Подкорковые структуры мозга

Подкорковые функции, совокупность физиологических процессов, связанных с деятельностью отдельныхподкорковых структур мозга или с их системой. С анатомической точки зрения к подкорковым относят все ганглионарные образования, лежащие между корой больших полушарий головного мозга и продолговатым мозгом. Однако в функциональном отношении термином "П. ф." было принято обозначать функции "ближайшей подкорки" (И. П. Павлов), которая имеет более тесные связи с корой больших полушарий и включает в себя подкорковые образования, лежащие между корой и четверохолмием (таламус, гипоталамус, хвостатое тело, бледный шар и др.). Впоследствии в связи с разработкой физиологии ретикулярных формаций таламуса и ствола было показано, что эти образования имеют непосредственное отношение к функциям коры больших полушарий и связаны с ней сложными взаимоотношениями. Кора головного мозга, являясь главнейшим органом новых временных связей и интегратором сложнейших приспособлений к внешнему миру, может выполнять эту функцию только при условии, если она непрерывно получает из подкоркового аппарата генерализованные и локальные активирующие восходящие влияния. Устранение этих влияний немедленно разрушает тончайшую корковую интеграцию, возникает потеря сознания, переход в сонное состояние, обратимо исчезает способность коры больших полушарий осуществлять ассоциативную деятельность и т.п.

Учитывая это активирующее влияние подкорковых образований на кору головного мозга, Павлов считал, что "эмоции придают силу корковым клеткам" и что кора всё время находится под действием "слепой силы" подкорки. Все эти данные затрудняют отдельное рассмотрение как коры головного мозга, так и подкорковых образований. Однако, несмотря на указанную особенность корково-подкорковых соотношений, каждый из этих уровней нервной организации имеет совершенно специфические функциональные свойства, локализацию и вносит в конечную интегративную деятельность целого организма свою особую долю. Это обстоятельство оправдывает выделение физиологической характеристики подкорковых структур. См. также Гипоталамус, Зрительные бугры, Кортико-висцеральные отношения, Лимбическая система, Ретикулярная формация.

27) Возрастные изменения строения головного мозга.

Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и взрослых. До 4 лет происходит почти равномерный рост мозга в длину, ширину и высоту, а с 4 до 7 лет особенно интенсивно увеличивается его высота. Отдельные доли мозга растут неравномерно: лобная и теменная доли растут быстрее височной и особенно затылочной. Средний абсолютный вес головного мозга у мальчиков и девочек составляет соответственно (в граммах):

у новорожденных – 391 и 388;

в 2 года – 1011 и 896;

в 3 года – 1080 и 1068;

В 5 лет – 1154 и 1168,

В 9 – 1270 и 1236.

К 7 годам вес мозга соответствует 4/5 веса мозга у взрослых. После 9 лет вес головного мозга прибавляется медленно, к 20 годам он достигает уровня взрослых, а наибольший вес мозг имеет в 20–30 лет.

Индивидуальные колебания веса мозга составляют 40–60 %. Это обусловливается вариациями веса тела у взрослых. В период от рождения до взрослого состояния вес головного мозга увеличивается примерно в четыре раза, а вес тела – в 20 раз. На долю больших полушарий приходится 80 % от общего веса головного мозга. С возрастом изменяется соотношение между количеством нейронов и количеством клеток глии: относительное количество нейронов уменьшается, а относительное количество клеток глии возрастает. Кроме того, изменяются и химический состав головного мозга, и содержание в нем воды. Так, в головном мозге новорожденного вода составляет 91,5 %, восьмилетнего ребенка – 86,0 %. Головной мозг взрослых отличается от головного мозга детей и обменом веществ: он в два раза меньше. В возрасте от 15 до 20 лет увеличивается просвет кровеносных сосудов головного мозга.

Количество спинно-мозговой жидкости у новорожденных меньше, чем у взрослых (40–60 г), а содержание белков – больше. В дальнейшем, с 8-10 лет количество спинно-мозговой жидкости у детей почти одинаковое со взрослыми, а количество белков уже с 6-12 месяцев развития больших полушарий у детей соответствует уровню взрослых. Развитие нейронов в больших полушариях предшествует появлению борозд и извилин. В первые месяцы жизни они есть и в сером, и в белом веществе. Строение нейронов трехлетнего ребенка не отличается от нейронов взрослого, однако усложнение их строения происходит до 40 лет. Количество нейронов при рождении примерно такое же, как у взрослых, после рождения появляется лишь небольшое число новых высокодифференцированных нейронов, а малодифференцированные нейроны продолжают делиться.

Уже в начале четвертого месяца внутриутробной жизни большие полушария покрывают зрительные бугры, в этот период на их поверхности есть только одно вдавление – будущая сильвиева борозда. Бывают случаи, когда у трехмесячного плода имеются теменно-затылочные и шпорная борозды. У пятимесячного зародыша есть сильвиева, теменно-затылочная, мозолистокраевая и центральная борозды. Шестимесячный зародыш имеет все главные борозды. Вторичные борозды появляются после 6 месяцев внутриутробной жизни, третичные борозды – в конце внутриутробной жизни. К концу седьмого месяца внутриутробного развития большие полушария покрывают весь мозжечок. Асимметрия в строении борозд в обоих полушариях наблюдается уже в начале их закладки и сохраняется в течение всего периода развития головного мозга.

У новорожденных есть все первичные, вторичные и третичные борозды, но они продолжают развиваться и после рождения, особенно до 1–2 лет. К 7-12 годам борозды и извилины имеют такой же вид, как у взрослого человека.

Еще во внутриутробный период жизни у детей формируются моторная и кожно-мышечная чувствительность, а затем почти одновременно – зрительная и слуховая. Раньше всех созревает часть премоторной зоны, которая регулирует двигательную и секреторную функции внутренних органов.

Развитие ствола головного мозга, мозжечка и лимбической доли. Образования мозгового ствола развиваются неравномерно, до рождения в них преобладает серое вещество, после рождения – белое. В первые два года жизни в связи с развитием автоматических движений сагиттальный размер хвостатого тела и чечевицеобразного ядра увеличивается в два раза, фронтальный размер зрительного бугра и чечевицеобразного ядра – в три раза, хвостатого ядра – в два раза. У новорожденного объем подкорковых образований менторной зоны (сюда входят хвостатое тело, скорлупа, безымянная субстанция, бледный шар, льюисово тело, красное ядро, черная субстанция) составляет по отношению к взрослому 19–40 %, а у ребенка 7 лет – 94–98 %.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: