Примерный перечень вопросов к экзамену по биологии. Третий вопрос билета. Предусматривает контроль знаний личностно ориентированного характера об организме человека

Третий вопрос билета. Предусматривает контроль знаний личностно ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни.

1) Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоровье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни.

2) Зрительный анализатор, строение и значение. Нарушения зрения, профилактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необ­ходимо строго соблюдать режим труда и отдыха?

3) Используя знания о мочевыделительной системе, ее строении и фун­кциях, раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для сохране­ния здоровья. Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и бесконтрольное применение лекарственных препаратов? Ответ поясните.

4) Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (со­четание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим пита­ния и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, бы­стро прибавляют в весе.

5) Используя знания о составе и группах крови, дайте научное обосно­вание значения переливания крови, ее свертывания. Почему при взятии проб крови на анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами?

6) Используя знания о строении и функциях кожи, дайте обоснование гигиенических требований, предъявляемых к одежде. Какова доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожении? Почему очень вредно ходить в холодное время года без головного убора?

7) Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясни­те, почему тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги?

8) Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, рас­кройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отравле­ний, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось чис­ло заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания?

9) Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскрой­те особенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, травмах черепа.

10) Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку дела­ют прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организ­ма? Как защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом?

11) Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в орга­низме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гипо­динамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

12) Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлек­сов. Составьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объяс­ните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных реф­лексов человека.

13) Объясните роль системы органов дыхания в поддержании постоянства внут­ренней среды организма человека. Заболевания органов дыхания. Какие меры про­филактики позволят вам защитить себя от заболеваний гриппом, ОРЗ, туберкулезом?

14) Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

15) Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Определи­те, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ.

16) Отделы нервной системы: центральный и периферический. Какие причины, вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно пре­дупредить некоторые заболевания мозга? В чем заключается вредное воз­действие наркотических веществ и алкоголя на мозг?

17) Раскройте механизм вдоха и выдоха, значение чистоты атмосферного воздуха как фактора здоровья. Почему отравление угарным газом опасно для здоровья? Как оказать первую помощь при отравлении угарным газом и спасении утопающего?

18) Раскройте особенности газообмена в легких и тканях, взаимосвязь ды­хательной и кровеносной систем. В чем состоит доврачебная помощь при остановке дыхания?

19) Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осан­ки, искривления позвоночника и возникновения плоскостопия.

20) Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно при­сутствовать белки.

21) Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохране­ния витаминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты?

22) Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щито­видной железы и надпочечников)?

23) Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме

24) Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилактика болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и по садке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать.

25) человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Какие приемы пер­вой помощи оказывают при кровотечениях?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: