Возникновение и распространение анабаптизма

Анабаптисты, менониты, братские менониты

(из книги Савченка, "Сравнительное богословие")

Анабаптисты

"Судя по приему, оказанному руками властвующих и в церкви и в государстве как в римско-католических, так и в протестантских странах, движение анабаптизма было одним из самых трагических в истории христианства, однако, судя по принципам, выдвинутым людьми, носившими это название, оно должно быть провозглашено одним из самых важных и значительных предприятий в религиозной борьбе за истину. Оно вобрало в себя семена предшествующих движений и является духовной почвой, на которой выросли все нонконформистские секты", - такова характеристика анабаптизма, данная Р.М.Джоунсом в 1909 г.

Анабаптизм многолик, многое в нем до конца еще не выяснено. Исследования анабаптизма начались только в конце прошлого столетия, их результаты дали возможность по-новому оценить мощное движение эпохи Реформации. Изучение анабаптизма представляет собой не только богословский и исторический, но и практический интерес, потому что в настоящее время многие идеи анабаптизма продолжают жить в представлениях менонитов, которые прилежно исследуют духовное наследие своих предков. Корнями в анабаптизм уходит и менонитское братство в нашей стране.

Прежде, чем начать рассмотрение богословия анабаптизма, кратко коснемся возникновения и первоначального развития анабаптизма.

Возникновение и распространение анабаптизма

Анабаптизм возник в 16 веке в Швейцарии. Датой возникновения анабаптизма принято считать 21 января 1525 г., когда в Цюрихе, в маленькой группе братьев, пробужденных проповедью Ульриха Цвингли, считавших, что Цвингли недостаточно твердо следует Писанию, было совершено первое крещение по вере. Самыми известными среди первых швейцарских братьев были Конрад Гребель, Георг Блаурок, Михаил Саттлер и другие. Главной целью братьев этой маленькой группы было не столько крещение по вере, которое воспринималось окружающими как перекрещивание (название "анабаптизм" произошло от греческого "анабаптидзо" - "перекрещиваю"), сколько жизнь по Писанию. Слово Божие они считали единственным и высшим авторитетом, определяющим жизнь христианина и церкви.

Братья вынуждены были вскоре оставить Цюрих. Через них новое учение было принесено в другие города - Базель, Берн, Вальдсхут. В Вальдсхуте на сторону анабаптистов весной 1525 г. перешел Валтасар Губмайер, выдающийся богослов раннего анабаптизма, сожженный на костре в 1528 году. В.Губмайер убедил в необходимости крещения Ганса Денка, ставшего вскоре одним из лидеров анабаптизма в Южной Германии и умершего под пыткой в ноябре 1527 г. в Аугсбурге. Г.Денк крестил Ганса Хута, одного из самых значительных благовестников анабаптизма; за два года своего служения он привел к вере больше душ, чем все остальные анабаптистские проповедники, вместе взятые. Г.Хут проповедовал и крестил в городах и деревнях Франконии, Баварии, Австрии и Моравии. Проповедь Г.Хута уже несколько отличалась от проповеди швейцарских братьев. Во-первых, он уделял больше внимания второму пришествию Христа и даже проповедовал, что оно состоится во время Пятидесятницы 1528 г. Вторым отличительным моментом проповеди Г.Хута был мистицизм, который выражался у него в особом отношении к страданиям: христианин должен страдать, как страдал Христос, и это страдание становится отчасти средством спасения христианина; под страданиями понимались не только физические страдания, но и духовные. Третьей особенностью проповеди Г.Хута было то, что имущество христиан обязательно должно быть общим. Г.Хут был убит в тюрьме в конце 1527 г., его тело было приготовлено к сожжению и затем предано огню. Мысли Г.Хута об обобществлении имущества христиан нашли широкий отклик: часть моравских братьев сделала их одним из своих принципов, увидев в них идеал христианского братолюбия. По имени руководителя братских общин в Аушпитце Якова Хуттера их стали называть хуттеритами. Селились они замкнутыми общинами ("дворами"). В 1590 г. насчитывалось 15 тыс. хуттеритов, распределенных в 80-ти общинах. В 1770 г. все хуттериты поселились на Украине, откуда в 1870-х годах они переправились на американский континент. В 1965 г. их насчитывалось там около пятнадцати тысяч.

Важную роль в истории анабаптизма сыграл город Страсбург, расположенный на перекрестке европейских дорог. Этот город отличался традиционной веротерпимостью. Анабаптисты стали прибывать в Страсбург в 1526 г. Среди первых, прибывших сюда, были швейцарские братья Михаил Саттлер и Вильгельм Ройблин; в свое время здесь трудился Г.Денк. В Страсбурге долгое время жил Пильграм Марпек, талантливый инженер и талантливый анабаптистский богослов второго поколения (ум. в 1556 г.).

Следующей фазой развития анабаптизма стало менонитство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: