Факторы влияющие на эластичность спроса

1. Заменимость — чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

2. Фактор времени — чем больше времени у потребителей дляпринятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

5.

6.

Совершенно неэластичный спрос {\displaystyle E_{P}^{D}=0} спрос не меняется при изменении цены: товары первой необходимости
Неэластичный спрос {\displaystyle -1<E_{P}^{D}<0} спрос изменяется меньше, чем цена: товары повседневного спроса или не имеющие замены
Единичная эластичность спроса {\displaystyle E_{P}^{D}=-1} спрос изменяется пропорционально цене (в противоположных направлениях)
Эластичный спрос {\displaystyle -\infty <E_{P}^{D}<-1} спрос изменяется больше, чем цена: товары имеют замену либо не играют важной роли для потребителя
Совершенно эластичный спрос {\displaystyle E_{P}^{D}=-\infty } спрос изменяется на конечную величину при бесконечно малом изменении цены: спрос очень зависим даже от незначительных колебаний цены

7.

Эластичность предложения – это понятие, характеризующее чувствительность (реакцию) предложения товаров на изменение их цены.

Eps- Коэффициент ценовой эластичности предложения

Q-изменение объема предложения

P-изменение цены

Эластичность предложения зависит от:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временно́го фактора (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

· 21

· Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложенияустанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

· Функции рынка труда

· Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

· Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

· Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

· Сегментация рынка труда – это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда.

· Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, схема управления.

· Вторичный рынок труда – это рынок, для которого характерны текучесть кадров, нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, рост квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.

· Причины разделения рынка труда на сегменты: различие в уровне экономической эффективности производства; различие в уровне социальной эффективности труда; различие в уровне социальной эффективности производства.

· Сегментация рынка труда предусматривает разделения рынка труда на внутренний и внешний. Внутренний рынок труда – это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначение цены рабочей силы и ее размещение определяются административными правилами и процедурами. Этот рынок обуславливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест.

· Внешний рынок труда – это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу.

· В сфере занятости населения выделяют сегментацию рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства.

· Всех лиц, занятых в экономике подразделяют на три группы: занятые в формальном государственном, формальном негосударственном, неформальном секторах. К последнему из названных относится не зарегистрированная в соответствии с законодательством экономическая деятельность, занятые в которой не платят налогов.

· Важной характеристикой рынка труда является его гибкость, которая увеличивает мобильность на нем. Гибкость может быть разных видов: количественной – выражающейся в изменении количества занятых, уровня заработной платы в ответ на изменение отдельных факторов; функциональной – предполагающей гибкие режимы труда и занятости, изменение в системах оплаты труда.

· 22

· Экономические основы заработной платы

· Сущность зарплаты: Большую часть доходов потребителей составляет заработная плата. Поэтому она оказывает определяющее влияние на величину спроса потребительских товаров и уровень цен. Существует две основных концепции определения природы зарплаты:

· 1) зарплата - цена труда. Её величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов(спроса и предложения).

· 2) зарплата - денежное выражение стоимости товара «рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами (спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение зарплаты от стоимости раб.силы).

· А.Смит считал, что труд выступает в качестве товара и имеет естественную цену, т.е. «естественную зарплату». Она определяется издержками производства, в состав которых он включал стоимость необходимых средств существования рабочего и его семьи. Величину зарплаты он определял физическим минимумом средств существования рабочего.

· Маркс разработал концепцию, в основу которой заложил положение о разграничении «труд» и «рабочей сила» и обосновал, что труд не может быть товаром и не имеет стоимости. Товаром является рабочая сила, обладающая способностью к труду, а зарплата выступает в качестве цены этого товара в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает зарплату не за весь труд, а только за необходимый труд. Экономическая природа зарплаты состоит в том, что за счет этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспечивающие процесс воспроизводства рабочей силы. Он установил, что зарплата зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности труда, его сложности и от рыночной конъюнктуры.

· Номинальная и реальная зарплата.

· Номинальная – сумма денег, которую получает работник наемного труда за определенный период времени: за день, неделю, месяц.

· Реальная зарплата - масса жизненных благ и услуг, которую можно приобрести за те денежные средства, которые получает работник в виде зарплаты. Это покупательная способность номинальной зарплаты. Она находится в прямой зависимости от уровня номинальной и в обратной пропорциональности от уровня цен на предметы потребления и услуги.

· Формы зарплаты.

· Повременная зарплата - определяется продолжительностью затрат труда на производстве. Величина зарплаты при повременной оплате выступает в виде дневной или недельной оплаты труда. При одинаковой повременной зарплате, но при разной продолжительности рабочего дня фактическая оплата труда будет неодинаковой. Поэтому для сравнения уровня оплаты труда разных рабочих используют показатель «цена труда», т.е. одного часа труда. Он определяется путем деления дневной зарплаты на продолжительность рабочего дня в часах. Повременная форма зарплаты позволяет предпринимателю добиться снижения фактического заработка за счет удлинения продолжительности рабочего дня.

· Поштучная или сдельная оплата труда - применяется на работах, где труд поддается точному и полному учету. Наибольшая эффективность от ее использования может быть получена на работах с использованием норм выработки. Сдельная форма оплаты стимулирует рост производительности и интенсивности труда, усиливает значение индивидуальных различий между рабочими в размерах заработка, конкуренцию между рабочими.

· Гибкие формы оплаты труда, используемые в рыночных условиях. Например, в США традиционно используется 3 вида наемного труда: почасовая заработная плата рабочих, годовое жалование служащих, единовременное награждение административных руководителей.

· Почасовую оплату труда - когда наряду с твердым жалованием предусматривается вознаграждение по результатам работы на принципах долевого участия работников в прибылях компании на основе их индивидуальной квалификации и личного трудового вклада.

· Участие в доходах. Доход определяется как разница между затратами и результатами хоз. деятельности. Вознаграждение выплачивается за выполнение производственного задания, которое может включать так же требования по повышению производительности труда, качества и культуры обслуживания.

· Участие в прибылях. Работники по найму получают дифференцируемое годовое вознаграждение из прибыли компании. След., возникает коллективная заинтересованность рабочих, служащих и работодателей в увеличении прибыли компании.

· Единовременное вознаграждение. При использовании этой формы оплаты труда вместо систематического повышения зарплаты компания выплачивает своим работникам единовременное вознаграждение наличными за конкретно выполненное задание.

· Плата за квалификацию и знания предполагает повышение зарплаты рабочих и служащих в зависимости от личной квалификации, числа выполняемых заданий, качества их выполнения.

 

23

Измерение безработицы. Типы безработицы

Безрабо́тица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Первый показатель — уровень безработицы, отражающий долю безработных в общей численности трудоспособного населения:

Для получения показателя рабочей силы из численности все­го населения страны необходимо вычесть численность детей и подростков до 16 лет; учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений; пенсионеров (по старости и другим основа­ниям); людей, находящихся в местах заключения; лиц, ведущих домашнее хозяйство; недееспособных граждан (лиц, находящих­ся в психиатрических лечебницах); военнослужащих


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: