Государственное регулирование экономики представляет систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с целью адаптации социально-экономической системы и отдельных ее субъектов к изменяющимся экономическим условиям.
На основе длительного опыта функционирования рыночной экономики в западных странах установлено, что несмотря на способность рыночного механизма обеспечить в целом эффективное использование ресурсов, в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою «недостаточность» с точки зрения достижения максимально возможной эффективности.
В этих случаях необходимо вмешательство государства. Как правило, такое вмешательство направлено на:
1. Удовлетворение потребности в общественных благах, которые включают
национальную оборону,
обеспечение общественного порядка,
контроль за состоянием окружающей среды,
образование,
здравоохранение и др.
В данном случае рынок оказывается «недостаточным» регулятором в сфере производства и распределения общественных благ, и государство берет эту функцию на себя. Один из возможных способов решения этой проблемы — производство части соответствующих благ на государственных предприятиях. Более эффективным оказывается вариант косвенного вмешательства, когда государство выступает как посредник между производителями и потребителями этих благ, аккумулирует полученные средства (налоги) и направляет их для производства соответствующих благ путем оплаты частным организациям, субсидирования производства и др.
|
|
2. Устранение отрицательных побочных результатов экономической деятельности — распространенная функция государственного регулирования рыночной экономики. Сущность его можно пояснить на следующем примере. На благосостояние потребителя может оказывать негативное влияние организация, загрязняющая (но в пределах допустимых норм выброса) окружающую среду, что является побочным результатом деятельности организации, не отражающимся в рыночных ценах на ее продукцию.
Возникающий побочный результат может носить и положительную направленность. Осуществляя какие-либо нововведения, предприятия ориентируются на будущий спрос, на те цены, которые потребители согласны заплатить за новую продукцию. Однако устанавливаемые цены не отражают всех выгод общества от данного нововведения. Инновации как вклад в общую сумму накопленных знаний способствуют дальнейшим нововведениям. Определение же степени влияния данного нововведения на следующие за ним инновации, а следовательно и размер платы, которую предприятие может потребовать с последующих инноваторов, связано, как правило, с большими издержками и невыгодно для предприятия.
|
|
В целом для общества полезный эффект побочных результатов деятельности предприятия может оказаться либо выше индивидуальных оценок (если последние являются позитивными), либо ниже (если они будут негативными). Поэтому государство может устранить несостоятельность рынка, уравняв индивидуальные и общественные оценки деятельности субъектов рынка.
При негативном побочном результате это обеспечивается за счет дополнительного налогообложения производителя, прямого административного вмешательства и т.п. В случае возникновения позитивного побочного эффекта используются налоговые льготы и субсидии.
3. Решение проблем, связанных с недостаточной (асимметричной) информацией у участников экономических сделок. К неэффективному распределению ресурсов может привести такая ситуация, при которой в сделках не предусмотрены все экономические взаимоотношения между участниками. Такого рода явления принято обозначать как интернальные явления.
Интерналии — издержки или выгоды, получаемые участниками сделки, не оговоренные при заключении последней. Примером интерналий может служить ущерб, полученный покупателем от потребления товара, оказавшегося некачественным; безнаказанное нарушение контракта одной из сторон; выигрыш организации от повышения квалификации рабочего за счет его.обучения без дополнительной оплаты и т.п.
Затраты на получение информации, способной устранить неопределенность относительно всех возможных последствий потенциальной сделки, могут оказаться значительно выше выгод, полученных в ее результате.В этих и аналогичных случаях затраты субъектов рынка на получение дополнительной информации нередко оказываются выше выгод, получаемых в итоге предпринимаемых усилий. В связи с этим в большинстве случаев сделки заключаются в условиях информационной асимметрии, что и приводит к возникновению интерналий.
Активную роль в устранении интерналий призвано сыграть государство. Одним из путей решения данной проблемы являете правовое обеспечение бизнеса. Так, заключение контрактов значительно упрощается, если правовая система предусматривает стандартные формы договоров и четкую процедуру заключения сделок, а также санкции за нарушение контрактов..
4. Обеспечение свободного внутри- и межотраслевого перелива капиталов. Даже в условиях поддержки конкуренции рынок может оказаться недостаточным из-за существования барьеров для свободного перелива капитала. Барьерами для доступа нового предприятия на рынок могут оказаться абсолютные преимущества в издержках производства у организаций, уже действующих на данном рынке (исключительное владение технологией, доступ к дешевым источникам сырья и т.п.). Издержки, которые придется нести вступающим на рынок предприятиям, — это затраты, которыми обусловлена возможность вхождения в рынок и которые должны быть покрыты из будущей выручки.
Действующие же в отрасли предприятия не несут этих сделанных в прошлом затрат при принятии экономических решений.Поэтому ожидаемая норма прибыли для потенциальных конкурентов оказывается ниже, чем у действующих в отрасли компаний. Это снижает конкурентоспособность новых предприятий и понижает для них привлекательность вступления на такой рынок.
Существование барьеров для свободного перелива капиталов свидетельствует о недостаточности рынка и необходимости государственного вмешательства. Государство, стремясь оживить конкуренцию, может действовать в двух направлениях:
1) понизить для вступающих в отрасль предприятий первоначальные издержки на организацию производства путем предоставления им льготных кредитов, субсидий, налоговых льгот или
|
|
2) увеличить ожидаемую выручку созданием наиболее благоприятных условий для заключения этими предприятиями долгосрочных контрактов с потенциальными потребителями этой продукции, в результате чего обеспечивается защита инвестиций от невосполнимых издержек.
Вмешательство государства, особенно при отсутствии развитого, контроля за его деятельностью, может привести не к выигрышу, а к потере эффективности. Такое явление получило название «государственной недостаточности» (по аналогии с рыночной недостаточностью).
Различают следующие формы, государственного регулирования экономики:
полный государственный монополизм в управлении экономикой ЦП (СССР);
крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного частного предпринимательства (США);
различное сочетание рыночных и государственных регуляторов (японская и западно-европейская модели социально ориентированного рыночного хозяйства).
Прямое государственное экономическое регулирование включает, как правило, три основных элемента:
государственные субсидии;
государственное предпринимательство;
государственное программирование (планирование).
Государственные субсидии можно определить как безвозмездную ссуду, которая полностью или частично покрывает издержки производства ее получателя. Субсидии предоставляются, как правило, жизненно важным в экономической структуре страны отраслям, где функционирование предприятий недостаточно рентабельно или убыточно.
Государственное предпринимательство включает создание и управление производственной, экономической и социальной деятельностью государственных предприятий. Государственные и муниципальные предприятия возникают как по политическим и идеологическим мотивам, так и вследствие «недостаточности» рынка в некоторых критических ситуациях (вызванных войной или стихийными бедствиями, разрушительным воздействием на отечественную промышленность зарубежных конкурентов, нехваткой капитала и предпринимательских кадров, проблемой безработицы и т.д.).
|
|
К числу важнейших элементов прямого государственного регулирования в странах с рыночной экономикой относится государственное программирование, представляющее собой механизм формирования и реализации комплекса мероприятий по решению крупной народнохозяйственной или региональной задачи через создание необходимой продукции или услуги и размещение с помощью контрактного финансирования государственных заказов на предприятиях различной формы собственности на конкурсной основе.
Существуют следующие основные типы государственных экономических программ:
конъюнктурные, имеющие целью решение проблем текущей сбалансированности и стабилизации экономики;
структурные, имеющие целью решение ключевых проблем национальной или региональной экономики.
Планирование и реализация конкретных мероприятий по государственным программам осуществляется при помощи государственного заказа. Формирование и реализация государственного заказа подчиняются следующим принципам:
— заказчиком продукции выступает государство, располагающее финансовыми и иными ресурсами и передающее определенные права своим исполнительным органам;
— состав заказов связан с системой общегосударственных потребностей и функциями государства в различных отраслях общественно-политической жизни страны, которые по объективным причинам не могут быть реализованы;
— объем государственных заказов ограничивается размерами государственного бюджета;
— заказы размещаются и выполняются на договорной основе.
Косвенное регулирование включает такие виды, как налоговое, таможенное, амортизационное, кредитно-денежное и валютное регулирование. Следует отметить, что таможенное и амортизационное регулирование являются составляющими более общей системы налогового регулирования, однако ввиду их значительного влияния на результаты деятельности предприятий они рассматриваются независимо.
Наиболее действенным методом косвенного регулирования деятельности предприятий государством является налоговое регулирование. Как известно, налоговая система выполняет, по крайней мере, три основные задачи:
— аккумулирует финансовые средства, необходимые государству для реализации его функций;
— перераспределяет национальный доход в зависимости от социальных и политических приоритетов с целью обеспечения социальной справедливости, защиты интересов малоимущих граждан и стабильности в обществе;
— способствует решению наиболее актуальных проблем общества, поощряя те виды деятельности, которые являются приоритетными в данный период.
Разновидностью налогового регулирования деятельности предприятий является амортизационное регулирование, как правило, используемое для ускорения научно-технического прогресса в тех или иных отраслях, регионах и др.
В условиях научно-технического прогресса, когда происходит быстрый моральный износ производственного оборудования, закономерной тенденцией становится повышение норм амортизации и сокращение амортизационных сроков. Естественно, что в таких условиях важное место в активе баланса принадлежит амортизационным отчислениям, а для обновления производственного аппарата особое значение имеет политика ускоренной амортизации, позволяющая списывать стоимость основного капитала в более короткие сроки и по более высоким нормам амортизации и увеличивающая инвестиционные возможности предприятия.
В системе мер государственного регулирования значительное место занимает таможенное регулирование. Увеличением и уменьшением, например, импортных и экспортных таможенных сборов государство усиливает или снижает деловую активность в тех или иных отраслях промышленности за счет повышения или понижения конкурентоспособности отечественной продукции.
Особое место в регулировании деятельности предприятий занимает кредитно-денежное регулирование. Как известно, в переводе кредит означает доверие (лат. credo — верю). Кредит — ссуда в денежной или товарной форме, предоставленная кредитором заемщику на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заемщиком процента за пользование ссудой. Сама природа рыночной экономики не допускает бездействия денежных средств, образующихся на определенных этапах деятельности субъектов рынка, в том числе и государства.
Еще одной формой государственного регулирования является валютное регулирование. Девальвируя или ревальвируя национальную валюту, государство тем самым делает выгодным или невыгодным экспорт или импорт продукции. Девальвация национальной валюты делает невыгодным импорт и расширяет экспортные возможности предприятий, стимулируя тем самым деловую активность отечественных производителей.