Примерный перечень вопросов к экзамену по биологии. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) освоение образовательных программ по биологии завершается итоговой аттестацией

БИОЛОГИЯ

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) освоение образовательных программ по биологии завершается итоговой аттестацией выпускников основной школы. В практике работы школ Российской Федерации используются различные формы итоговой аттестации выпускников по биологии: устный экзамен по билетам, защита реферата, собеседование, итоговое тестирование. Экзамен по биологии, проводимый в любой форме, является экзаменом по выбору ученика.

Для проведения устного экзамена по биологии в 9-м классе предлага­ется комплект примерных экзаменационных билетов. Они составлены с учетом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Экзаменационные билеты контролируют усвоение содержания курса био­логии основной школы, его инвариантное ядро, не выходящее за рамки стандарта. Проверяемое содержание соответствует целям изучения курса биологии в основной школе, требованиям к уровню подготовки выпускни­ков. Это позволяет использовать их для итоговой аттестации в образователь­ных учреждениях независимо от программ и учебников, рекомендованных или допущенных министерством.

При разработке билетов учитывалось, что в основной школе, с одной стороны, закладываются основы для последующего изучения курса биологии в сред­ней (полной) школе, формируется эмпирический базис для знакомства с биологическими теориями и закономерностями, а с другой — вводится ряд общебиологических понятий, среди них главное внимание уделяется следу­ющим: признаки живых организмов, гены и хромосомы, деление клетки, наследственность и изменчивость, генетика, искусственный отбор, учение об эволюции органического мира, экосистема и биосфера. Это делает курс биологии девятилетней школы относительно завершенным и функциональ­но полным и позволяет выявить учебные достижения выпускников, осуще­ствить дифференциацию учащихся по уровню биологической подготовки с целью определения их дальнейшего жизненного пути.

Поскольку в новых образовательных стандартах предпринята попытка реализа­ции компетентностного подхода, в экзаменационные билеты включены вопросы и задания, которые позволят не только оценить учебные достижения выпускников, но и выявить их умения применять теоретические знания на практике, в нестандарт­ных ситуациях. С этой целью в билеты включены вопросы, контролирующие обще­учебные умения, а также знания о социальной сущности человека, его психологии и поведении, здоровом образе жизни, сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих, соблюдении норм поведения в природе.

Содержание учебного материала, проверяемое билетами, соотнесено с объемом времени, отводимого на изучение биологии в основной школе базис­ным учебным планом (в 6-м классе — 1 час в неделю, в 7-9 классах — по 2 часа в неделю).

Как показывает многолетний опыт проведения экзаменов по биологии в школе, число экзаменационных билетов должно быть не менее 25 и содержать по три вопроса в каждом билете, что позволяет при организации итогового контроля осуществить ши­рокий охват основного содержания школьного курса биологии на II ступени обучения.

Каждый билет включает три вопроса: первый вопрос направлен на проверку теоретических общебиологических знаний по цитологии, эволюции, экологии, генети­ке; второй вопрос предполагает выявление у выпускников знаний о клас­сификации, многообразии и эволюции живой природы, взаимосвязи орга­низмов и окружающей среды, умений применять эти знания на практике в различных жизненных ситуациях; третий вопрос предусматривает контроль знаний личностно ориентированного характера об организме человека, его строении, жизнедеятельности, гигиенических нормах и правилах здорового образа жизни. Для ответа выпускник может использовать имеющееся в школе оборудование, предусмотренное требованиями стандарта и соответ­ствующее перечню учебного оборудования для основной школы. Оно не должно содержать подсказки.

Примерное время, отводимое на подготовку выпускника к ответу, — 20-30 минут.

Предлагаемый комплект билетов может корректироваться с учетом особенностей оснащения биологического кабинета школы оборудованием, а также в зависимости от природного окружения с целью реализации регионального подхода к обучению.

Рекомендации по оцениванию ответа выпускника основной школы по биологии

При оценивании ответа главное внимание обращается на соответствие знаний и умений выпускника требованиям государственного стандарта основного общего образования. Ответ выпускника на каждый вопрос оценивается отдельно по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из трех вопросов билета и является их среднеариф­метическим. При оценивании отдельных заданий можно руководствоваться следующими критериями, которые дают учителю ориентиры и носят реко­мендательный характер:

Первый вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает знания основ­ных теорий, законов, общебиологических понятий; логично излагает основ­ные положения и принципы биологических закономерностей, признаки био­логических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимо­связь; конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами, составляющими основу выводов, обобщений и доказательств. Вы­пускник демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравни­вать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник не полностью раскры­вает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, до­пускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности разных царств живой природы, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые био­логические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений, или ответ полностью отсутствует.

Второй вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник осваивает знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и орга­низмов растений, животных, грибов, природных и искусственных экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, круговорот веществ в экосис­темах). Наряду с освоенными знаниями учащийся демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необхо­димость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы орга­нов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; съедобные и ядовитые грибы; выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания; анализировать последствия деятельности человека в экосистемах.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распозна­вать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет отрывочные знания об усложнении растений и животных в процессе эволюции, экологических факторах, экосистемах, биоразнообразии, его роли в сохранении биосферы, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления, выявлять различные типы биологических связей в природе.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник допускает грубые био­логические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практи­ческими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы экзаменатора или не дает ответа на предложенный вопрос.

Третий вопрос билетов

Отметка «5» ставится, если в ответе выпускник показывает освоение знаний о строении, функциях, размножении, гигиене человека, его биоло­гической и социальной сущности, высшей нервной деятельности; овладение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, зависимости здоровья от состояния окружающей среды, соблюдения мер профилактики различных заболеваний, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Учащийся в ответе не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если в ответе выпускник допускает незначитель­ные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демон­стрирует владение умениями применять полученные знания для объясне­ния жизнедеятельности собственного организма, причин наследственных и приобретенных заболеваний, их профилактики, влияния факторов риска на здоровье и здоровье окружающих.

Отметка «3» ставится, если выпускник имеет фрагментарные знания о строении и жизнедеятельности человека, внутренней среде организма, им­мунитете, рефлексе как основе жизнедеятельности организма, неправильно трактует биологические понятия, не может применить теоретические знания о строении и жизнедеятельности организма человека на практике и в повсед­невной жизни.

Отметка «2» ставится, если в ответе выпускник излагает лишь отдель­ные элементы знаний, не связанные между собой, допускает грубые био­логические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.

 


 

Примерный перечень вопросов к экзамену по биологии

Первый вопрос билета. Теоретические общебиологические знания по цитологии, эволюции, экологии, генети­ке

1) Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.

2) Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия деятель­ности человека в экосистемах. Сохранение экосистем.

3) Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использование в практике выращивания сельскохозяйственных растений и животных, микроорганизмов.

4) Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

5) Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.

6) Биосфера — глобальная экосистема, ее границы. Живое вещество биосфе­ры. Роль человека в сохранении биоразнообразия.

7) Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды растений и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчезающие виды растений.

8) Дыхание — один из признаков живых организмов. Роль кислорода в энергетическом обмене. Образование конечных продуктов в результате жизнедеятельности, их удаление из организма. Перечислите основные пра­вила гигиены дыхания.

9) Клетка — единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

10) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

11) Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль про­изводителей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе.

12) Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млеко­питающими животными и отличие от них.

13) Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

14) Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип.

15) Обмен веществ и превращение энергии — главный признак живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь.

16) Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.

17) Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме.

18) Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания.

19) Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема.

20) Разнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многокле­точного организма (на примере растительного или животного организма).

21) Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма.

22) Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

23) Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эф­фект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнения окружаю щей среды).

24) Экология — наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значение экологических знаний на современном этапе.

25) Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах.


 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: