Ход урока
Урок 1.
Организационный момент(5 мин).
Учитель: Добрый день, ребята! (Проверка присутствующих)
Сегодня, мы начнём изучать очень интересную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)
Изучение нового материала(35 мин).
Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».
Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.
Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. (Демонстрация презентации, 2 слайд)
Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.
Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»
Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.
|
|
В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)
Учитель: Итак, а лгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.
1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?
2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)
Обмен мнениями в группах.
Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)
Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:
· Сосчитайте число окон в своём доме.
· Сосчитайте звёзды на небе.
· Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).
· Иди туда, не знаю куда.
Принеси то, не знаю что.
(Демонстрация презентации 6 слайд)
Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).
|
|
· Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.
· Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.
· Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.
· Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.
· Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.
· Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.
(Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)
Учитель: Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (д емонстрация форм записи алгоритмов).
1.Словесно-формульный
Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3
1 шаг 23+34=57
2 шаг 57*57=3249
3 шаг 3249/3=1083
2. С помощью алгоритмического языка
Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z
алг Выражение
арг y,z:цел
рез x:цел
нач
x:=2*y
x:=x+z
кон
3. Таблицы
4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.
Начало и конец алгоритма | |||
Описание ввода и вывода данных | |||
| Описание линейной последовательности команд | ||
Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» | |||
Объявление переменных или ввод комментариев |
(Демонстрация презентации, 10-11 слайды)