Изучение нового материала(35 мин)

Ход урока

Урок 1.

Организационный момент(5 мин).

Учитель: Добрый день, ребята! (Проверка присутствующих)
Сегодня, мы начнём изучать очень интересную тему курса информатики «АЛГОРИТМ». (Демонстрация презентации, 1 слайд)

Изучение нового материала(35 мин).

Учитель: Предлагаю Вам самостоятельно найти в сети Интернет значение слова «АЛГОРИТМ».

Индивидуальная работа обучающихся на ПК, краткая запись понятия алгоритма в тетради, обмен мнениями.

Учитель: Молодцы, ребята! Алгоритм - это точное описание упорядоченной последовательности действий, приводящей за конечное число шагов к необходимому результату. (Демонстрация презентации, 2 слайд)

Мой помощник, ваш одноклассник, подготовил историческую справку о происхождении слова «алгоритм», для этого он использовал – учебник, справочники, интернет-ресурсы.

Ученик. Историческая справка. Происхождение слова «АЛГОРИТМ»

Пример выступления. Слово «алгоритм» происходит от имени арабского учёного Мухаммед ибн Муса ал-Хорезми. Ал-Хорезми жил и творил в IX веке, он сформулировал правила выполнения арифметических действий в десятичной позиционной системе счисления.

В латинском переводе книги Ал-Хорезми правила начинались словами «Алгоризми сказал». С течением времени люди забыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали просто называть правила алгоритмами. В настоящее время слово «алгоритм» является одним из важнейших понятий науки информатики. (Демонстрация презентации, 3 слайд)

Учитель: Итак, а лгоритм - это описание детерминированной последовательности действий, направленных на получение из исходных данных результата за конечное число дискретных шагов с помощью понятных исполнителю команд.

1. Какие алгоритмы Вы знаете, и кто или что является исполнителями алгоритмов?

2. Как Вы понимаете высказывание Норберта Винера: «Любая машина стоит лишь столько, сколько стоит человек, который на ней работает?» (Демонстрация презентации 4слайд)

Обмен мнениями в группах.

Учитель: Исполнитель – человек, группа людей, животное, техническое устройство, способные выполнять заданные команды. (Демонстрация презентации 5 слайд)

Любая задача может быть успешно решена только тогда, когда она чётко описана. Из приведённого списка задач выберите те, которые сформулированы чётко:

· Сосчитайте число окон в своём доме.

· Сосчитайте звёзды на небе.

· Дайте подробное описание дороги от двери своего дома до школы (пешком, на автобусе или другом транспорте).

· Иди туда, не знаю куда.

Принеси то, не знаю что.

(Демонстрация презентации 6 слайд)

Учитель: Рассмотрим свойства алгоритмов (рассказ учителя с элементами беседы).

· Результативность. Получение требуемого результата за конечное число шагов; это означает, что неправильный алгоритм, который не достигает цели, вообще не нужно считать алгоритмом.

· Дискретность (пошаговость). Под дискретностью понимают, что алгоритм состоит из последовательности действий, шагов. Выполнение каждого следующего шага невозможно без выполнения предыдущих. Последний шаг, как правило, выдаёт результат действия алгоритма.

· Детерминированность (определённость). Означает, что действия, выполняемые на каждом шаге, однозначно и точно определены.

· Понятность. Алгоритм должен быть понятен не только автору, но и исполнителю.

· Выполнимость. Алгоритм должен содержать команды, записанные на понятном языке и выполнимые исполнителем.

· Массовость. Один тот же алгоритм может применяться для решения большого количества однотипных задач с различающимися условиями.

(Демонстрация презентации 7, 8, 9 слайды)

Учитель: Ребята, перед Вами формы записи алгоритмов (д емонстрация форм записи алгоритмов).

1.Словесно-формульный

Например, Составить алгоритм решения арифметического выражения (23+34)*57/3

1 шаг 23+34=57

2 шаг 57*57=3249

3 шаг 3249/3=1083

2. С помощью алгоритмического языка

Например, Составить алгоритм решения алгебраического выражения x=2y+z

алг Выражение

арг y,z:цел

рез x:цел

нач

x:=2*y

x:=x+z

кон

3. Таблицы

4.Блок-схемы, в которых для обозначения шагов алгоритма используются геометрические фигуры.

Начало и конец алгоритма
Описание ввода и вывода данных
Последовательность команд

Описание линейной последовательности команд
Обозначение условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор»
Объявление переменных или ввод комментариев

 

(Демонстрация презентации, 10-11 слайды)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: