Взаимодействие 1 и 2 сигнальной ситемы

Первая сигнальная система - это система организма, обеспечи­вающая формирование конкретного (непосредственного) представле­ния об окружающей действительности и nрисnособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма).

Вторая сигнальная система - это система организма, обеспечи­вающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека - средство общения людей друг с другом, глав­ной формой которого является письменная и устная речь, а так­же - формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь - форма общения людей друг с другом с помощью сиг­налов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью кото­рой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смыс­ловое содержание слова не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом худо­жественной творческой деятельности.

Этапы развития познавательной способности ребенка связна с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5-2 года) связан с сенсомоторной активностью.

Второй период (возраст 2 года - 7 лет) - это предоперационное мышление, оно определяется развитием языка, когда ребенок начинает активно использовать сенсорные схемы мышления.

Третий период (возраст 7 -11 лет) характеризуется развитием логического словесного мышления с активацией внутренней с использованием конкретных понятий.

Четвертый, завершающий, период (возраст 11-17 лет), характеризуется формированием абстрактного мышления. К 17 год основном завершается формирование психофизиологических механизмов мыслительной деятельности.

32) Развитие органов чувств

Развитие органов чувств. Первые пять лет жизни — «золотая пора» развития сенсорных способностей детей. Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для лучшего преломления световых лучей меняют форму хрусталика, внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличивается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности. У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс. С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирования центральной нервной системы связана большая чувствительность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоянно протекает на фоне шума порядка 45—50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие кубики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70—75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях должна проводиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Закаливание

Закаливание является составной частью физического воспита­ния детей и подростков. Под закаливанием понимается комплекс мероприятий, направленных на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внеш­ней среды.

Закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной сис­тем, что отражается на регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятель­ности гипофиза, надпочечников и щитовидной железы. По мере при­способления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое дейс­твие на организм: специфическое проявляется в повышении устой­чивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса сол­нечных ванн, совершенствует реакции гомеостаза; неспецифический эффект выражается в том, что под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействи­ям (в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний).

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособ­ность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье. Закаливать организм можно в отношении как высоких, так и низких темпера­тур внешней среды. Однако в связи с тем, что в возникновении ряда заболеваний немаловажную роль играет охлаждение организма, а охлаждение является фактором, понижающим сопротивляемость организма, наиболее часто закаливание рассматривается как фактор, способствующий повышению устойчивости организма детей к простудным заболеваниям.

Закаливание представляет собой тренировку, совершенствование процессов химической и физической терморегуляции. Закаливание может быть успешным только при соблюдении определенных прин­ципов и правильной методики его проведения. Основные принципы закаливания:

Нету


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: