для бобра: река, протекающая по степи, река, протекающая по еловому лесу, река, протекающая по осиновому лесу, река, протекающая по тундре.
Задача 1. Составить график динамики величины заготовки белки и гистограмму изменения урожайности кедровой сосны по данным таблицы.
Таблица 1. Динамика численности белки в годы урожая и неурожая семян кедровой сосны
Последовательность лет | Величина заготовки | Урожай семян кедра, ц/га | Последовательность лет | Величина заготовки | Урожай семян кедра, ц/га |
1,3 | 6,3 | ||||
31,6 | 94,8 | ||||
3,7 | 20,7 | ||||
27,4 | 67,9 | ||||
25,4 | 28,5 | ||||
1,7 | 0,6 | ||||
2,7 | 21,9 | ||||
36,6 | 21,7 | ||||
0,6 |
100* | 5** | ||||||||||||||||||||
годы | |||||||||||||||||||||
* Величина заготовки, **Урожайность кедровой сосны.
Рис. 2. Величина заготовок маньчжурской белки (в условных единицах) и урожая кедра (в баллах) за 17 последовательных лет.
Вопросы:
1. Какая закономерность выявляется в появлении «урожая» белок в связи с урожаем кедра?
2. Каков размах изменчивости заготовок белки за данный период?
3. Каковы среднегодовые показатели заготовок белки и урожайности кедровой сосны за 10, 17 лет? _____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 2. Ограничения величины использования запасов пищи.
Проанализировать данные таблицы 2. Запас травы на пастбище и ее стравливание коровами.
Последовательность стравливания при выпасе | Количество доступной коровам травы, кг/га сухой массы | Количество травы, съеденной 1 коровой за сутки, кг | Изменение молочной продуктивности, % |
Три первых дня | 14,5 | ||
Три последующих дня | 9,0 | ||
Три последующих дня | 4,5 |
Вопросы:
1. Остался ли на пастбище запас доступной животным травы?
2. Рационально ли продолжать пастьбу и почему?
3. Как правильно организовать пастьбу в целях поддержания максимальной молочной продуктивности животных?
4. Может ли пастьба травоядных стать причиной полного уничтожения надземной фитомассы кормовых растений?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 3. Анализ результатов опыта по внутривидовой конкуренции гусениц сухофруковой огневки в условиях ограничения пищевых ресурсов. Экспериментальные данные, представлены в таблице 3.
Таблица 3. Число куколок огневки (Ephestia caetella), полученных из разного количества яиц в условиях ограничения пищевых ресурсов
Первоначальное число яиц | ||||||||
Число куколок | ||||||||
Количество пищи, приходящейся на 1 личинку | 3,13 | 1,67 | 0,67 | 0,33 | 0,18 | 0,08 | 0,05 | 0,06 |
Определите:
· Каково минимальное количество пищи, необходимое для превращения личинки в куколку?
· Какое количество пищи приходится на 1 личинку при разной плотности популяции?
· Начертите график изменения числа куколок в зависимости от количества отложенных яиц.
· Начертите гистограмму изменения количества пищи, приходящейся на 1 личинку, при увеличении плотности популяции.
Число яиц | Пища, г/лич. | ||||||||||||
3,5 | |||||||||||||
3,0 | |||||||||||||
2,5 | |||||||||||||
2,0 | |||||||||||||
1,5 | |||||||||||||
1,0 | |||||||||||||
0,5 | |||||||||||||
0,18 | |||||||||||||
0,08 | |||||||||||||
0,06 | |||||||||||||
0,05 | |||||||||||||
Число куколок |
Рис. 3. Зависимость плотности популяции от ограниченности пищевых ресурсов.
· Сделайте вывод о роли внутривидовой конкуренции в регуляции численности популяции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 4. Демографическая структура популяции
На основании данных таблицы решите, почему скворцам невыгодно откладывать небольшое или слишком большое число яиц.
Рассчитайте средние значения вылетевших из гнезд птенцов в зависимости от величины кладки. Впишите эти значения в соответствующую колонку таблицы. Какие родители (по порядковому номеру) оставят в популяции наибольшее число своих потомков? Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов рассчитывайте путем умножения доли выживших птенцов на величину кладки и деления получившего числа на 100.
Таблица 4. Выживание птенцов скворцов в зависимости от числа яиц в кладке
Порядковый номер | Величина кладки (число яиц в гнезде), шт. | Доля выживших птенцов, % | Среднее значение вылетевших из гнезда птенцов |
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 5. Возрастная структура популяции
У зябликов в период от весеннего прилета до вылупления птенцов около 50 % составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение, на двухлетних приходится 22 %, трехлетних - 12 %, четырехлетних - 8 %, пятилетних - 6 %, шестилетних - 2 %. Начертите возрастную пирамиду популяции зяблика. Как изменится возрастная пирамида популяции зяблика после выведения птенцов, учитывая, что численность популяции составляет 100 особей, в кладке у зяблика 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам составляет около 40 %.
Контрольные вопросы
1. Внутривидовые взаимоотношения в популяциях.
2. Демографическая и возрастная структура популяций.
3. Законы минимума, оптимума и максимума, одного процента, снижения энергетической эффективности природопользования.
4. Законы толерантности, совокупного действия факторов жизни, пирамиды.
5. Законы экологии по Б. Коммонеру.
6. Межвидовые взаимоотношения в популяциях.
7. Образ жизни особей в различных популяциях.
8. Определение популяции. Ее структура и свойства.
9. Характеристика природных популяций.
ЗАНЯТИЕ 6. ЭКОСИСТЕМА.