Государственное регулирование в отрасли

 

Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными уч­реждениями с целью адаптации социально-экономической систе­мы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим ус­ловиям.

На основе длительного опыта функционирования рыночной экономики в западных странах установлено, что несмотря на спо­собность рыночного механизма обеспечить в целом эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности.

В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:

1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают

национальную оборону,

обеспечение общественного порядка,

контроль за состоянием окружающей среды,

образование,

здравоохранение и др.

В данном случае рынок оказывается «недостаточным» регулятором в сфере производства и распределения общественных благ, и государство берет эту функцию на себя. Один из возможных спосо­бов решения этой проблемы — производство части соответствую­щих благ на государственных предприятиях. Более эффективным оказывается вариант косвенного вмешательства, когда государство выступает как посредник между производителями и потребителя­ми этих благ, аккумулирует полученные средства (налоги) и на­правляет их для производства соответствующих благ путем оплаты частным организациям, субсидирования производства и др.

2. Устранение отрицательных побочных результатов экономичес­кой деятельности — распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Сущность его можно пояс­нить на следующем примере. На благосостояние потребителя мо­жет оказывать негативное влияние организация, загрязняющая (но в пределах допустимых норм выброса) окружающую среду, что являет­ся побочным результатом деятельности организации, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.

Возникающий побочный результат может носить и положительную направленность. Осуществляя какие-либо нововведения, предприятия ориентируются на будущий спрос, на те цены, которые потребители согласны заплатить за новую продукцию. Однако уста­навливаемые цены не отражают всех выгод общества от данного нововведения. Инновации как вклад в общую сумму накопленных знаний способствуют дальнейшим нововведениям. Определение же степени влияния данного нововведения на следующие за ним ин­новации, а следовательно и размер платы, которую предприятие может потребовать с последующих инноваторов, связано, как правило, с большими издержками и невыгодно для предприятия.

В целом для общества полезный эффект побочных результатов деятельности предприятия может оказаться либо выше индивидуальных оценок (если последние являются позитивными), либо ниже (если они будут негативными). Поэтому государство может устранить несостоятельность рынка, уравняв индивидуальные и обще­ственные оценки деятельности субъектов рынка.

При негативном побочном результате это обеспечивается за счет дополнительного налогообложения производителя, прямого административного вме­шательства и т.п. В случае возникновения позитивного побочного эффекта используются налоговые льготы и субсидии.

3. Решение проблем, связанных с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективно­му распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоот­ношения между участниками. Такого рода явления принято обо­значать как интернальные явления.

Интерналии — издержки или вы­годы, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключе­нии последней. Примером интерналий может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося не­качественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сто­рон; выигрыш организации от повышения квалификации рабочего за счет его.обучения без дополнительной оплаты и т.п.

Затраты на получение информации, способной устранить неопределенность относительно всех возможных последствий потенциальной сделки, могут оказаться значительно выше выгод, полученных в ее результате.В этих и аналогичных случаях затраты субъек­тов рынка на получение дополнительной информации нередко ока­зываются выше выгод, получаемых в итоге предпринимаемых уси­лий. В связи с этим в большинстве случаев сделки заключаются в условиях информационной асимметрии, что и приводит к возник­новению интерналий.

Активную роль в устранении интерналий призвано сыграть государство. Одним из путей решения данной проблемы являете правовое обеспечение бизнеса. Так, заключение контрактов значительно упрощается, если правовая система предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, а также санкции за нарушение контрактов..

4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала. Барьерами для доступа нового предприятия на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в издержках производства у организаций, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источникам сырья и т.п.). Издержки, которые придется нести вступающим на рынок предприятиям, — это затраты, которыми обусловлена возможность вхождения в рынок и которые должны быть покрыты из будущей выручки.

Действующие же в отрасли предприятия не несут этих сделанных в прошлом затрат при принятии экономических решений.Поэтому ожидаемая норма прибыли для потенциальных конкурентов оказывается ниже, чем у действующих в отрасли компаний. Это снижает конкурентоспособность новых предприятий и понижает для них привлекательность вступления на такой рынок.

Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях:

1) понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот или

2) увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключе­ния этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенци­альными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.

Вмешательство государства, особенно при отсутствии развитого, контроля за его деятельностью, может привести не к выигрышу, а к потере эффективности. Такое явление получило название «государственной недостаточности» (по аналогии с рыночной недостаточностью).

Различают следующие формы, государственного регулирования экономики:

полный государственный монополизм в управлении экономикой ЦП (СССР);

крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США);

различное сочетание рыночных и государственных регуляторов (японская и западно-европейская модели социально ориентиро­ванного рыночного хозяйства).

Прямое государственное экономическое регулирование включает, как правило, три основных эле­мента:

государственные субсидии;

государственное предпринимательство;

государственное программирование (планирование).

Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как пра­вило, жизненно важным в экономической структуре страны отрас­лям, где функционирование предприятий недостаточно рентабель­но или убыточно.

Государственное предпринимательство включает создание и уп­равление производственной, экономической и социальной деятель­ностью государственных предприятий. Государственные и муниципальные предприя­тия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критичес­ких ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предприниматель­ских кадров, проблемой безработицы и т.д.).

К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе.

Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:

конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;

структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.

Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государствен­ного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:

— заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;

— состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;

— объем государственных заказов ограничивается размерами госу­дарственного бюджета;

— заказы размещаются и выполняются на договорной основе.

Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регу­лирование. Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы на­логового регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются не­зависимо.

Наиболее действенным методом косвенного регулирования де­ятельности предприятий государством является налоговое регули­рование. Как известно, налоговая система выполняет, по крайней мере, три основные задачи:

— аккумулирует финансовые средства, необходимые государству для реализации его функций;

— перераспределяет национальный доход в зависимости от соци­альных и политических приоритетов с целью обеспечения соци­альной справедливости, защиты интересов малоимущих граж­дан и стабильности в обществе;

— способствует решению наиболее актуальных проблем общества, поощряя те виды деятельности, которые являются приоритет­ными в данный период.

Разновидностью налогового регулирования деятельности предпри­ятий является амортизационное регулирование, как правило, исполь­зуемое для ускорения научно-технического прогресса в тех или иных отраслях, регионах и др.

В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый моральный износ производственного оборудования, за­кономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. Естественно, что в таких ус­ловиях важное место в активе баланса принадлежит амортизацион­ным отчислениям, а для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволя­ющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сро­ки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инве­стиционные возможности предприятия.

В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и умень­шением, например, импортных и экспортных таможенных сборов государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или пониже­ния конкурентоспособности отечественной продукции.

Особое место в регулировании деятельности предприятий зани­мает кредитно-денежное регулирование. Как известно, в переводе кредит означает доверие (лат. credo — верю). Кредит — ссуда в де­нежной или товарной форме, предоставленная кредитором заем­щику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщи­ком процента за пользование ссудой. Сама природа рыночной экономики не допускает бездействия денежных средств, образующихся на определенных этапах деятельности субъектов рынка, в том числе и государства.

Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация национальной валю­ты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможно­сти предприятий, стимулируя тем самым деловую активность отечественных производителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: