Рекомендации и предложения

Результаты данной олимпиады указывают на то, что нужно обратить особое внимание на теоретическую и практическую подготовку школьников по биологии.

По мнению участников и педагогов, желательно организовать специальный сайт для школьников и их учителей по подготовке к олимпиаде, а также сделать подборки литературных источников, по которым можно эффективно готовиться будущим олимпийцам.

История

Региональный этап проходил в два тура. Хотелось бы отметить, что олимпиадные задачи первого тура отличались разнообразием. Участникам было предложено большое количество заданий, посвященных работе с источниками (выдержки из законодательных актов, отрывки из литературных произведений, источники личного происхождения, визуальные источники, статистические данные).

Задания охватывали хронологические рамки истории России со времен Древней Руси до ХХ века включительно. По указанным периодам задания были распределены равномерно, чтобы участники олимпиады могли в полной мере продемонстрировать историческую эрудицию. Предложенные задания хронологически были как точечными – соотнесение с конкретной датой, так и охватывали значительный временной промежуток – деятельность какого-либо правителя, десятилетие, столетие, большой период развития государства. В некоторых заданиях предлагалось установить хронологическую последовательность, соотнести во времени определенные персоналии. Тематически задания также были разнообразны: это социальная, политическая, экономическая история, история культуры и т.д.

Наиболее трудным для школьников оказалось задание, связанное с определением по фотографии революционеров с указанием их псевдонимов и соотнесением с изображением выдержек из источников, характеризующих деятельность этих политиков. Затруднения вызвало задание, где нужно было по картине определить событие Северной войны, а также найти соответствующее этому событию изображение монеты, которые имели нечеткие надписи.

Интересным и содержательным следует признать задание по контурной карте, которое позволило участникам олимпиады продемонстрировать не только знание географии, но и понимание исторических процессов и развития России на разных этапах.

В рамках второго тура участникам олимпиады было предложено выполнить исторический проект и написать эссе. Хотелось бы отметить, что выбор тем для эссе как с хронологической, так и с проблемной точек зрения был достаточно широк, что создавало возможности для школьников проявить себя с лучшей стороны. Задание сопровождалось четкими инструкциями, определяющими план работы и знакомящими участников с критериями оценки сочинения.

Второе задание – исторический проект – для 9 класса сопровождалось системой ссылок, содержащей перевод незнакомых школьникам слов и выражений. Хорошим подспорьем в работе был рекомендованный четкий план, которого участники олимпиады должны были придерживаться при написании сочинения. К сожалению, анализ данных источников оказался достаточно сложной работой для учеников 9 класса.

В целом, организация регионального этапа олимпиады отличалась очень хорошим уровнем, а система заданий – разнообразием и продуманностью.

 

Обществознание

Задания первого тура олимпиады (максимальный балл – 50) содержали вопросы из разных тем: экономика, право, политика и др. Проверялись навыки решения логических задач. 2 тур был посвящен написанию сочинения-эссе (максимальный балл – 50). Можно было выбрать одну из предложенных 11 тем. Это задание для ребят было знакомым и они (в основном старшеклассники – ученики 10-11 классов) в целом справились. Стандартные ошибки: неумение отделять главное от второстепенного; неумение использовать системный подход к решению обсуждаемой проблемы: участники не могли выделить основные аспекты и уровни проблемы, не понимали их взаимосвязи, в том числе широкие взаимосвязи междисциплинарного характера.

Самым трудным оказалось третье задание (задание 3 тура (максимальный балл – 50); содержало текст о формах правления, типах власти, типах устройства общества и их зависимости от географической среды): оно было введено впервые и школьники не имели навыков работы с этим новым заданием. Многие участники не поняли суть задания, не смогли верно грамотно сформулировать проблему. Члены жюри полагают, что участников сбило с толку предложенное составителями оформление ответов. Ребятам показалось, что необходимо выделить как можно больше проблем. Поэтому на второй вопрос (о различных аспектах проблемы) почти все дали абсолютно неверные ответы, ведь они не смогли четко сформулировать проблему, поднятую автором. На третий вопрос (об авторских аргументах) некоторые школьники смогли найти ответ в тексте и выписать его. Четвертый вопрос поставил в тупик многих: надо было привести собственные аргументы, используя примеры из истории, литературы, искусства и проч. Отвечая на него, ребята снова обращались к тексту, а не искали собственные примеры. Пятый вопрос также вызвал затруднения: надо было привестипримеры теорий, аналогичных авторской. В основном писали о теории общественного договора и других теориях происхождения государства. Научные подходы и теории, предложенные в ключах разработчиками, не угадал и не указал никто из ответивших.Большие затруднения вызвало задание 7 (работа с объемным текстом, к которому задавались конкретные вопросы).

Рекомендации. При подготовке учащихся к участию в олимпиаде важно учитывать требования ФГОС основного общего образования к качеству усвоения учебного материала, проблемно-тематическое изучение курса,сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;формирование личностно - деятельностной позиции обучающихся к изучаемому материалу.

 

Право

 

Принципы формирования заданий, предложенных для выполнения участникам РЭ ВсОШ, вызывают ряд вопросов. Думается, что в наибольшей мере помогает раскрыть потенциал в разных отраслях юриспруденции задачи (соответственно, задания № 48-57). Вопросы тестового типа, с предложенными вариантами ответов, на наш взгляд, удачно раскрывают знание участников олимпиады юридических понятий, особенностей государственного устройства как Российской Федерации, так и зарубежных стран, и особенности процессуальных действий. В то же время, думается, не совсем верным является наличие в данном блоке вопросов, касающихся новелл в разнообразных отраслях права.

Из восьми участников РЭ ВсОШ в Республике Карелия более половины заданий выполнил только один, что может свидетельствовать о достаточном уровне сложности олимпиадных заданий. Участники обладают примерно равными знаниями в Уголовном, Гражданском, Административном праве. Вместе с тем, сложности у основной массы участников вызывают вопросы, касающиеся процессуальных отраслей права, как то Гражданское процессуальное право и Уголовно-процессуальное право. Помимо этого, большинство участников олимпиады испытывает затруднения с той категорией вопросов, связанных с Теорией государства и права, которая ориентирована на выявление знаний истории развития научной мысли в рамках данной отрасли и основных трудов учёных, развивавших данную отрасль Теории государства и права.

Литература

Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий: 29.Из них: по 9-му классу - 10, по 10-му классу - 6, по 11-му классу - 13.Итоги выполнения заданий 1-го тура: от 16 до 65 баллов, 6 человек набрали менее 50 процентов, лучшие результаты у учащихся 10-го класса, худшие результаты у учащихся 11-го класса.Итоги выполнения заданий 2-го тура: от 17,5 до 49 баллов, 4 человека набрали менее 50 процентов, лучшие результаты у учащихся 10-го класса, худшие результаты у учащихся 11-го класса.

Большинство участников олимпиады попытались выполнить все задания. Испытание состояло из двух туров: в первом требовалось проанализировать прозаический или поэтический текст, во втором – дать ответы на предложенные вопросы и выполнить творческие задания. Остановимся на наиболее часто встречавшихся ошибках и недочетах. При разборе прозаического произведения школьники нередко переходили на пересказ, заменяя им анализ текста (пересказ порой занимал 90% ученической работы). В самом анализе не хватало историко-литературных параллелей, необходимого контекста: участники олимпиады замыкались на рассматриваемом произведении и не могли привлечь творчество других русских или зарубежных писателей. Кроме того, недостаточно используется литературоведческая терминология. Ссылки на мнения известных литературоведов также почти не встречались.

При анализе поэтических текстов обращение к формальной стороне анализа использовалось чаще, однако и тут встречались работы, где даже не указывался, например, размер стихотворения. Так же как и при анализе прозаического текста, обращение к анализу текста поэтического было поверхностным и сводилось к описанию своих личных впечатлений о стихотворении или к общим декларативным рассуждениям о назначении поэзии и смысле творчества.

 

Немецкийязык

 

Текст, предложенный для чтения, содержал актуальную информацию, однако лексика вызвала у подавляющего большинства участников серьезные затруднения, что отрицательно сказалось на результате. Кроме того, учащиеся имеют весьма поверхностное представление о модели общеобразовательной школы в ФРГ.

Текст, предложенный для аудирования, несмотря на интересную тему, оказался сложным для правильного понимания ключевой идеи в целом, и содержания отдельных частей.

История, предложенная для письменного сочинения, была удачной, критерии оценки - четкими и логичными. Все участники смогли раскрыть содержание своей письменной презентации, продемонстрировали лексический запас разного уровня, в некоторых работах была попытка использовать сложные грамматические формы, включая формы конъюнктива. В 3 работах учащиеся(16%) проявили нестандартное мышление и креативность, старание поместить своего героя в не совсем традиционную ситуацию. Пунктуацию и орфографию всех без исключения работ можно считать удовлетворительной.

Устный тур предполагал групповую работу с последующим представлением в форме ток-шоу на тему «Учиться или работать». Тема вызвала интерес у всех участников олимпиады. Практически все участники показали умение уверенно строить диалогические высказывания по предложенной тематике, реагировать на вопросы собеседника, доказывать собственную позицию, делать выводы, важные умозаключения. Лексико-грамматическая сторона речи произвела приятное впечатление на членов экспертной группы, однако такие темы как «Склонение прилагательных», «Порядок слов в придаточном предложении», «Временные формы глагола» вызывают определенные трудности у участников.

ОБЖ

Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий: 25. Из них: по 9-му классу 10, по 10-му классу 4, по 11-му классу 11. Итоги выполнения заданий 1-го тура: Максимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 97 баллов, среди 10-11-х классов составил 92 балла. Минимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 73 балла, среди 10-11-х классов составил 40 баллов. Участников, не справившихся с теоретическим туром, нет. Один участник 10 класса был удален с теоретического тура за использование средств мобильной связи. Средний балл среди участников 9-х классов теоретического тура составил 83,5 баллов от максимально возможного(150) балла, что составляет 55,7%, среди участников 10-11-х классов составил 64,5 баллов от максимально возможного(150) балла, что составляет 43%.

Итоги выполнения заданий 2-го тура: Максимальный балл, набранный участниками практического тура среди 9-х классов, составил 139 баллов, среди 10-11-х классов составил 148 балла. Минимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 60 баллов, среди 10-11-х классов составил 75 баллов. Участников, не справившихся с теоретическим туром, нет. Средний балл среди участников 9-х классов теоретического тура составил 96,5 баллов от максимально возможного (150) балла, что составляет 64,3%, среди участников 10-11-х классов составил 108,6 баллов от максимально возможного (150) балла, что составляет 72,4%.

Максимальный балл по итогам выполнения заданий двух туров составил среди участников 9-х классов 227 баллов от максимально возможного (300) балла, что составляет 75,6%, среди участников 10-11-х классов 233 баллов от максимально возможного (300) балла, что составляет 77,6%.

Жюри олимпиады признало победителями и призерами среди 9-х классов 2-х участников, среди 10-11-х классов 3-х участников, набравших наибольшее количество баллов.

Физическая культура

Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий: 25. Из них: по 9-му классу - 10, по 10-му классу - 4, по 11-му классу - 11. Итоги выполнения заданий 1-го тура: Максимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 97 баллов, среди 10-11-х классов составил 92 балла. Минимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 73 балла, среди 10-11-х классов составил 40 баллов. Участников, не справившихся с теоретическим туром, нет. Один участник 10 класса был удален с теоретического тура за использование средств мобильной связи. Средний балл среди участников 9-х классов теоретического тура составил 83,5 баллов от максимально возможного(150) балла, что составляет 55,7%, среди участников 10-11-х классов составил 64,5 баллов от максимально возможного(150) балла, что составляет 43%.

Итоги выполнения заданий 2-го тура: Максимальный балл, набранный участниками практического тура среди 9-х классов, составил 139 баллов, среди 10-11-х классов составил 148 балла. Минимальный балл, набранный участниками теоретического тура среди 9-х классов, составил 60 баллов, среди 10-11-х классов составил 75 баллов. Участников, не справившихся с теоретическим туром, нет. Средний балл среди участников 9-х классов теоретического тура составил 96,5 баллов от максимально возможного (150) балла, что составляет 64,3%, среди участников 10-11-х классов составил 108,6 баллов от максимально возможного (150) балла, что составляет 72,4%.

Максимальный балл по итогам выполнения заданий двух туров составил среди участников 9-х классов 227 баллов от максимально возможного (300) балла, что составляет 75,6%, среди участников 10-11-х классов 233 баллов от максимально возможного (300) балла, что составляет 77,6%.

Комиссия отмечает, что участники хорошо владеют знаниями общих основ физической культуры, разбираются в вопросах истории физической культуры и спорта. Особый интерес у участников Олимпиады вызвали вопросы, связанные с внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. В тоже время многие участники, как отмечает комиссия, допускают ошибки в ответах на вопросы, связанных с медико-биологическими основами двигательной деятельности.

Технология

В региональном этапе приняли участие 10 школьников (4 человека – 9 класс, 6 человек – 10-11 класс), представлявших г. Петрозаводск и районы Республики Карелии.

В теоретическом туре олимпиады были представлены тесты по четырем номинациям. Положительным аспектам представленных тестов является использование современных средств оценки результатов обучения, тематическое многообразие, использование практико-ориентированного подхода.

 

Практическое задание в номинации «Культура дома и декоративно-прикладное творчество» по моделированию вызвало затруднение у обучающихся общеобразовательной школы.

 

Искусство (МХК)

Олимпиадные задания, предложенные школьникам, отличались большим разнообразием, охватывали разные области искусств, отличались сложностью построения, сложной структурой составления заданий. При этом при их выполнении возник ряд трудностей.

Наиболее трудным для учащихся 9 класса оказалось последнее задание, связанное с указанием функции и признаков предложенного архитектурного объекта. Также вызвали трудности задания, связанные с определением полных имен архитекторов, художников, принадлежащих к классицизму, задания в которых требовалось указать до 5 словосочетаний, определяющих настроение каждой работы, до 5 художественных средств, которыми авторы добиваются определенного настроения. Для учащихся 10 класса наибольшую трудность доставили задания, связанные с определением художественных приемов, художественных средств, музыкальных инструментов, с указанием названий скульптур, имен архитекторов и художников, с определением реплик, сообразных изображениям. В 11 классе наибольшую трудность вызвали задания № 1, 4, 5, 6.

Следует отметить ряд положительных моментов олимпиадных заданий: полнота охвата тем из разных областей искусства, интересно сформулированы задания, подбор иллюстративного материала к заданиям.

 

Русский язык

Олимпиадные задания, предложенные школьникам, охватывали все уровни языка и отличались большим разнообразием. Материала, связанные с современным русским языком и позволяющие прийти к нужному заключению в результате логических размышлений, были выполнены учащимися более успешно, чем задания, отражающие исторические изменения языковых реалий. Трудности возникли не только с переводом древнерусского текста, но и подбором лексем (синонимичных, однокоренных и т.д.), функционирующих в современном русском языке.

Олимпиада проходила в один этап. Проверка ответов осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Центральной предметно-методической комиссией. Участники могли набрать максимальное количество баллов, равное в 9 классе 97 б., в 10 – 104 б., в 11 – 110 б.

Итоговый рейтинг для участников регионального этапа из 9-х, 10-х и 11-х классов составлялся отдельно по параллелям. Перед окончательным подведением итогов регионального этапа членами Жюри был проведён анализ олимпиадных заданий и их решений.

Среди участников группы 10-х и 11-х классов победитель и призёры не были определены, т.к. максимальное количество набранных баллов составило 39,5 б. (10-й класс) и 45,5 б. (11-й класс). Призер в 9 классе набрал 52,5 б.

Изучение в школе системы языка как совокупности правил затрудняет работу обучающихся с языковым материалом, проанализировать который требовалось под определенным углом зрения: например, дать историко-культурный или историко-лингвистический комментарий. У школьников слабо развиты общие исследовательские приемы: наблюдение, сопоставление, систематизация, обобщение, описание.

Традиционно наиболее трудными для восприятия учащимися являются перевод и анализ исторических текстов.

 

Физика

В этом году в период проведения регионального этапа была проведена и олимпиада Максвелла для 7-8 классов. Участие приняли13 человек, из них:7 класс – 3; 8 класс – 3;класс – 3;10 класс – 4;11 класс – 1.

1 ученик принимал участие в олимпиаде дистанционно, т.к. в это время находился в г. Сочи, лагерь «Сириус».

В группах 7, 8 и 11 класса определились победители и призеры из тех, кто набрал более 50% возможных баллов. В группах 9 и 10 классов победители и призеры не выявлены, т.к. никто из участников не набрал более 50 % возможных баллов.

Многие участники олимпиады не умеют работать с текстом задачи, не могут найти нужный для решения задачи объем информации, который заключен в условии задачи. Участники олимпиады продемонстрировали недостаточные способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

 

География

В олимпиаде приняли участие 2 учащихся 9-х и 7 учащихся 10-11-х классов муниципальных образовательных учреждений г. Петрозаводска и г. Кондопоги.

Региональный этап включал два раунда, проводимые последовательно в два дня. Первый раунд (теоретический) продолжительностью 4 часа (240 минут) проводился 11 февраля. В первом раунде участникам 9-х и 10-11-х классов предлагалось решить 5 задач. Задания для учащихся из 9-х и 10-11-х классов различались. Различия были обусловлены особенностями построения школьного курса географии, они заключались в замене задачи по теме «Социально-экономическая географии России» в комплекте для 9-го класса на задачу по теме «Социально-экономическая география мира» в комплекте для 10-11-х классов.

Второй раунд продолжительностью 3 часа (180 минут) проводился 13 февраля. Задания второго раунда включали 30 тестов (часть 1) и вопросы по топографической карте (часть 2). Вместе с заданием участникам олимпиады выдавался экземпляр карты. Тесты для всех возрастных категорий были одинаковые.

Членами жюри были проверены и оценены ответы на задания первого и второго раундов под кодами, без их идентификации с участниками. Проверка ответов осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Центральной предметно-методической комиссией. Максимальная оценка за решение одной задачи первого раунда составляла 10 баллов, всего за решение задач первого раунда можно было набрать до 50 баллов. Оценка за правильный ответ на каждый вопрос части 1 второго раунда (тесты) составляла 1 балл. Всего за эту часть задания можно было набрать 30 баллов. Максимальная оценка за полностью правильные ответы на каждый вопрос части 2 (вопросы по карте) составляла 20 баллов. Максимальная оценка за выполнение заданий второго раунда составляла 50 баллов. Общая максимальная оценка составляла 100 баллов.

Итоговый рейтинг для участников регионального этапа из 9-х и 10-11-х классов составлялся отдельно по параллелям. Перед окончательным подведением итогов регионального этапа членами Жюри был проведён анализ олимпиадных заданий и их решений.

Среди участников группы 9-х классов победитель и призёры не были определены, т.к. максимальное количество набранных баллов составило 33,35.

Победитель во второй группе набрал 63,3 балла. Призёры не были определены, т.к. оставшиеся участники набрали менее 50 баллов.

Затруднение вызвали задания, при выполнении которых участники олимпиады должны были продемонстрировать уровень своей географической эрудиции – знание названий и местоположения различных природных и социально-экономических объектов, умение читать и анализировать географические карты различного масштаба и содержания; задания на определение логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общих планетарных географических закономерностей); задачи на выявление у школьников навыков расчета и проведения сравнительного географического анализа.

 

Математика

Общее количество участников, прошедших регистрацию и допущенных к выполнению заданий: 7. Из них пять человек представляли г. Петрозаводск, двое приехали из районов республики. Из них: по 9-му классу 3, по 10-му классу 2, по 11-му классу 2.

Итоги выполнения заданий 1-го тура: среди участников из 9 класса: один человек набрал 6 баллов, один человек набрал 20 баллов, один человек не справился с заданиями; среди участников из 10 класса: один человек набрал 14 баллов, один человек не справился с заданиями; среди участников из 11 класса: один человек набрал 7 баллов, один человек набрал 13 баллов.

Итоги выполнения заданий 2-го тура: среди участников из 9 класса: один человек набрал 7 баллов, один человек набрал 10 баллов, один человек не справился с заданиями; среди участников из 10 класса: один человек набрал 16 баллов, один человек набрал 15 баллов; среди участников из 11 класса: один человек набрал 9 баллов, один человек набрал 3 балла.

Предложенные задачи оказались довольно сложны для участников, так какнедостаточен уровень подготовки обучающихся к выполнению олимпиадных заданий. Количество участников и показанные ими результаты подтверждают общую тенденцию снижения уровня школьного математического образования. Необходимо отметить, что практически все участники не справились с задачами по геометрии.

Предложение: предусмотреть кроме определения победителей и призеров какие-либо еще формы поощрения участников олимпиады.

 

Информатика

Местом проведения был выбран главный корпус IT-парка ПетрГУ. В каждом туре участникам было предложено найти решение четырех задач. Из заявленных 21 человек, прошедших отбор на муниципальном туре, конкурсные задания выполняли 20 участника старших классов (11 класс-10;10класс-6; 9класс-4). Из них 13 человек представляли г. Петрозаводск, а 7 человек приехали из трех районов республики.

Следует отметить, что почти все участники из Петрозаводска занимаются в клубе творчества программистов при Петрозаводском государственном университете.

Предложенные задачи оказались довольно сложны для участников, о чем свидетельствует то, что только 1 человек смог набрать более половины баллов. Тем не менее, жюри отмечает, что набор задач был подобран таким образом, чтобы большинство участников могли что-то решить в каждом из туров, а борьба за призовые места проходила среди тех, кто предлагал хотя бы частичные решения по сложным задачам.

Анализируя непосредственно уровень выполненных заданий,необходимо отметить:

1) Часть участников знакома с техникой двоичного поиска и смогла использовать эти знания при решении задач большой размерности.

2) Наибольшую сложность вызвали задачи по темам: работа со строками, динамическое программирование, сложные структуры данных, двоичный подъем, комбинаторика.

Химия

Следует отметить, что в этом году были учтены все наши замечания предыдущих лет по организации экспериментального тура. Все звенья, обеспечивающие организацию мероприятий по проведению олимпиады работали очень слаженно. Для проведения экспериментального тура были во время закуплены и доставлены в университет все необходимые реактивы и оборудование, включая и одноразовые халаты.

Традиционно в организационных вопросах проведения олимпиады нам была заметна работа представителей ГАУ ДПО РК «Карельский институт развития образования».

На протяжении уже нескольких последних лет мы наблюдаем снижение числа участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в республике Карелия. В этом году число участников оказалось рекордно низким (8 человек), а среди 11 классов был только участник. К тому же на протяжении последних 3 лет мы не имеем ни одного победителя по химии. Эта ситуация требует особого анализа, который следует провести на уровне школ, методических объединений города и республики и обобщить на уровне Республики с привлечением всех заинтересованных лиц. Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие четкой ступенчатой системы подготовки учащихся к олимпиаде по химии. Безусловно, начальным звеном должна быть школа, а именно организация внеурочной работы по подготовке к олимпиаде. Вторым этапом может явиться система погружения в решение олимпиадных задач. Этот этап может быть организован как на базе одной из школ города или на базе университета. Такой опыт имеется в 30 гимназии, которая неоднократно проводила мероприятия по погружению учащихся различных школ в предмет. Наиболее проявившиеся учащиеся могут быть организованы в группы для решения олимпиадных заданий и занятий, проводимых по специальным методикам. Однако, эта система не должна превратится в работу по подготовке к ЕГЭ. Безусловно, организация такой работы требует материальных затрат. Работающие модели по организации подготовки к олимпиаде есть во многих регионах РФ, включая Мурманскую и Новгородскую области, где эта работа ведется очень эффективно особенно на уровне области и областного города.

Низкий процент участников не позволяет сделать статистически достоверный анализ выполнения олимпиадных заданий, однако даже имеющиеся единичные данные позволяют заключить:

К региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по химии участники подготовлены крайне слабо. Максимальное количество набранных баллов составило:

Теоретический тур:

9 класс: 19,9 из 100 возможных,

10 класс: 11,5 из 100 возможных,

11 класс: 19,5 из 100 возможных,

Экспериментальный тур:

9 класс: 29 из 30 возможных,

10 класс: 30 из 30 возможных,

11 класс: 5 из 30 возможных.

В региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии обязательно включается экспериментальный тур. Для проведения химического эксперимента необходимы определенные навыки, которые учащиеся не всегда могут получить в школе, даже в рамках дополнительных, факультативных и других занятий. Работа по подготовке к экспериментальному туру должна вестись централизованно с победителями предыдущих этапов на базе специально оборудованного одного из школьных кабинетов химии или университетской кафедры. В олимпиадные задания включаются вопросы, не только выходящие за рамки школьного курса, но и требующие специальной подготовки, особенно по темам химическая термодинамика, химическая кинетика и другим разделам физической химии.

Предложение: Для подготовки к олимпиадам своих учеников школьным учителям нужны постоянные консультации. Для подготовки к олимпиадам учителя школ должны пройти соответствующую подготовку в форме повышения квалификации по базовым вопросам физической химии. В систему подготовки учащихся к олимпиаде должны быть обязательно вовлечены наиболее опытные преподаватели вузов.

 

Французский язык

Традиционно этот тур олимпиады состоит из 5 конкурсов: лексико-грамматический тест, понимание устного текста (аудирование), понимание письменного текста (чтение), конкурс письменной речи и конкурс устной речи. Особенностью и сложностью этого этапа является то, что для всех участников (представителей 9-х, 10-х, 11-х классов) предлагается единый комплект заданий, уровень сложности которого соответствует уровню В2 по европейской шкале.

Подводя итоги, можно отметить, что, как и в предыдущие года, в лексико-грамматическом тесте более сложными оказались задания лексического характера (выбрать подходящее по смыслу и контексту существительное, глагол и т. п.). В конкурсе на понимание устного текста участники традиционно неплохо справились с заданиями на множественный и альтернативный выбор, однако, по-прежнему большую сложность представляют задания, требующие развернутого ответа.

В конкурсе на понимание письменного текста участницы неплохо справились с работой по первому и третьему документам. В работе с документом 2 у участников возникли определенные сложности в связи с не совсем четкими формулировками установок (о чем на следующий день нас проинформировал оргкомитет Олимпиады).

Задание конкурса письменной речи заключалось в обобщении материала, представленного как в виде текстов, так и в виде двух графиков, для составления главы к школьному изданию. На наш взгляд, задание было довольно сложным по формату, особые трудности вызвало комментирование данных из графиков. Конкурс устной речи предполагал интерпретацию короткого текста и определение собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

 

Экология

В олимпиаде участвовали 5 школьников: 2 человека из 9-го класса, 2 - из 10-го класса и 1 - из 11-го класса. Все участники регионального этапа представляли школы г. Петрозаводска. Это было рекордно низкое за последние годы число участников олимпиады. По-видимому, основные причины этого связаны с отсутствием в школьном курсе учебной дисциплины «Экология» и с необходимым условием участия в олимпиаде - выполнением и представлением проекта.

Однако, необходимо отметить, что 2 участницы олимпиады в своих школах были вовлечены в выполнение проекта по сбору отходов для дальнейшей переработки, организованного администрацией г. Петрозаводска совместно с Советом Министров Северных стран, и представили на олимпиаде работы, посвященные раздельному сбору мусора. Следует подчеркнуть, что участие в подобного рода деятельности не только воспитывает у учащихся активную жизненную позицию, но и прививает интерес к изучению экологии.

В целом, практически все проекты, представленные на региональном туре олимпиады по экологии, были интересными и были выполнены с соблюдением необходимых требований.

Теоретический тур олимпиады включал в себя выполнение заданий, предусматривающих краткие и развернутые ответы на вопросы экологического характера.

Несомненно, правильным следует считать структурирование опросника: выделение в нем тематических блоков - «Экологическая политика», «Экология (общая)», «Климат. Энергоэффективность», «Возобновляемые источники энергии», «Биоразнообразие. ООПТ», «Устойчивое развитие», «Зеленая экономика», - позволяющих охватить обширную область экологии. Сохранение основных разделов этой рубрикации в дальнейшем позволит учителям и школьникам эффективнее готовиться к теоретическому туру и избегать досадных ошибок. Так, например, члены жюри встретились с тремя вариантами расшифровки аббревиатуры «ООПТ».

Что касается системы оценивания заданий теоретического тура, то она была сделана по подобию оценки ЕГЭ, что, с одной стороны, облегчало проверку заданий, но, с другой стороны, ужесточало требования к ответу и затрудняло оценку «нестандартных» ответов.

Очень большое внимание в заданиях было уделено вопросам выбросов и поглощения углекислого газа. К сожалению, школьники в своих ответах, вспоминая о растениях, отмечали, в основном, только выделение ими кислорода при фотосинтезе.

Следует так же подчеркнуть, что для успешного выполнения заданий школьникам необходимо не только владение специальной терминологией, но и усвоение общенаучных понятий, таких как «свойства», «признаки», «причины», «факторы», «правила», «закономерности», «законы» и т.п.

 

Экономика

В региональном этапе олимпиады участвовали 3 школьника 9-11 классов. Нарушений регламента проведения олимпиады не было.

Предложенные участникам задания традиционно включали сложные тесты и задачи, предполагающие владение знаниями микро- и макроэкономики на уровне университетского курса и умение использовать достаточно продвинутый математический инструментарий, но, в то же время следует отметить, что в этом году было больше заданий на общую экономическую эрудицию и на экономические рассуждения, не требующие использования математики. Это положительная тенденция, ее можно только приветствовать. Кроме того, в этом году впервые появились тесты с открытым ответом. Участники олимпиады лучше всего справились именно с этим новым типом тестовых заданий.

По итогам олимпиады был выявлен победитель. Кроме того, участники, не попавшие в число призеров, показали высокий потенциал с учетом того, что они еще учатся не в выпускном классе.

Тем не менее, ряд заданий вызвал сложность у всех участников:

- задача на оценку эффективности мер фискальной политики;

- тестовые задания по микроэкономике, требующие для решения использования алгебраических методов.

В региональном этапе олимпиады по экономике участвует мало школьников. Следует поощрять массовость олимпиадного движения, особенно в 9-10 классе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: