Московский открытый социальный университет (институт)
Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Гуровец Г.В., Семенова Т.В.
Учебная программа и методические рекомендации по дисциплине
«Возрастная анатомия и физиология»
Москва- 2005 г
Гуровец Г.В., Семенова Т.В. Возрастная анатомия и физиология.-М.: МОСУ, 2005 г.
Рецензент: Дружиловская О.В., к.м.н., доцент
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом.
Протокол №________от_________________200____г.
Цели и задачи учебной дисциплины
Цель дисциплины «Возрастная анатомия и физиология» - подготовка студентов в теоретическом и практическом плане к изучению строения и функционирования всех систем организма в разные возрастные сроки, изучение влияния разнообразных факторов внешней среды на развитие ребенка и его состояние здоровья.
Дисциплина способствует решению следующих задач:
-знакомствосособенностями развития детского организма;
|
|
-раскрытие взаимосвязи и взаимозависимости функций органов и тканей;
-изучение и анализ организации режима дня и питания, биоритма жизни и влияния окружающей среды на развитие ребенка.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В процессе изучения данного курса студенты должны знать:
-строение органов и тканей;
-физиологию функционирования органов в детском возрасте;
-возрастные анатомо-физиологические особенности организма у аномальных детей;
-терминологию, используемую для обозначения нормы и патологии;
-гигиенические нормы, предусмотренные в дошкольных образовательных учреждениях;
-основы личной гигиены ребенка;
-организацию и оборудование специализированных дошкольных учреждений.
В конце изучения данного курса студенты должны уметь:
-анализировать литературные источники;
-соотносить и понимать анамнестические данные нормального и аномального ребенка;
-сопоставлять рост и развитие ребенка с паспортными данными;
-анализировать медицинское заключение врача педиатра о состоянии здоровья ребенка для создания благоприятных условий пребывания в дошкольном учреждении;
-пользоваться атласами и медицинскими словарями;
-анализировать гигиенические требования, которые применяются к детским учреждениям.
В процессе освоения программы курса студенты делают тематические сообщения, выполняют практические задания, пишут рефераты.
Курс «Возрастная анатомия и физиология» тесно связан с такими дисциплинами, как «Педиатрия», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы генетики», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатология», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Анатомия, физиология и патология органа зрения», а также «Педагогика», «Психология», «Методика физического воспитания воспитание детей с проблемами в развитии».
|
|
Полученные знания должны быть основой, необходимой студенту для овладения умениями и навыками, используемыми в повседневной работе дефектолога специализированного дошкольного образовательного учреждения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Курс «Возрастная анатомия и физиология» рассчитан на студентов первого курса (1 семестр) и является базовым из дисциплин медицинского блока. В связи с чем, полученные студентами знания должны стать основой для восприятия более сложных дисциплин, таких как «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы генетики», «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Невропатология», «Психопатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи», «Анатомия, физиология и патология органа зрения».
«Анатомия», «Физиология» и «Гигиена» - отдельные науки, включающие в себя обширное количество информации. Поэтому при изложении курса «Возрастная анатомия и физиология» основное внимание уделено тем вопросам, которые являются наиболее актуальными в работе дефектолога специализированного дошкольного учреждения.
Данная дисциплина содержит лекции, семинарские и самостоятельные занятия.
В лекционном курсе рассматриваются вопросы строения, функционирования разных систем организма в возрастном аспекте, а также вопросы гигиены в детских учреждениях.
Семинарские и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса. А так же предусматривают анализ и конспектирование специальной литературы; подготовку докладов и рефератов; работу с атласами, схемами и медицинскими словарями.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050713 - Специальная дошкольная педагогика и психология.