Защита общества и государства от вредной информации

Определенные виды информации при их свободном распространении могут причинить ущерб как отдельным физическим и юридическим лицам, так и государству в целом. Это может быть как ложная или искаженная информация, так и вполне достоверная, но несущая реальную опасность (например, информация о способах изготовления взрывчатых веществ или информация, относящаяся к государственной тайне). Для такой информации законодатель устанавливает режимы, ограничивающие ее распространение.

Основным способом массового распространения информации являются СМИ. В связи с этим Закон о СМИ запрещает использовать СМИ для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Часть 2 ст. 29 Конституции РФ устанавливает: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». В развитие этой конституционной нормы принят Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Закон устанавливает, что в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации уполномоченным государственным органом, осуществившим регистрацию данного средства массовой информации, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генеральным прокурором РФ или подчиненным ему соответствующим прокурором выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости таких действий либо такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в т. ч. допущенных нарушений. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.

В случае если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению.

В целях недопущения продолжения распространения экстремистских материалов суд может приостановить реализацию соответствующих номера периодического издания либо тиража аудио- или видеозаписи программы, либо выпуск соответствующей теле-, радио- или видеопрограммы в порядке, предусмотренном для принятия мер по обеспечению иска.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлены запреты и ограничения на распространение определенной информации среди детей в целях обеспечения их информационной безопасности. Под информационной безопасностью детей понимается состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информация: 1) представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани. Такая информация подлежит классификации и маркировке в соответствии с возрастными категориями детей.

Нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В законодательстве предусмотрены и иные меры ответственности за распространение ложной или опасной информации. Можно назвать такие составы уголовных преступлений, как: клевета (ст. 129 УК РФ); оскорбление (ст. 130); заведомо ложная реклама (ст. 182); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207); незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242); публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354); административные правонарушения – злоупотребление свободой массовой информации (ст. 13.15 КоАП РФ); нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Комплексные отрасли права зачастую вызывают оживленные дискуссии. Среди юристов не прекращается полемика о том, следует ли считать информационное право самостоятельной отраслью. Действительно, почему бы не изучать права на результаты интеллектуальной деятельности в рамках гражданского права, правовое регулирование СМИ рассматривать на занятиях по административному праву, а компьютерные преступления – по уголовному? Подобные вопросы можно адресовать к любой отрасли, которая «заимствует» нормы из нескольких основных отраслей права и объединяет их общим предметом правового регулирования.

Информационное право – особая комплексная отрасль, необходимость формирования которой обусловлена вызовом времени. Бурное развитие информационных технологий, переход к постиндустриальной экономике, появление информационного общества – как общества социального, гражданского, правового и демократического – требуют своевременного и адекватного обновления правовых институтов в информационной сфере. Информационное право предназначено к решению этой задачи.

Необходимы общие принципы, подходы, модели правового регулирования и приемы юридической техники, обусловленные спецификой информационной природы объектов соответствующих правоотношений. Необходимо заимствование «лучших практик» конструирования правового режима информационных объектов. Необходимо единство терминологии и понимание взаимосвязи информационных процессов, оказывающихся в поле зрения различных отраслей права. Наконец, необходимы общие основы государственной политики в информационной сфере. А самое главное – необходимы квалифицированные специалисты, способные как строить правовой фундамент информационного общества, так и способствовать стабильному, законному и эффективному осуществлению информационных отношений на этом фундаменте.


ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: